Соцсети:

Узнавание без удивления

20 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

В кемеровском Доме художников открылась традиционная городская выставка «Лучшая работа года-2010». О победителях конкурса наша газета уже сообщала; однако стоит сказать несколько слов и о самой выставке.
Обладатель Гран-при Иван Иванович Филичев дал на выставку три орнаментальных натюрморта в своей характерной поздней манере: буйство растительной стихии заполняет здесь все пространство холста без просвета и передышки. «Сибирский букет», «Цветы и груши», «Вот такая сирень»: почти квадратные полотна одинакового размера смотрятся как триптих. Понятно, в решении жюри угадывается некий жест в сторону патриарха кемеровской живописи; но и сами полотна – вполне достойные. По крайней мере, это настоящий узнаваемый Филичев, в отличие от некоторых экспериментов последних лет, когда Иван Иванович брался, например, изображать рудознатца Михайлу Волкова со товарищи в позе «Охотников на привале» Перова.Ольга Чукина представила настоящий триптих: серия носит привычное название «Апрельские тезисы» и изображает сирые весенние пейзажи в привычной для художницы броской романтической манере. Евгения Юманова в портрете писателя Сергея Алексеева («Солнце Аркаима») также узнаваема: плакатная живопись на грани китча плюс нарочитый символизм идолопоклоннических орнаментов. Александр Макеев также предложил характерную работу «Мой ангел»: обнаженная дамочка в размыто-символических то ли рощах, то ли кущах. Александр Чернов дал очередной натюрморт на фоне пейзажа, в почти пуантилистской технике, тоже давно привычной («Калина на веранде»). Вообще такое впечатление, что никто из известных кемеровских мастеров не попытался удивить ни коллег, ни публику, ни самого себя.Исключение составляет разве что Александр Ротовский, который в последние годы решительно отошел от привычной графики и выставляет то керамику, то резьбу. Вот и нынче он дал на выставку работу «Вдвоем» (деревянная старушка с обобщенными чертами, то ли идол, то ли матрешка; у ног ее свернулась вполне реалистическая кошка). За что и схлопотал приз в номинации «Открытие». Нам все-таки представляется, что подлинные открытия Ротовский совершал в своих знаменитых графических сериях, к которым нынче поостыл.Вообще же скульптуры и декоративного искусства на выставке немного. Гобелен Инны Акимовой «Осенние мотивы», с мотивом распятия, дважды повторенным. Очередной завязанный в узел герой Валерия Трески; композиция называется «Состояние на 18 января» и, вероятно, намекает на расстройство после затянувшихся праздников. Плюс расписные тарелочки Ольги Кондрашиной да единственное минималистское берестяное панно Евгения Животова.Признанные лидеры последних лет по части живописи отделались невнятными репликами или вовсе промолчали. Это относится, прежде всего, к Андрею Дрозду, Юрию Белокриницкому, Александру Новикову. С другой стороны, молодых художников на выставке тоже мало, и их работы особенно не удивляют – ни в творческом, ни в технологическом плане.В общем, в Кемерове уже не первый год поговаривают, что конкурс в нынешнем виде себя изжил и его надо как-то реформировать. Возможно, просто добавить денег в призовой фонд, а то вознаграждения в отдельных номинациях сделались уже почти символическими.

Юрий ЮДИН.
На снимке Гобелен Инны Акимовой «Осенние мотивы»

Фото Федора Баранова.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс