Соцсети:

Храните ваши денежки…

14 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

На прошлой неделе в мировой и российской банковской системах произошло два события, вызвавших немало беспокойства у той части населения, которая предпочитает хранить свои деньги на банковских счетах и пользуется пластиковыми картами.

Сначала один из крупнейших российских банков заявил о массовой утечке информации о PIN-кодах «пластика», а спустя пару дней три международные платежные системы подверглись мощной хакерской атаке, в результате чего их пришлось временно заблокировать. Сами по себе эти факты (кстати, далеко не единичные в банковской сфере) могли бы пройти незаметно для обывателя. Но стремительное развитие банковских услуг и, как следствие, рост числа их потребителей, в том числе и в Кузбассе, дают право несколько шире посмотреть на эти события.

В начале декабря в «Альфа-Банке» сообщили о необходимости замены семи тысяч пластиковых карт, которые оказались скомпрометированы из-за утечки информации о PIN-кодах. Были ли похищены деньги с каких-то карт, не сообщалось, но факт несанкционированного доступа мошенников к секретной информации представители банка подтвердили.

Утечка данных произошла через сеть банкоматов в Краснодаре. Как это могло произойти, пока неизвестно – либо сами банковские служащие этому «поспособствовали», либо хакеры. Скорее всего, последнее. Средства массовой информации, цитируя представителя регионального подразделения банка, заметили, что «в случае недобросовестности сотрудников банковских систем деньги переводятся напрямую со счетов клиентов. Тут же сообщается о раскрытии лишь PIN-кодов. Следовательно, наиболее вероятна версия компьютерного взлома сети». При этом отмечалось, что столь крупных утечек в российской банковской системе до сих пор не было зафиксировано.

За этим инцидентом последовала хакерская атака уже на глобальном уровне, «жертвами» которой стали ведущие международные платежные системы MasterCard, Visa и PayPal. Таким образом компьютерные взломщики отреагировали на скандал, разразившийся вокруг интернет-ресурса Wikileaks, и отказ вышеупомянутых платежных систем обслуживать счета, принадлежащие этой организации.

Оба неприятных события по большому счету не отразились на клиентах «Альфа-Банка» и систем MasterCard, Visa и PayPal. Больше потрепали нервов. Но целесообразно было бы поставить вопрос о том, насколько сегодня совершенна система безопасности в банковской сфере, а по сути — вопрос о доверии миллионов клиентов.

По данным ГУВД по Кемеровской области, в Кузбассе случаи хищения средств с банковских счетов клиентов были отмечены не единожды, есть и достаточно громкие дела. Не так давно в Кемерове преступники сняли деньги со счета, на который их обманным путем перевели из банка в Самарской области. А вот один из «свежих» фактов: в Юрге от рук мошенников пострадала местная жительница, у которой со счета через Интернет было списано 100 тыс. рублей. В обоих случаях средств лишились клиенты опять же «Альфа-Банка». Справедливости ради стоит отметить, что это не единственное финансовое учреждение, которому доставили немало хлопот мошенники. Два года назад в Кемерово были скомпрометированы более 1000 пластиковых карт «Банка Москвы», с которых были сняты деньги  в банкоматах Украины и Хорватии.

Подобные факты подтверждают и в «ВТБ-24»: «Действительно, банком были зафиксированы  отдельные случаи мошенничества, связанные со съемом денег со счетов клиентов системы дистанционного банковского обслуживания. Но речь идет не о взломе системы как таковой, а о единичных мошеннических операциях».

«Проблема несанкционированного доступа к счетам граждан через пластиковые карты действительно существует, — комментирует ситуацию Олег Моргунов, начальник отдела по борьбе с компьютерными преступлениями, незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств ГУВД по Кемеровской области. — Но чаще всего или по оплошности самих граждан, которые теряют карты и не хранят в тайне пароли к ним, или мошенники подделывают «пластик», а затем получают доступ к информации о кодах. Но такие случаи чаще всего возможны с привлечением банковских работников или сотрудников, обслуживающих банкоматы».

От хакерских взломов страдают не только отдельные граждане. По информации ГУВД, в нашем регионе участились случаи хищения средств у предприятий, которые пользуются услугой «Клиент-Банк», проводят банковские операции через Интернет. Среди пострадавших — известные крупные предприятия, у которых со счетов злоумышленники списали десятки миллионов рублей. По всем фактам заведены уголовные дела, ведется расследование.   Как правило, такие случаи не получают широкой огласки. И это вполне понятно: страдает репутация банка, хотя по большому счету его вины в происходящем нет.

Преимущества пользования «электронным кошельком» очевидны. «Риск сохранения своих сбережений есть всегда, — утверждает представитель Кемеровского филиала «Промсвязьбанка» Ирина Капкова. – Но носить при себе наличные средства, а не пластиковую карту – более рискованно». С таким доводом нельзя не согласиться. Другой разговор – как все-таки повысить безопасность своих сбережений. Это уже вопрос и к банкам, и к клиентам, и к правоохранительным органам.

Технический прогресс не стоит на месте. Совершенствуются услуги, соответственно банки стремятся улучшать системы безопасности. Но даже самая совершенная система защиты не даст стопроцентной гарантии, если пренебрегать элементарными правилами «самообороны». Главные из них – не доверять посторонним лицам свои персональные данные (логин/пароль) и хранить в полном секрете средства защиты (одноразовые коды, номера банковских карт).  Не будет лишним обезопасить и собственный компьютер. Ведь технология скачивания нужной информации у компьютерных мошенников поставлена на широкую ногу.

«Интернет – технически сложная система. Иногда пользователи даже не подозревают, какой хакерской атаке может быть подвержен их персональный компьютер, — говорит Олег Моргунов. —  Многие общаются в социальных сетях, через электронную почту. Через эти системы знающему человеку нетрудно занести нужный вирус в компьютер. У каждого вируса своя задача. Но есть такие, которые при подаче определенной команды считывают ваши пароли и коды – то есть конфиденциальную информацию – и передают ее куда нужно. Если это рабочий компьютер, то он подвергается огромному риску. И отследить все нарушения, которые происходят через «всемирную паутину», сегодня пока невозможно».

Еще один пример, как мошенники получают доступ к секретной информации пользователей, привели в банке «ВТБ-24»: хищения осуществляются путем внедрения в компьютеры клиентов вредоносной («троянской») программы, которая перенаправляет клиента на подставной сайт, по дизайну очень похожий на сайт системы. На подставном сайте мошенники запрашивают у клиента ввод логина, пароля и нескольких переменных кодов, после чего входят в систему от имени клиента и снимают его деньги. А иногда мошенники звонят клиенту по телефону, представляются работниками службы поддержки банка и пытаются заставить клиента ввести несколько переменных кодов на подставном сайте. «От подобного вида мошенничества сейчас страдают клиенты всех крупных систем интернет-банкинга», — подчеркивают в «ВТБ-24».

Чтобы не стать жертвой хакерской атаки, специалисты советуют следовать простым правилам: устанавливать и обновлять на компьютере антивирусные программы, обновлять операционные системы, а еще лучше – не заходить с компьютеров, предназначенных для работы в системах дистанционного обслуживания, на сайты сомнительного содержания.

Лариса БЕРЕСНЕВА.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс