Соцсети:

Открытый урок по инновациям

30 ноября 2010 | Игорь Алехин
В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности  прошло выездное заседание кемеровского городского совета по научно-инновационнойдеятельности. После изучения работы ООО «МКС», которое является  резидентом городского студенческого бизнес-инкубатора, была предпринята попытка обсуждения опыта работы малых инновационных предприятий, организованных при вузах.
Поначалу «МКС» расшифровывалось крайне буднично: «Морковь, картошка, свекла», потом приобрело более значительное имя – «Молодость. Кузбасс. Сибирь». Ниша — переработка и консервирование овощей и фруктов по инновационной технологии, под которую даже был получен патент. Технология позволяет защитить продукт от потемнения и обеспечить сохранность пищевой ценности и качества, исключает возможность бактериального, химического и физического загрязнения в течение восьми суток. Производимый продукт является экологически безопасным, так как на всем протяжении технологического процесса не используются консерванты.
Считалось, что ООО «МКС» успешно стартовало на рынке областного центра: запущена линия производства, налажены каналы сбыта продукции через сеть торговых центров, организации общественного питания, столовые при вузах.

Реализация проекта обошлась в 14 месяцев работы и примерно в 2,5 миллиона рублей – грантовых средств Фонда поддержки малых предприятий, средств собственных, в также денег инвестора.

Казалось бы, все условия созданы, работай – не хочу. Есть лицензия, есть студенты и аспиранты, есть квалифицированные кадры, есть даже победа в кемеровском конкурсе на поставку продукции для обеспечения школ и детских садов на полмиллиона рублей. Но сегодня каждый день работы ООО «МКС» приносит убытки.

В сентябре, когда составлялся бизнес-план, когда рассчитывались расходы, доходы и оптимистически-пессимистические сценарии, картофель стоил от 7,5 до 8 рублей за килограмм. С учетом тенденций последних лет цена даже должна была упасть из-за сезонного перепроизводства продукции. Но случилось невероятное: картофель начал дорожать с катастрофической скоростью и к ноябрю достиг 18 рублей. С учетом цены, оговоренной контрактом на поставку эмкаэсовской продукции, – 24,5 рубля за кило, убытки до конца года от такой инновационной деятельности должны превысить 300 тысяч рублей. По предварительным расчетам, для обеспечения прибыльности «МКС» должен поднять цену вдвое, но по условиям контракта это невозможно…

Такую вот экспозицию выдал представитель ООО «МКС» членам совета. Правда, ей еще предшествовала экскурсия по производству – несколько женщин не студенческого возраста вручную чистили морковку, которую потом паковали в пакеты с маркой «Здоровые овощи», заполняемые газом.

А потом звучали вопросы и ответы, предложения и советы.

К примеру: не пробовали ли с целью снижения издержек сами заготавливать картофель? Искать других поставщиков? В контракте оговорить фиксированную цену поставляемых овощей на полгода вперед? Почему в малом предприятии, созданном при вузе, так много людей зрелого возраста?

А вот  ответы: выращивание и хранение картофеля — это целый бизнес, требующий покупки технологий, техники, привлечения кадров, аренды помещений для хранения и так далее. Все это стоит денег. Которых, естественно, нет у молодого предприятия… Другие поставщики и рады поставлять продукцию, но не могут обеспечить ее качества и не готовы разделять с переработчиком риски… Фиксированная цена в договоре с поставщиком овощей возможна при предоплате, а у ООО «МКС» нет свободных средств… Ручная чистка овощей при относительно небольших объемах и высокой цене сырья выгоднее механической, а люди «зрелого» возраста ответственнее, адекватнее и готовы идти на невысокий заработок в отличие от студентов, которые, ко всему прочему, слишком зависят от сессий и каникул… Да, реклама – двигатель прогресса, но знают ли уважаемые члены совета, что одна акция в супермаркете стоит… 50 тысяч рублей?! Нет, мы не хотим отказываться от выполнения контракта, по которому ежесуточно отгружаем 800 килограммов овощей (для сравнения: месячные поставки в сети не превышают 200 килограммов), ведь пострадают и прекрасная идея, и доброе имя молодого предприятия и его родителя – КемТИППа…
И так далее, и так далее.
Среди практических советов, которые были даны «МКСу», запомнился наиболее радикальный: ребята, работать в убыток – нонсенс и непростительная роскошь, «…а ждать, что все равно помогут, — это путь в яму. Хорошая идея должна быть реализована в рыночных условиях», так что нужно или увольнять людей и закрываться, или… стать рентабельными.

Или вот еще: в институте столько студентов, каждому – да по пакету со «Здоровыми овощами» — сколько же можно получить денег!

«Ребята, вы талантливые технари», но предпринимательство – это немного другое, всего около пяти процентов бизнес-проектов выживают в суровом океане бизнеса… Это тоже оттуда, с заседания…

Среди дел, с помощью которых кемеровский городской совет по научно-инновационной деятельности решил попытаться сделать что-нибудь доброе для «МКСа», — организация очередной встречи с торговыми сетями, помощь в раскрутке нового товара, встреча с сельхозпоставщиком (вдруг тот, поняв новаторскую значимость и перспективность проекта, решится отдавать картошку «МКСу» без учета рыночной реальности)…

После окончания мероприятия спросил Станислава Равнюшкина, директора ООО «МКС», много ли откровений и советов, которые он готов принять к руководству,  услышал от мэтров? Он ответил:

— Все очень разумно. И все, что говорили, мы знали… Но, может, теперь о нас узнают, ведь вы видели, сколько здесь было представителей прессы?!

А что если это такой маркетинговый ход – использовать форс-мажор на полную катушку, акцентировав: прибыли – нет, честному слову, прописанному в контракте, – да! Что, если кемеровчане, увидев в газетах и на экранах телевизоров эту позицию и новую продукцию, побегут в магазины и скупят все 200 кг «Здоровых овощей», а завтрашние прибыли резко превысят сегодняшние убытки?! А что если…

Впрочем, «ОПОРА» через некоторое время вернется к этой ситуации и проверит, войдет ли проект «МКСа» в пять счастливых процентов?

Игорь АЛЕХИН

PS. Что делать с инновацией, которая не может превратиться в бизнес: поддержать, помочь или просто забыть? Приглашаем к разговору компетентных и заинтересованных. Контактный e-mail: kdiektor@mail.ru, ialehin@yandex.ru

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс