Живи как хочется!
Часто бывает: тебя угнетает ощущение, что не ты руководишь своей жизнью, а она сама несет тебя, швыряя о камни и сажая на мели. Как справиться?Вчера познакомилась с человеком, который знает ответ на этот вопрос.Анне Моржиной 30 лет, она имеет мужа Евгения, сына Олежку, крошечную двухкомнатную хрущевку и настоящее, полновесное счастье. Ну, если кому-то покажется, что «счастье» — слишком громко сказано, то – социальный успех и искреннюю радость жизни. А две эти вещи вкупе как раз и составляют ту гармонию, которой мы все так жаждем, правда же?
Свадьба не финал, а старт
Анна – художник, который делает авторских кукол. Продает их через Интернет, зарабатывая при этом весьма приличные деньги. Признается: «Можно и 30, и 50 тысяч в месяц заработать, только мне это не надо. Я хочу, чтобы у каждой моей куклы душа была. А при таком подходе дело «на поток» ставить нельзя…»
Один из последних заказов, который получила Анна, – герои для Саратовского театра кукол. Кощей, Иван-дурак,
Принцесса… Хотя работы Анны Моржиной охотно покупают и частные коллекционеры из ближнего и дальнего зарубежья, и молодые (как она сама) мамочки, которые хотят порадовать своих малышей эксклюзивной игрушкой, и даже коллеги-кукольники, намеренные совершенствоваться в своем мастерстве.
То, что именно «игра в куклы» станет главным делом ее жизни, Анна поняла, когда родился Олежка. Началось с простого: захныкал младенец, а его утешать – ах! – Петрушка из-за спинки кроватки вылез…
Впрочем, у каждого судьбоносного решения есть свой фундамент. Аннин складывался годами. «Наверное, прежде надо сказать, что у нас вся родня рукодельная была, — замечает она. – Всякие там бабушки-прабабушки что-то валяли, вязали, вышивали, расписывали… Мама за свои инженерные изобретения даже медаль ВДНХ имеет». Сама Анна окончила с отличием художественную школу и лицей, который открывал право без экзаменов (только по итогам аттестации) поступить в Кемеровский университет, на филологический факультет.
— И вот, помню, лежат передо мной два приглашения: одно – в Кемеровское художественное училище, куда я на подготовительные курсы ходила и, по сути, уже вступительные экзамены сдала, другое – на филфак. Куда идти? На семейном совете выбрали университет. Все-таки высшее образование! Да и родители настояли. Оба они, хотя и инженеры, всегда с почтением относились к литературе.
Сейчас Аня об этом ничуть не жалеет: качественное гуманитарное образование дает ей то, что составляет сердцевинулюбого художественного творчества, – знание истории культуры, мифологии, сюжеты, понятие о стилистике образа. Однако становиться учителем языка и литературы (а куда еще в нашем городе можно пойти с дипломом филфака?) ей совершенно не хотелось: «Не мое это».
Поэтому недолго думая она еще раз… поступила в университет. На этот раз – на социально-психологический факультет. «Я думала: профессия психолога в жизни всегда пригодится. Хотя бы чтобы научиться личные конфликты разруливать, лишний раз не накричать на близкого человека, не рассориться…»
На последнем курсе вышла замуж. Однако это только в сказках да романах ХIХ века свадьба – финал любой истории. В жизни — тут только и начинается самое интересное. Муж сказал: «Мне жена-преподаватель не нужна. Ты же хотела рисовать? Вот и иди, учись. У тебя все получится!»
— На самом деле, у меня идеальная семья, — признается Аня. – В меня никто никогда так не верил, как муж. А он отчего-то убежден, что все, за что я возьмусь, непременно выйдет замечательно. Он и меня этой уверенностью заражает…
Живописное отделение Кемеровского художественного училища она окончила уже во вполне взрослом возрасте: как раз накануне диплома родила сына. Роды были сложные, мальчик явился на свет слабеньким, пришлось Анне два года сидеть в академическом отпуске – выхаживать сына, вынашивать дипломную работу…
Однако когда все утряслось – и Олежка чуть подрос, и диплом (третий уже!) был получен – начались новые трудности.
Анна об этом не рассказывает, но, подозреваю, ее творческая одаренность бурлила внутри, не давая сердцу успокоиться кашками-пеленками-прогулками с коляской. И тогда…
Кощей вместо Ивана-царевича
Тогда, рассказывая ребенку очередную сказку, она придумала ее театрализовать. Купила пластику (специальный материал вроде скульптурной глины) и вылепила из нее симпатичного Петрушку. Потом, чтобы Петрушке не было одиноко, на сцену явился Клоун. Потом – Дрёма с полузакрытыми глазами, которая лучше других умеет утишать детей перед сном. А потом Анна вышла в Интернет, чтобы на сайтах рукодельниц найти адреса, где можно подешевле приобрести материалы для работы.
— И оказалось – нас так много! Я имею в виду женщин, которые что-то создают своими руками, которым небезразлично, как растут их дети. Которые хотят общаться…
Конечно, кто-то заводит блоги, чтобы вылить свою пустоту. Оксюморон, да? Парадоксально звучит: «вылить пустоту», но именно так это и происходит, когда ты готовишься к чему-то важному. Мне было важно – найти свою нишу, свое дело.
Сейчас у Анны – свой сайт и блог в рунете.
В ближайших планах – создание он-лайн студии (мастер-классы она ведет уже давно – трудно ведь не откликнуться на просьбы «а как сделать, чтобы глазки живыми казались?», «а как нужное выражение кукле придать?»). И потом, Аня убеждена: чему-то стоящему можно научиться только тогда, когда учишь других («Объясняешь непрофессиональному художнику его ошибки – и вдруг сам понимаешь, какую новую технику, какой прием тут можно использовать»).
Вообще о секретах своей творческой кухни Анна говорит абсолютно откровенно. Главное – выносить идею, на это может и неделя, и две уйти. Для «раскачивания души» годятся разные занятия. Можно, например, рассматривать альбомы импрессионистов, «баловаться глазами», как она это называет. Можно чуть не с лупой всматриваться в классические портреты, в картины передвижников. А можно – читать томики стихов. «Меня, например, Вознесенский заводит. Причем к поклонникам его творчества я себя вовсе не отношу! Но – его ритм, энергия стиха что-то такое закручивает внутри, начинаешь «вибрировать в такт».
А еще очень важно – увидеть в куске пластики нужный образ. Иногда сам материал подсказывает, кем он хочет стать. Начав лепить Ивана-царевича и уже вставив кукле глаза, Аня вдруг обнаружила, что из куска глины на нее глянул… Кощей! «Я сама удивилась, каким он вышел: с одной стороны – ну, точно Иван Грозный, а в другом ракурсе – так на моего любимого деда похож!»
Анина квартира, остроумно перепланированная мужем (он — специалист по встроенной мебели, это его бизнес), мало напоминает «правильное» жилье. Скорее это мастерская, она же — детская комната, она же — кладовка, наполненная цветными лоскутами, она же – спальня…
— Тесно вам тут?
— Да нет. Другое дело, что главное место здесь отводится созданию кукол. Олежка мне – главный помощник. Нитки для волос подбирает, пуговицы для глаз. Он лучше меня знает, где какие материалы у меня лежат. Я с ним уже советуюсь по творческим вопросам. А швейную машинку, бывает, на кухонный стол ставлю и сутками могу не убирать, чтобы не нарушать процесс. Проблем, знаю, никто по этому поводу в нашей семье устраивать не будет. Поесть ведь можно и на кровати!
Алгоритм правильной жизни
Если подвести итоги, сформулировать «алгоритм правильной жизни», то по Анне Моржиной он выглядит так:
1). Учиться, учиться и учиться.
2). Правильно выйти замуж.
3). Заниматься ТОЛЬКО любимым делом, каким бы «пустячным» оно ни казалось окружающим.
4). Освоиться в Интернете, тогда твое хобби тебя прокормит, там всегда найдутся желающие приобрести твой талант и профессиональные навыки.
5). Тратить главные силы души не на зарабатывание денег, не на получение престижной профессии, не на простраивание карьеры, а на творческую самореализацию.
Иными словами – делай только то, что тебе хочется!
И будет тебе счастье.
Точнее – все его составляющие…
Ольга ШТРАУС.
Фото Федора Баранова.