Дают – бери?
1 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
Есть в Анжеро-Судженске на улице Горького, 1, деревянная избушка 1906 года постройки. Практически под мостом: огромная его насыпь является своеобразной оградой для домика с одной стороны. С другой – неограждённые железнодорожные пути сами являются естественной преградой. Как оказалось, в зданьице с полуразрушенной крышей живут люди.
Столетний домик
Обитаемы три из четырёх однокомнатных квартир. В одной живёт бабушка со снохой и внуком. За перегородкой настоящая русская печка с полатями. Потолок слегка провисает. Хозяйка Вера Павловна Голдаева чуть младше своей сказочной печки. Она с 1932 года. Правда, «хозяйка» – это громко сказано: Вера Павловна едва передвигается по дому, ноги 78-летней старушки плохо слушаются. Хозяйствовать теперь приходится снохе – Надежде Викторовне А домашних дел в последнее время прибавилось: приходится больше топить печку. Исчезнувшие соседи, крыша над которыми провалилась, оставили совершенно пустое жильё. Поэтому комната Голдаевых сильнее промерзает, и приходится вместо обычных 6,5 тонн угля в год, сжигать все 11. И это при том, что жилплощадь у них всего 15 «квадратов».
А ведь почти 20 лет назад этой избушки могло и не стать: в 1991 году было принято решение снести ветхое жильё, а жильцов расселить. Но вскоре советская власть кончилась, а новая позволила домику дожить до ста лет. Правда через год после векового юбилея и она решила снести эту «реликвию». Но вот незадача: люди-то оказались на удивление привередливыми. Им предложили аж по два варианта расселения в благоустроенные квартиры. Причём в каждом из этих вариантов полезная жилплощадь была даже больше, чем та, на которой они проживали. Но несмотря на это, обитатели избушки отказались вселяться в другие квартиры.
Праздник не для всех
В чём же дело? Голдаевы объяснили, что им предложили вторичное жильё, которое для проживания и вовсе непригодно. Мол, там всё разрушено: рамы, сантехника, электроплиты, полы, да и подъезд в непотребном состоянии. Мало того, такое жильё находилось на пятом, а по второму варианту – на четвёртом этаже. Для Веры Павловны такие «восхождения» не по силам. В общем, отказались от обоих вариантов, а другого жилья город больше не предлагал. И вселились вместо Голдаевых в те две квартиры другие нуждающиеся, которые не погнушались предложенным.
И вот уже три года, как переписываются с властью Голдаевы, даже президенту России письмо послали. В ответах им поясняют, что переселение будет зависеть от объёмов финансирования. Но каковы эти объёмы, и когда они станут достаточными, неизвестно.
Как же в 2007-м удавалось переселять людей? Тогда шла подготовка к празднованию Дня шахтёра, областной столицей которого был Анжеро-Судженск. В таком случае идут какие-то инвестиции, строится новое жильё. Правда, по предложенным Голдаевым вариантам этого не скажешь: жильё-то им предложили вторичное.
— В жилищном кодексе ничего не говорится, что квартиры для переселяемых из ветхого и аварийного жилья должно предоставляться на первичном рынке, — повторяет нам то же, что было написано в официальных ответах Голдаевым, начальник жилищного отдела администрации Анжеро-Судженска Ольга Лищенко. – А квартиры для переселения вообще достались городу от меценатов.
Дарёный конь
Хорошо. Как говорится, дарёному коню… Но, приняв на баланс города квартиры, можно же было сделать там элементарный ремонт и только потом предлагать людям переселиться в них? По словам Ольги Викторовны, в квартирах переселяющихся был бы сделан ремонт, если бы они об этом письменно попросили. Выходит, люди сами виноваты, что писать они не любят и не оценили широкий жест власти?
Мы решили побывать в тех квартирах, которые три года назад предлагались для переселения Голдаевым. По улице Парковая, 2а, квартира на пятом этаже. После отказа Голдаевых в нее вселился бывший детдомовец. Через год он квартиру эту приватизировал, а ещё через год продал другим хозяевам. Именно они и сделали в квартире полный ремонт, потому что у детдомовца на это не было денег. По улице Карла Маркса, 14, квартиру предлагали на четвёртом этаже. В ней все три последних года проживает бывший горняк. До этого он ютился в аварийном бараке , так что предложенному варианту был несказанно рад. Фариду Хасанову по сравнению с его бывшим жильём даже не отремонтированная квартира показалась раем. Он своими силами произвёл ремонт, а затем приватизировал это жилье.
В общем, «свято место» долго не пустовало. Вот и приходится теперь Голдаевым кусать локти. Может, всё же стоило три года назад вселиться в ту квартиру, что давали? А там бы видно было, что делать дальше. И вымаливание у администрации ремонта было бы совсем другой историей.
Сергей БРЫЗГАЛОВ.
Фото автора.
Анжеро-Судженск.