Соцсети:
лунный календарь 2022 в газете Кузбасс

Непровинциальный ЛЕНКОМ

4 декабря 2010 | Ольга Штраус

1 декабря Прокопьевскому драматическому театру имени Ленинского комсомола исполнилось 65 лет.

Прокопьевский Ленком – театр на свой лад не менее легендарный, чем тот Ленком, захаровский.
Говоря о нашем, многое приходится упоминать с уточнением «впервые в регионе». Например, впервые кузбасский театр вышел в номинанты самой престижной театральной премии России «Золотая маска». Премьера прошлого сезона, спектакль Марата Гацалова «Экспонаты», будет в этом году состязаться с лучшими театральными работами страны сразу по трем номинациям – «Лучший спектакль», «Лучший художник», «Лучший режиссер».
Участие Прокопьевской драмы в фестивалях самого разного уровня началось со спектакля неожиданного, необычного: здесь (впервые в Кузбассе!) в 2004 году поставили пьесу Б.-М.Кольтеса «Битва негра с собаками». Столь неожиданный выбор тогдашнего главного режиссера театра Виктора Захарова заставил говорить о Прокопьевской драме даже самых придирчивых критиков. Потом было «Событие» В. Набокова (тоже, прямо скажем, пьеса отнюдь не из «заигранных»), потом – И. Вырыпаев, Е. Гришковец, Х. Бойчев, М. Фриш, М. Павич, П. Туррини… Даже по этому короткому списку имен из афиши последних лет можно судить о вкусовых пристрастиях Прокопьевской драмы — они необычны, нестандартны. Точнее сказать, непровинциальны.
Так что «прорыв» в финалисты «Золотой маски» специалистов не удивляет: прокопьевский театр шел к этому результату несколько последних лет, упорно завоевывая себе репутацию.

Театр для зрителя

Город Прокопьевск, строго говоря, можно назвать «театральным» с большой натяжкой: тяжелый горняцкий труд, которым занято большинство населения, мало способствует развитию изящных искусств. Тем удивительнее результат: театральная общественность страны знает наш Кузбасс во многом благодаря именно Прокопьевской драме. А как воспринимают успехи родного театра в самом городе?
— Судить тут можно только по одному показателю: наполняемость зала, — признается директор театра Людмила Купцова. – Сказать, что у нас каждый вечер аншлаг, не могу. Бывает и 400 человек в зале, а бывает и 50… От чего это зависит? Я бы сказала – от материального положения жителей города. То есть от социальных причин, не от театральных.
Собственно, «нетеатральные» причины с первого взгляда видны человеку даже стороннему. Большая часть населения Прокопьевска живет в микрорайоне Тырган, а театр расположен в старой части города. Если вечером не успел на маршрутку – беда, мерзни на остановке часами. И тем не менее, я знаю людей, которые СПЕЦИАЛЬНО приезжают в Прокопьевск из Новокузнецка, Кемерова, других городов Кузбасса, чтобы посмотреть спектакли, прогремевшие на фестивалях. Это ли не «эффект Паневежиса» (маленького литовского городка, ставшего в свое время Меккой всей театральной общественности нашей необъятной страны)?!
Если я и преувеличиваю, то лишь чуть-чуть. Во всяком случае, директор театра Людмила Купцова вместе со своей командой делает все, чтобы «театр в городе звучал». Например, чтобы привлечь в театр юную публику, здесь разработали целую систему конкурсов: на самую «театральную» семью, самое «театральное» заведение, самый «театральный» школьный класс, студенческую группу…
По условиям конкурса, школы, колледжи, филиалы вузов, детские дома, приюты и даже детсады откупают билеты на массовое посещение спектаклей. Казалось бы, ничего нового: культпоходы в театр практиковались во все времена. Однако никогда и нигде прежде учебное заведение, чьи питомцы провели в театре больше всего «человеко/часов», не награждалось столь солидными призами: телевизорами, оргтехникой, набором географических карт… Конечно, у самого учреждения культуры денег на такие щедрые награды нет. Однако театр располагает одним из лучших помещений города, а директор умеет договариваться со спонсорами на взаимовыгодной основе…
Надо отметить, прокопчане первыми среди всех театров Кузбасса начали практиковать и такие акции, как «экскурсии за кулисы». Ведь здесь зрителей по праву считают членами театральной семьи и поэтому позволяют им многое. Например, пройти за кулисы, выбрать в костюмерной понравившееся платье, сфотографироваться в нем. Или – померить парики, усы и бороды, преобразиться с помощью опытного гримера.
К слову сказать, именно зритель в Прокопьевске определяет, кто именно из артистов получит главное вознаграждение сезона – приз за лучшую роль. Номинаций в этом конкурсе несколько: лучшая мужская, лучшая женская роль, лучшая роль второго плана, «Дебют», «Сценография», «Приз зрительских симпатий». Определяет победителей специально для этого созданное «зрительское жюри». Кроме собственных вкусов, оно руководствуется еще и мнением «народных масс»: в фойе в дни премьер устанавливают ящики для голосования, куда зрители после спектакля могут опустить программку, отметив в ней фамилию актера.
Нельзя сказать, что названные инициативы одобряют абсолютно все. Людмилу Купцову, пришедшую в театр из городского управления культуры, нередко упрекают в «увлечении «клубными формами». Раньше выражались еще жестче: «Устраиваете из храма искусства балаган!» Но в последнее время, похоже, все уже поняли: «устройство балагана» – это тоже искусство, и очень непростое.

История с биографией

Достоверно известно: ровно 65 лет назад, 1 декабря 1945 года, спектаклем «Лес» по Островскому, состоявшимся в г. Анжеро-Судженске, открылся кузбасский Ленком. Однако истоки этой биографии овеяны ореолом таинственности, и можно только догадываться, как в провинциальный сибирский город попали те романтические люди из Ленинграда, Семипалатинска и Хабаровска, которые основали театр.
Первым художественным руководителем театра был В. Гарденин, директором – Д. Леонов (судя по старым фотографиям и программкам, еще и плотно занятый в репертуаре артист). Труппа была по тем временам огромной – более пятидесяти человек, кое-кто был из репрессированных, кое-кто из эвакуированных…
Шесть лет спустя театр областного значения переведён из Анжеро-Судженска в Прокопьевск. К тому времени прокопьевская публика уже знала и любила этот театр (он неоднократно приезжал сюда на гастроли).
Первый прокопьевский сезон открылся 15 ноября 1951 года. Первоначально театр базировался в ДК шахты им. Ворошилова (ныне – ДК шахтостроителей), затем в ДК им. Артёма. При этом спектакли шли не только на основной сцене, но и в клубах, а также в здании горного техникума. Поражает размах творческой деятельности молодого театра: уже за первый прокопьевский сезон было показано 12 постановок, спектакли посетили 70 тыс. зрителей.
В 1960-м Ленкому предоставлено прекрасное здание в стиле неоклассицизма, которое известный артист Сергей Юрский, побывавший тут на гастролях, назвал «Малой Мариинкой». Между прочим, это тот редкий случай, когда здание для театра было выстроено по специальному (нетиповому!) проекту. И не случайно оно до сих пор является одним из символов Прокопьевска.
Молодой театр отдавал предпочтение русской классике, не забывая о современной драматургии – как отечественной, так и зарубежной. Среди спектаклей, шедших долгие годы с неизменным аншлагом, «Бедность не порок», «Свои люди, сочтёмся», «Васса Железнова», «На дне», «Иркутская история»…
В Прокопьевском драматическом служили настоящие легенды – Пётр Федченко, заслуженные артисты России Антонина Хлебникова, Валентина Яворская. В театре работали талантливые режиссёры: Геннадий Коткин, Владимир Коломак, Геннадий Легков, Виктор Трегубенко, Борис Белкин, Тимофей Бессчастнов, Николай Елесин, Виктор Захаров.
Целая эпоха в жизни театра связана с именем заслуженного артиста России Николая Киндякова: он был и актёром, и режиссёром, и драматургом. В сложное для театра время, когда здание закрылось на реконструкцию (1987-1994), Николай Яковлевич стал не только художественным руководителем, но и директором Прокопьевского драматического. В эти годы театр продолжал играть и ставить спектакли. Киндякову удалось сберечь творческий потенциал Прокопьевской драмы, сохранить костяк труппы.
В настоящее время в Прокопьевском драмтеатре работают четыре заслуженных артиста России – Владимир Марченко, Алевтина Серебрякова, Юрий Темирбаев, Светлана Попова. А в прошлом году произошло событие для небольшого шахтёрского города беспрецедентное: в местном колледже искусств открылось актёрское отделение, заведующим которого назначили Юрия Темирбаева. Талантливые студенты уже сегодня играют в спектаклях драмтеатра.

Эксперимент? Эксперимент!

Не каждый кузбасский театр может похвастать тем, что в его репертуаре есть спектакли, которые «нельзя не посмотреть». У Прокопьевского Ленкома такие имеются. Это, прежде всего, спектакль «Преступление и наказание», поставленный питерским режиссером Ольгой Ольшанской по роману Ф.М. Достоевского. Увенчанный на фестивалях, обласканный критиками, он по праву входит в «золотой фонд» театрального искусства России.
К «знаковым» можно отнести и спектакль «Экспонаты», поставленный по пьесе Вячеслава Дурненкова. Он появился в репертуаре театра в этом году, но уже успел побывать на трёх значимых фестивалях (а в Перми на фестивале «Текстура» и вовсе завоевал Гран-при). Кстати, режиссёр-постановщик «Экспонатов» москвич Марат Гацалов с 1 сентября стал главным режиссёром Прокопьевского Ленкома. Это именно благодаря ему, исповедующему принцип «здесь и сейчас», текущий сезон объявлен в Прокопьевске Годом современной драматургии. В планах Гацалова – приглашение на постановки известных (зачастую – скандально известных) режиссеров – например, Валерии Гай-Германики, прославившейся сериалом «Школа».
Вообще в последние годы театр стал площадкой для экспериментов неортодоксальных талантливых режиссёров из разных городов. К числу наиболее удачных опытов можно отнести работы не только Ольги Ольшанской и Марата Гацалова, но и Антона Безъязыкова («Оркестр «Титаник», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Зима»)…
Эксперимент – вещь рисковая по определению, но если отвлечься от эмоций и подвести итоги сухим языком цифр, то наш Ленком по всем показателям выглядит солидно: за сезон театр осуществляет постановки 6-7 новых спектаклей. В течение года его посещают более 70 тысяч зрителей. За год здесь проходит около 280 спектаклей.

Ольга ШТРАУС

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс