Актуальное

Концерт для воображаемых горна и виолончели

14 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

Песня «Девушка с веслом на лихом коне» Бориса Гребенщикова обрамляет премьерный спектакль Новокузнецкого театра драмы «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова: она заявленав начале и звучит в финале. Девушка с веслом собственной персоной присутствует и на сцене, как и друг её, «пионер с трубой»,- тоже из этой песни. «Знаковые» образы парковой скульптуры передают зрителю свой привет (постановка и сценография Петра Шерешевского) из советских времён.

Жанр спектакля — ностальгическая история, и сочиняет её Андрей Григорьевич Сарафанов (арт. Анатолий Смирнов). События начинаются с того, что он сообщает зрителю: «…мне надо завершить одну вещь. Я выскажу главное, только самое главное… никто не сделает это, кроме меня». Эта реплика станет лейтмотивом спектакля, а начатый Сарафановым труд, символически воплощённый в образе белого шара, потом увеличится, как снежный ком, до огромных размеров. В горький момент разочарования он взвалит его на спину и понесёт, как «крест» своей жизни. Нина (арт. Мария Захарова), рассказывая о «блаженном» отце, балансирует на шаре, как девочка Пикассо, как бы приглашая Бусыгина на роль тяжелоатлета. Этим же шаром, как игровым мячом, герои отражают реплики друг друга.

Уже в сценографии чувствуется сложное совмещение разных пластов мира предметного и воображаемого. Сцена покрыта белыми хлопьями не то снега, не то пуха, среди которого произрастают красноватые хрупкие цветы-деревья. Прозрачный белый полог закрывает декорацию и по мере развития событий то поднимается, то опускается. А за ним на сценической площадке – хаотичный и неяркий мир «рабочей слободки» и квартиры Сарафановых. Статуи живут в полном соответствии с игровой структурой спектакля. Словно составляя живые картины, к ним примериваются герои: то Васенька (арт. Александр Коробов) с горном копирует пионера, то Макарская (арт. Елена Амосова) вооружается веслом, заимствуя его у статуи. Впрочем, у Макарской, служащей секретарём в суде, есть атрибут поважней: она мечтательно играет на воображаемой виолончели, словно извлекая из неё сквозную мелодию спектакля.

Cюжет его хорошо знаком зрителю по одноименному фильму: это история про то, как два молодых человека, провожая знакомых девиц, оказались холодной весенней ночью в глухом пригороде и, чтобы пристроиться на ночлег, один из них назвался внебрачным сыном хозяина незнакомой квартиры. Потом эта случайная шутка обретёт продолжение, которое и составит смысл истории. Безусловно, и сочинитель, и двигатель, и главный герой спектакля — Сарафанов. В исполнении Анатолия Смирнова его отличает какое-то постоянное стремление навстречу ближнему, буквально излучаемые открытость и доверчивость. Этот кларнетист, музыкант-неудачник свято верит, что жизнь справедлива и «тех, кто прожил с чистым сердцем, она всегда утешит». В спектакле этот наивный ревнитель чистоты то и дело смахивает маленькой метёлкой какие-то несуществующие соринки с одежд персонажей. Он явно из породы чудаков, которые украшают мир, и из породы праведников, которые этот мир спасают.

Чудо преображения Бусыгина, которого тонко и драматично исполняет молодой артист Евгений Котин, происходит после безоглядно сердечного возгласа Сарафанова: «Сынок!» И всё – Бусыгин этот аванс доверия оправдывает. Никакие разоблачения и саморазоблачения над ними уже не властны. Спектакль вслед за пьесой открывает зрителю истинную природу правды и лжи. Иллюзия способна стать правдой, а вот предательство правдой стать не может.

Галина ГАНЕЕВА.
Фото Сергея Косолапова.


0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс