Особое детство Валеры
4 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
Самое большое желание у Людмилы Поморцевой – чтобы ее Валера, мальчик добрый
и доверчивый, когда вырастет, не сломался духовно. А то, что жизнь ее сыну предстоит нелегкая, она знает наверняка…

Беда не ходит одна
«Кузбасс» уже писал о междуреченском мальчике Валере Поморцеве, у которого нет правых руки и ноги. Конечностей ребенок лишился еще в полуторагодовалом возрасте. Семья Людмилы Поморцевой жила тогда в поселке Камешок, по соседству с железной дорогой. Занятые разгрузкой машины с углем, старшие не уследили, как проснувшийся малыш вышел из дома и самостоятельно отправился к «железке». Его не испугал стоявший на путях грузовой состав. Мальчуган подлез под вагон, и в это время поезд двинулся…
Врачи сделали что могли: зачистили ткани, убрали осколки костей, полностью удалили лопатку и часть ключицы. Но если рваные рубцы и шрамы на правом боку можно скрыть под одеждой, то отсутствие конечностей с одной стороны ничем уже не скроешь. Даже с костылями мальчик ходить не способен.
Первый протез ноги для Валеры изготовили новокузнецкие ортопеды. Эта маленькая металлическая конечность, соединенная с корсетом, не понравилась малышу. Она сдерживала его порывы и, как ему казалось, мешала. Он уже приспособился передвигаться по дому и двору, прыгая на одной ноге, а на дальние расстояния его носила на руках мама.
Но за одной бедой следом пришла другая. Три года назад у Поморцевых сгорел дом. Так они лишились не только крова, но и важнейшего источника средств к существованию, ведь жила семья в основном с подворья: держали огород, скот, птицу; во всяком случае, «свои» молоко, яйца и овощи на столе были всегда.
И вот с двумя маленькими детьми, один из которых инвалид, беременная третьим ребенком, Людмила Поморцева в одночасье оказалась за чертой бедности. Конечно, городская власть семью в беде не оставила: погорельцам выделили небольшую комнату в общежитии по улице Чехова и оказали материальную помощь. На эти деньги первым делом Людмила купила двухъярусную кровать для детей, чтобы компактно разместиться на 19 квадратных метрах.
Мир – с добрыми людьми!
С тех пор жизнь Валеры стала проходить в стенах маленькой комнаты общежития. Местные ребятишки, игравшие в коридоре на этаже, его в свои игры не приглашали. И мальчик, глядя на них со стороны, мечтал, что, когда у него вырастут ножка и ручка, он, как и другие ребята, пойдет в школу, будет играть вместе со всеми в веселые и шумные игры.
Со временем, кроме общежитской комнаты, в круг его общения вошел центр «Семья», где они с мамой посещали занятия со специалистами, а потом Поморцевы получили направление в специализированный детский сад для детей с ограниченными возможностями «Лесная сказка».
Рослый, крупный мальчик, Валера в свои шесть лет выглядит на все восемь. И носить его на руках стало уже очень тяжело. Людмила Геннадьевна все чаще стала задумываться о новых протезах для сына. Узнала, что их по самым современным технологиям могут изготовить в Санкт-Петербургском научно-практическом центре протезирования и реабилитации инвалидов. Но на это требуется 300 тысяч рублей (изготовление руки стоит 123 тысячи рублей, ноги — 186). Конечно же, сама многодетная мать была не в силах скопить такую сумму, а Фонд социального страхования предлагал дожидаться очереди, чтобы получить федеральную поддержку. И тогда Людмила Поморцева решилась обратиться за помощью к средствам массовой информации.
В благотворительной акции по сбору денег на протезы для Валеры приняли участие многие неравнодушные люди. К судьбе мальчика с участием отнеслись водители Томусинской автобазы и ремонтники завода ТРМЗ, собравшие личные деньги. Небольшие суммы приносили даже пенсионеры. За короткое время на расчетный счет Поморцевой было направлено более ста тысяч рублей (в том числе 50 тысяч – от одного предпринимателя). Действенная помощь поступила и от губернатора области А.Г.Тулеева. По его просьбе в ФСС нашли средства, чтобы отправить мальчика с мамой в Москву, в детское ортопедическое отделение Федерального бюро медико-социальной экспертизы. Здесь Людмила с сыном провели три месяца, ожидая, пока по специальному заказу московских врачей в Германии изготовят основные части для будущих протезов руки и ноги. По мере возможности в это время Поморцевы знакомились со столицей. Валера теперь с восторгом вспоминает, как катался на аттракционах в одном из парков и даже управлял машинкой. А Людмила Геннадьевна рассказывает, что на 30 тысяч рублей, выделенных губернатором им на расходы, она купила для сына мобильную, легкую складывающуюся инвалидную коляску, с которой можно и в транспорт, и в любой магазин зайти («Очень удобная вещь, двадцать одну тысячу заплатила за нее»).
Учет и контроль
Вечером в крохотной комнате Поморцевых собирается вся семья. Общежитие коридорного типа, с единственным душем на всех жильцов и общими удобствами в конце коридора, конечно, не лучший вариант для проживания с детьми-инвалидами. Тем не менее здесь несколько таких семей. Все они ждут своей очереди на благоустроенное жилье. Вот и у Людмилы Поморцевой ее льготная очередь пока еще где-то на восьмом десятке.
По своему статусу Людмила — мать-одиночка, но живет гражданским браком с отцом своей младшей дочери Насти. Он работает грузчиком на рынке. Если бы не Евгений, одной с тремя детьми женщине было бы совсем тяжело. А так утром муж ведет в сад Настю, Людмила везет на автобусе в другой садик Валеру, старшая же дочь, 11-летняя Даша, самостоятельно отправляется в школу.
Людмила готовит пиццу, время от времени отвлекаясь на наш разговор. Рассказывает, что очень благодарна за помощь и то внимание, которое горожане и власти оказали ее семье. Собранные благотворительные деньги, раз уж не пришлось потратить их на протезы, практически все (более ста тысяч) лежат в Сбербанке. Единственные крупные приобретения за это время – инвалидная коляска для Валеры, холодильник и сапоги для старшей Даши. А деньги, несомненно, еще пригодятся, потому что Валера растет, протезы нужно будет корректировать, обновлять. И стоит это недешево.
Пенсия Валеры по инвалидности – значительная часть дохода семьи. Фактически это зарплата матери за многолетний труд – в качестве санитарки, врача, учителя, повара, массажиста и так далее. Людмила не имеет возможности работать, она буквально «привязана» к своему больному ребенку. И это только бытовые трудности, но еще тяжелее моральный груз. Каждый день приходится волноваться за мальчика. Физические дефекты, которые оставила страшная травма, бросаются в глаза, и не все люди воспринимают их с должным тактом. А Валера – добрый и ранимый ребенок. И им вдвоем надо с этим как-то справляться, учиться адаптироваться к жизни…
«Лучики» надежды
Пока мама занята приготовлением ужина, Валера под руководством старшей сестры Даши выполняет детсадовское домашнее задание: находит картинки на нужные буквы и пытается их раскрасить. Несколько букв он уже знает. Физическая и психологическая травмы, конечно, отразились на развитии ребенка. Есть у него небольшое отставание и в речи. Сейчас эти пробелы стараются восполнить педагоги «Лесной сказки». Валера посещает садик совершенно бесплатно.
Там ему комфортно. В группе всего семь человек, каждый ребенок с каким-либо серьезным заболеванием, поэтому увечье мальчика воспринимается в коллективе без эмоций. «Лесная сказка» — сад специализированный. И коллектив здесь трудится тоже особый, умеющий терпеливо и плодотворно работать с детьми-инвалидами. Сами сотрудники говорят, что у них хороший моральный климат, способствующий оздоровлению и адаптации этих особых детей. Также решению этих задач помогают тренажёрный и музыкальный залы, комната психологической разгрузки, игровые комнаты, уютные спальни, физиокабинет со всем необходимым оборудованием и даже специальный кабинет бисероплетения, развивающий у ребят моторику рук и старание.
«Валера в группу «Лучики» ходит с сентября, адаптация проходит прекрасно, — рассказывает старший воспитатель Татьяна Васильевна Новоселова. – Дети его воспринимают хорошо». А воспитатель группы Елена Павловна Андриевская говорит, что на занятиях мальчик работает активно, с детьми нашел общий язык быстро. Правда, в саду он протезы не надевает. Дело в том, что в группе тепло, Валера потеет и начинает чувствовать дискомфорт. Ведь основа у протезов твердая, а ребенок подвижный, ему во время игр надо садиться на коврик, за стол. По группе он передвигается самостоятельно, и вообще помощь ему требуется только при спуске по лестнице и завязывании шнурков. В остальном он приспособился все делать сам. Любимое занятие Валеры – собирать из конструктора корабли и самолеты.
Пока волшебник рядом
…Мечта Валеры о ручке и ножке сбылась, протезы изготовлены отличные, они выдерживают вес и нагрузки, теперь главное — к ним привыкнуть. Пока с их корсетной основой без помощи мамы мальчик справиться не может. Поэтому пользуется ими только для прогулки или для игр в коридоре общежития. Но и это уже прогресс. Когда Валера сверху на протезы надевает одежду, внешне он уже ничем не отличается от других, «выдает» его только особая походка.
Спрашиваю, о каком подарке от Деда Мороза он мечтает к Новому году. Говорит: «Это секрет. Но на ушко я вам скажу». И признается, что хотел бы мотоцикл, как в иностранном мультике.
Пока этот мальчик, имеющий судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства его сверстников, живет обычными мальчишечьими мечтами. Сегодня у него всегда рядом мама, которая решает все его проблемы. И ему кажется, что так будет всегда.
Людмила ХУДИК.