Вагоны тронутся! А уголь останется?

6 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

Будет ли хватать угля на кузбасских котельных зимой? Несколько дней назад на этот вопрос пытались ответить областная власть и бизнес, когда в очередной раз дал о себе знать дефицит железнодорожных вагонов для перевозки топлива. Решение, вроде бы, найдено. Для доставки угля бизнес выделит свои вагоны. Такой путь власти называют единственно возможным на сегодня. На завтра же, как выяснил «Кузбасс», бизнес готовит ответ посерьезней. Станет ли он окончательным?

Уголь на «самообслуживании»

Это в кризисные месяцы 2008-2009 гг. железнодорожники жаловались на снижение грузооборота, прежде всего отгрузки угля. Наверное, единственным плюсом во взаимоотношениях перевозчиков и угольщиков тогда было наличие вагонов. Сейчас все вернулось: и объемы добычи, и объемы поставок, и вагонный дефицит.

По словам начальника департамента угольной промышленности и энергетики обладминистрации Андрея Гаммершмидта, сегодня ежедневно, прежде всего, на перевозку топлива на котельные и населению по установленному графику в области не хватает порядка 300 вагонов (в пересчете на тонны – это более 20 тысяч каждый день). «Российские железные дороги» (РЖД) покрыть этот дефицит не могут, поэтому власти и пришлось договариваться с бизнесом: закрыть проблемы «малой кровью», пока и на котельных запас топлива есть, и до сильных морозов дело не дошло. Компания «Новотранс», частный перевозчик с собственным парком более чем в 15 тыс. единиц подвижного состава, выделит 260 своих вагонов на то, чтобы топливо вовремя дошло до топки. С 1 декабря уголь на частных вагонах пошел в Междуреченск и Березовский. А в следующем году компания организует доставку угля в Прокопьевск и Киселевск.

В этих городах у холдинга «Сибирский деловой союз», в который входит «Новотранс», есть свои энергообъекты и другие предприятия. Поэтому некоторые уже расценили решение о выделении вагонов как «самообслуживание». Однако при сегодняшней катастрофической нехватке вагонов, как утверждают в угольных компаниях, другого выхода у Кузбасса просто нет. Самим уйти от дефицита подвижного состава в регионе решили, построив новые вагоностроительные и вагоноремонтные заводы.

И швец, и жнец…

«Новотранс» уже год как «отвечает» РЖД собственным заводом по ремонту вагонов в Прокопьевске. Сейчас это самая крупная альтернативная РЖД структура в области. Гендиректор ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие» Олег Курмашев рассказал «Кузбассу», что нагрузка на завод только увеличивается. Если в первые месяцы после запуска отсюда «выходило» 400 вагонов, то сейчас уже 800 в месяц. Предприятие готовится к пуску второй очереди, что позволит повысить производительность вдвое – до 10 тыс. отремонтированных вагонов в год. Но и этого, как считает Олег Курмашев, будет недостаточно, чтобы удовлетворить все заказы.

На такой дефицит и ориентировалось новосибирское ООО ЗапСиб-Транссервис», на днях обнародовавшее план по организации еще одного вагоноремонтного производства. Этот частный перевозчик (в его парке более 7 тыс. вагонов) в следующем году начнет строительство завода в Новокузнецке. По словам директора новокузнецкого представительства компании Андрея Макарова, уже куплен земельный участок на территории бывшего Кузнецкого меткомбината. Сейчас на нем объект незавершенного строительства, который предстоит демонтировать. На его месте в ближайшие два года должен быть построен завод, где можно будет ремонтировать до пяти тыс. вагонов в год.

Оба проекта – и «Новотранса», и «ЗапСиб-Транссервиса» – вынужденный шаг. Как говорит Андрей Макаров, свои ремонтные мощности – это уход от проблем с РЖД. Перевозчиков не всегда устраивают цены железнодорожников. Но главное, частные операторы вынуждены стоять в очереди в депо РЖД для ремонтов (говорят, что очередь эта растянулась уже на 30 тыс. вагонов). А вагон, если он не новый (эксплуатируется более трех лет), обязательно раз в год должен пройти ремонт. Любая же задержка со сроками лишь усугубляет и без того больную тему дефицита вагонов на рынке. Естественно, что на «своих» заводах операторы будут ремонтировать себя «вне очереди».

Дефицит во всем

Кузбасские власти уже поддержали крупный (инвестиции оцениваются в более чем 600 млн. рублей) проект «ЗапСиб-Транссервиса», пообещав предоставить инвестору региональные налоговые льготы. Строительство второй очереди завода в Прокопьевске по программе развития моногородов поддержит федеральный бюджет (деньги пойдут на создание инфраструктуры). Одобряют вагоноремонтные начинания перевозчиков и угольщики. Жалеют они только об одном: новых мощностей все равно будет мало.

Гендиректор Кузбасской топливной компании (КТК, она в Кузбассе в основном отвечает за поставку угля на котельные и населению) Игорь Прокудин оценивает недопоставку подвижного состава РЖД для отгрузки угля его компании в последние четыре месяца в 4,5 тыс. вагонов – более 300 тыс. тонн. В такой ситуации новые вагоноремонтные мощности – это хорошо. Хотя КТК, как и многие другие угольщики, не отказывается от планов усиления собственных ремонтных депо. Страховаться надо, ведь все равно на всех новых заводов не хватит. Тем более что в ближайшие годы добыча, а значит, и отгрузка угля в Кузбассе, по всем прогнозам, будет только расти.

Кардинально изменить ситуацию с вагонами, по мнению Игоря Прокудина, можно было бы за счет наращивания вагоностроительных мощностей. Но пока сама компания уже год нигде не может купить 5 тыс. вагонов, чтобы самостоятельно возить топливо. Вагоностроительные предприятия перегружены заказами. В том числе ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», который в отличие от конкурентов еще не является производством полного цикла: специальное литье здесь покупают на рынке.

Завод этот, как известно, родился в кризисный год, когда спрос на вагоны упал. Но сейчас предприятие работает на «всю катушку», если нет проблем с поставками литья. Гендиректор завода Евгений Подъяпольский пояснил «Кузбассу»: «Сейчас мы нормально работаем, но могли бы выпускать еще больше вагонов. Процентов на 30. Если бы не дефицит литья». Но свое производство литья на заводе будет. Уже есть договоренность о поставке специальной импортной линии, найдена схема финансирования. Проект одобрили областные власти, предоставив предприятию очередные льготы. Эффект от вложений и бюджетной поддержки ожидается через год-полтора: завод сможет выпускать до 7,5 тыс. новых вагонов в год при нынешней проектной мощности в 5 тысяч.

Заказчикам пора уже сегодня записываться в лист ожидания? Вполне возможно. Ведь если в регионе или в России в целом не появятся новые вагоностроительные заводы, в ближайшие годы вагонный дефицит лишь усугубится. Изношенность парка РЖД последние годы зашкаливала за 70%. А кризис на год-полтора почти остановил обновление подвижного состава. Значит, дефицит вагонов и после «раскрутки» новокузнецкого завода не исчезнет. Только вот что делать прямо сейчас, чтобы добытый уголь «ушел» потребителям?

Татьяна ДУМЕНКО.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс