Статус обязывает
Кажущиеся бесконечными пробки на дорогах в последние дни волей-неволей заставляют больше слушать новости по радио и комментировать вслух. Вот два последних сообщения. Нынешнего главу крупнейшей в Сибири электросетевой компании «МРСК-Сибири» и его заместителя, занимавших ключевые посты в «Омскэнерго» в начале 2000-х гг., на этой неделе суд признал виновными в неуплате налогов и растрате.
Приговор за «прошлое» – 5,5 и 5 лет условно и штраф. Аргументы такому решению суда среди прочего – «высокий социальный статус» осужденных. Второе сообщение уже из Кузбасса. Житель поселка Большая Талда, на которого летом этого года напали бандиты, возможно, сам был не чист на руку. Но до уголовных дел и суда здесь еще далеко.
А теперь комментируем услышанное.
Большая энергетика, без сомнения, – большие деньги, контракты на поставку оборудования, ремонты, материалы. Причем электросетевой бизнес – регулируемый. Работает с тарифов на передачу энергии по сетям, которые устанавливают региональные энергокомиссии. «За свет» платят все, в том числе обычные люди. Значит, от всех нас зависит благосостояние конкретной компании. Той же «МРСК-Сибири», у которой в Кузбассе свой филиал.
В данном случае речь идет о делах минувших дней и с Кузбассом не связанных. Не в наш же бюджет недоплатили. Но, как говорится, осадок остается. Большой бизнес становится «теплым» местом для тех, кто не прочь поживиться. На тех самых контрактах, договорах. Проще говоря, «откатах». Вот в следующем году по линии «МРСК Сибири» намечаются в Кузбассе два крупных проекта по строительству новых энергообъектов стоимостью более 2 млрд. бюджетных рублей. Все до копейки уйдет куда надо? К законам, по которым контракты выставляются на конкурсы, претензии регулярно высказывают и бизнес, и власть (вплоть до президента РФ). Пока законы эти не изменены. Да и системы, выстроенные вокруг тех структур, которые конкурсы и проводят, быстро не разрушишь. Порой вернее рассчитывать исключительно на честность конкретных людей, «сидящих» при деньгах, чем на законы и какие-то системы. Будем рассчитывать и мы на таких кузбасских энергетиков.
А вот «высокий социальный статус» осужденных заслуживает отдельного упоминания. Со времен посадки бывшего главы нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского нам твердили, что наказывать нужно, невзирая на личности. Ходорковского посадили, второе уголовное дело в его отношении слушается в суде. Кажется, вот она, справедливость? Да нет, выходит, все вернулось к уже привычному: начальник он на то и начальник, чтобы отвечать хоть за наезд на пешехода, хоть за растрату денег в компании, иначе.
На таком фоне история, произошедшая в Большой Талде в августе этого года, выглядела лишь доказательством привычных, чего греха таить, для нас вещей. Пострадавший в перестрелке с напавшими на его дом бандитами житель поселка Владимир Шалыгин показал запись с камеры наружного наблюдения телевизионщикам. Им было что посмотреть. Средь бела дня стрельба, поджог автомобиля, расстрел собаки почти в упор. Война, не иначе. И все вроде понятно. Человек бизнесом занимался, кормил семью. Налетели бандиты. Ранили его вместе с сыном. Беспредел! Дальше – больше. За 4 месяца с момента нападения расследование уголовного дела не продвинулось, задержанных нет, хотя круг людей, возможно, причастных к нападению, известен, некоторых даже объявили в федеральный розыск. К кому вопросы? Само собой к милиции! И бесконечные рассуждения о том, кто тут за кого против «маленького» человека. Хотя нет. Все сложнее. Против предпринимателя. Малого бизнеса, который у нас, если верить власти, надежда и опора.
Утверждать не берусь. Никаких документальных доказательств или хотя бы признаний сторон не имею. Я просто стою в пробках и слушаю радио… А из динамиков сообщают, что предпринимателем Шалыгина назвать нельзя. Не зарегистрирован он как таковой. К тому же претензии к нему есть у милиции. Якобы занимался он не совсем «чистым» делом (продажей ворованного топлива и угля с соседнего разреза). На том и «погорел» в криминальной среде. При таком раскладе статус всех фигурантов явно снижается. Остается только человек, на которого напали, картинка, показанная на телевидении. И обойти теперь ее уже никто не может, решая, кто тут прав, кто виноват.
…Несколько месяцев назад была свидетелем одной истории. Предприниматель, претендовавший на кредит от города по программе поддержки малого бизнеса, «погорел» на старых «грехах». Город небольшой, слухи быстро разносят. Донеслось, что только начавший свое дело человек (а это было условием поддержки) вовсе не новичок в бизнесе. И тянутся за ним долги поставщикам. Бюджетные деньги решили человеку не давать. Не помогли тому, чей социальный статус последнее время упорно поднимает власть? Чиновники отвечают, что просто сохранили несколько сотен тысяч для бюджета. Предприниматель, естественно, обижен, ведь вроде бы официальных претензий никто не озвучивал.
Так что, кого и к чему обязывает социальный статус, по-прежнему вопрос риторический. Суд – к одному, бизнес – к другому, власть – к третьему.
Татьяна ДУМЕНКО.
О чем статья, девушка автор? Про Ходорковского ничего не понял. Зато понял, что Вы о Шалыгиных волнуетесь. Зря волнуетесь, девушка. Они смелые люди: работа у них такая — воры: воровали дизельное топливо. И это не сарафанное радио говорит. А тихо так народ в Большой Талде шепчется. Который против Шалыгиных даже комиссии вызывал — только не прошибить никого не смогли.
Поскольку Вы свои мысли не научились формулировать — хоть и служите в газете — специально для Вас несколько выдержек от людей знающих, в назетках не работающих, но изучающих оперативные, так сказать, сводочки. Собрал их из ин-та. Может, и Вы слегка просветитесь.
«Шалыгины и их обидчики – это часть единой криминальной разборки, единого преступного поля, где мотивации сторон были равны».
«Ранее Шалыгин совместно с новокузнецкой преступной группировкой занимался воровством и сбытом дизтоплива, а сейчас борется за зоны влияния.»
«Шалыгины были активными участниками многолетних многоходовых преступных действий. Использовали личные связи, находясь в сговоре не только с водителями большегрузов (нашли как всегда стрелочников!) – но и с теми самыми «мелкими сошками», которые так успешно «помогают» аферистам и мошенникам в создании первоначальной базы «документов» (всю базу их документов по земельным участкам надо перепроверять)».
«Шалыгины – не жертвы. Несмотря на пролитую ими кровь. Они – часть подпольного, криминального сообщества, которое хочет навязать свои «ндравы» всей России».
Кстати, девушка Татьяна, по эпизоду с Шалыгиными своевременно и оперативно были начаты и продолжаются следственно-оперативные мероприятия. Только вот результаты будут даны в оговоренные Законом сроки, — в начале след. года.