Соцсети:

Мы – вместе!

2 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
Так могут говорить теперь ученики новокузнецкой школы № 110, не разделяясь на здоровых и тех, кому со здоровьем не очень-то повезло. Новая современная школа с инклюзивным – совместным – обучением пока единственная в Кузбассе и одна из немногих в России.

Уйти от изоляции

…А ведь было и так: родители детей-инвалидов не только опасались их совместного со здоровыми ребятишками обучения в школах, но не решались даже просто появляться с ними на улице, поэтому на прогулку выводили своих детишек лишь с наступлением темноты, чтобы окружающие не шарахались и не тыкали вслед пальцем…
Но вот уже не один десяток лет в Новокузнецке действует система муниципальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Казалось бы, формы обучения таких ребят довольно разнообразны — в общеобразовательных школах и на дому, а также в рамках дистанционного обучения, в специальных коррекционных школах.
К примеру, школа-интернат № 38 – единственная в городе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети, в школах
№ 106 и 260 занимаются слепые и слабовидящие дети. К сожалению, год от года больше детей с тяжелыми нарушениями речи – они учатся в начальных школах № 235 и 10 и в основной общеобразовательной школе  № 30. В начальной школе-детском саду № 225 знания получают дети-инвалиды с детским церебральным параличом. В городе работает 8 общеобразовательных школ и школ-интернатов  для детей с несохранным интеллектом, около 400 детей с задержкой психического развития обучаются в коррекционных классах городских общеобразовательных школ. Такая вот нерадостная статистика. При этом серьезной проблемой является то, что подобная модель
обучения больше работает на изоляцию детей, нежели на их социализацию. Не случайно в недавнем Бюджетном послании российский президент сделал акцент именно на уход от изоляции в работе с детьми-инвалидами.
Понимают это и специалисты. По мнению главного специалиста-дефектолога городского комитета образования и науки Нины Ивановны Квятковской, детям-инвалидам просто необходимо вращаться среди здоровых ребятишек. Ведь, обучаясь изолированно, они, подрастая, с огромными сложностями адаптируются в обществе. Сегодня в Новокузнецке насчитывается около двух тысяч школьников с ограниченными возможностями здоровья. Статус инвалидности из них имеют 1215 детей. Поэтому известие о строительстве в городе новой школы, призванной начать экспериментальную работу по внедрению идеи инклюзивного – совместного со здоровыми детьми – обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и их родители, и педагоги восприняли как личную радость. К обсуждению новшества подключились все неравнодушные к судьбам детей-инвалидов – представители ассоциации родителей «Особый ребенок», педагоги, предприниматели. По этому поводу город посетил даже директор швейцарского негосударственного фонда «Вместе за качество жизни» Мишель Жанбуркин.

Не навреди!

Подобный – публичный! — подход к проблемам таких детей поможет изменить отношение и к инвалидам в целом. Ведь эти люди – часть нашего общества, и они не должны ощущать никаких ограничений в условиях жизни. И если уж говорить о необходимости толерантного развития общества, так пусть оно начинается с детей. Пусть они по возможности учатся и воспитываются в одной школе, вместе занимаются в кружках, секциях. Пусть ребенок скажет о своем однокласснике, который вынужден передвигаться в коляске: «Мам, да я же учусь вместе с ним, он отличный парень!»
О несомненных плюсах инклюзивного обучения говорила на одной из сессий областного Совета заместитель губернатора Елена Леонидовна Руднева, представляя депутатам поправки в областной закон «Об образовании». Внесенные в документ изменения дают детям с ограниченными физическими возможностями получать теперь полноценное образование, полноценный аттестат об окончании средней общеобразовательной школы и равные со здоровыми выпускниками дальнейшие возможности учиться.
Председатель комитета образования и науки администрации города Новокузнецка Татьяна Николаевна Рогозина считает: важен постепенный переход от одной формы обучения детей-инвалидов к другой, чтобы эти дети при желании смогли перейти от учебы на дому к дистанционному обучению и уж затем — к занятиям среди здоровых сверстников. К таким изменениям и движется система образования Новокузнецка, преследуя главную цель в модернизации подходов к обучению детей-инвалидов — не навреди! Дистанционная форма обучения в городе успешно существует на базе центра «ДАР». Сегодня здесь получают знания 42 ребенка. А с 1 сентября начата подготовка по открытию второго центра дистанционного обучения для 57 ребят с ограниченными возможностями здоровья в школе № 110.
Сразу уточним: по норме число детей-инвалидов не должно превышать 10 процентов от общего количества учащихся, то есть не более одного-двух в классе. Сегодня в новой школе — 11 детей со статусом инвалидности по самым разным заболеваниям, в том числе и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они изо всех сил тянутся за здоровыми одноклассниками. А те, в свою очередь, учатся быть терпимее и добрее.

«Особому ребенку» — особое внимание

…Яркое трехэтажное здание привлекает внимание не только ухоженностью двора с бережно высаженными тоненькими деревцами, но и не менее бережным отношением к обитателям школы. Центральный вход в помещение гораздо шире обычного, а по бокам его расположены пандусы для подъема и спуска колясочников. Школа отвечает самым современным требованиям: на каждые 2-3 кабинета отдельная лаборатория, есть медицинский блок, состоящий из кабинетов стоматолога, психолога, логопеда, медкабинета. Даже двери всех комнат столовой, туалетов, лифта здесь особые – они предполагают присутствие детей-колясочников.
Директор школы Анжелика Ивановна Васькова считает: такие условия должны быть созданы в любом новом открывающемся образовательном учреждении. У всех детей должны быть равные возможности обучения, и желательно по месту жительства.
— Несправедливо, когда человек, и без того ограниченный в движении, в здоровье, должен еще ограничивать себя во всем и в жизни, — говорит она. — Не случайно при подборе педагогического коллектива мы брали за основу моральную установку: «особый ребенок» имеет полное право на получение образования, на уважение к его личности и на веру в его силы со стороны окружающих.
— Причем, наблюдая за нашими подопечными, — говорит А.И.Васькова, — мы приходим к выводу, что особенности физического развития, наверное, не самое главное в воспитании. Куда важнее желание ребенка общаться со сверстниками. Как правило, дети-инвалиды очень открыты, отзывчивы, хорошо идут на контакт,  получая то же самое от одноклассников.
— Если бы мы учились в другой школе, — рассказывает мама первоклассника с ограниченными возможностями здоровья, – то наверняка пришлось бы переживать дразнилки, неприязнь со стороны одноклассников, а то и более серьезные конфликты с ними. А в этом коллективе мой сын чувствует себя своим среди своих – так настроены и дети, и педагоги. Нам повезло в том, что здесь – мы все вместе!
Татьяна
КРАСНОСЕЛЬСКАЯ.
Новокузнецк.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс