Только постоянным клиентам
Условно рынок доставки еды в областном центре можно разделить на три сегмента. Первый, классический – рестораны доставляют обеды постоянным клиентам. Сформировался давно, стихийно, не для прибыли — из хороших отношений. Он был, есть и будет. Это – единичные заказы.
— Доставкой мы не занимаемся, — подтверждает директор ресторана «Авиатор» Асия Кирилишина, — это слишком для нас накладно. Если мы и доставляем еду, то только в радиусе 500 метров, в окрестные дома. Делают это администраторы или официанты.
Частные единичные заказы для ресторанов – дело не профильное, значит, нет необходимости его расширять. Используют же её (доставку) в качестве маркетингового хода, что важно для заведения. Как и выездное ресторанное обслуживание – кейтеринг: желательно, но тоже не обязательно. Ресторану нужны гости в зале. А для доставки, по мнению Асии Кирилишиной, есть сетевые игроки — рестораны доставки. Целесообразнее работать в сети: накладные расходы делятся на всех игроков.
Короли заказов — пицца и суши
Второй сегмент рынка развивался стремительно и востребован уже много лет. Неудивительно, что доставкой пиццы, суши и роллов занимается большая часть игроков рынка – собственно производители.
— Мы занимаемся доставкой уже три года,- рассказывает Екатерина Морозова, управляющий пиццерией «Сильвер Фуд» и службой «Сильвер доставка». — Сразу все предприятия ЗАО «Сибторг» (пиццерии, рестораны, кондитерский цех) предложили в меню свои блюда. Через год добавилось кафе «Веселые клюшки» — японская кухня. Но до сих пор еду из пиццерий заказывают чаще – цены здесь ниже. Заметно увеличивается количество заказов с наступлением холодов, просто люди больше времени проводят дома.
Конкуренция на рынке доставки еды, по мнению Екатерины Морозовой, явление нормальное. Здесь у каждого игрока есть свои клиенты, предпочитающие какие-то блюда.
Альтернативу этой категории рынка пытаются создать индивидуальные предприниматели, выдумывая разные вкусные штуки. Например, осетинские пироги с разными начинками. Они стоят дороже пиццы, но отвечают вкусам людей, предпочитающих пищу домашнего приготовления. И выгодное дело для предпринимателя – всегда кто-то из команды может быстро доставить клиенту горячий пирог. Правда, в Интернете адресов таких почти нет, для заказа предприниматели дают номера мобильных телефонов, что не всегда удобно клиенту.
Предлагают свою еду и шашлычные. Хорошее предложение, только воспользоваться им трудно: единственный номер телефона не отвечал два дня. Попробовать заказать шашлык ещё раз вряд ли захочется.
Зарабатывают на доставке еды кафе и столовые, домашние кухни. Они, как правило, кормят по договорённости близлежащие к дому учреждения и фирмы.
Собственно доставка
2009 год для рынка доставки еды в Кемерове можно считать переломным. Он образовал третью группу игроков – собственно доставку. Как вид развивающегося бизнеса. «Еда-Всегда» — одна из первых фирм в городе, предложившая только доставку готовых блюд на дом и в офис.
— Два года назад мы с друзьями хотели хорошо поесть, — рассказывает директор фирмы Вадим Хващевский, — стали звонить в рестораны: никто не смог привезти нам готовые блюда. Вот тогда и появилась идея создать бизнес по доставке готовых блюд в Кемерове. Провели исследования, взвесили все плюсы и минусы организации собственного производства или доставки готовых блюд напрямую из ресторанов, решили предложить доставку еды из ресторанов. Провели переговоры, заключили договоры с ресторанами города. Первые заказы доставляли клиентам, используя собственные автомобили.
Спрос рождает предложение. Сейчас одно из направлений компании – доставка комплексных обедов сотрудникам организаций и предприятий города. И здесь наблюдается тенденция к росту: руководители понимают важность полноценного горячего питания, его прямое влияние на эффективность работы сотрудников.
По словам Вадима Хващевского, год фирма занималась только доставкой еды, работая с тремя партнёрами. В 2010 году, чтобы увеличить объемы продаж и удовлетворить заказы всех клиентов, «Еда-Всегда» открыла собственное производство.
Появилось меню в низком ценовом сегменте. Сегодня фирма предлагает комплексные обеды (салат, горячее и гарнир), например, бригадам строителей, стоит такой обед 100 рублей. Пришлось позаботиться об упаковке: готовые блюда доставляются в коробках и термосумках, позволяющих сохранить внешний вид и необходимую температуру.
Цель любого бизнеса – получение прибыли. Организация эффективной работы предприятия требует немалых вложений. Но, как отмечает Вадим Хващевский, текущие расходы производственной деятельности покрываются результатами операционной. Наряду с собственным парком автомобилей используются привлечённые автомобили партнёров по договорам.
Сегодня лидер продаж в Кемерове — японская кухня (суши и роллы). Стойкие поклонники есть и у пиццы. В ближайшее время, уверенно обещает «Еда-Всегда», любители пасты и других традиционных итальянских блюд смогут их заказать.
Новый игрок –новое направление?
Новый игрок на рынке доставки продуктов на дом — молочный комплекс племенного завода «Селяна». Новый, в своём роде первый и единственный. Селяне сами доставляют молоко, масло, творог в дом горожан. Опыта такого рода у нас не было (брать во внимание доставку на дом муки и сахара, которой занимались перекупщики, не имеет смысла). «Селяна» может стать хорошим примером для овощных и ягодных хозяйств. Здесь, как и у всех игроков рынка, определён минимальный заказ, он должен включать, например, не менее 4 литров молока.
— Мы на рынке доставки работаем год, — говорит менеджер по продажам молока и молочных продуктов молочного комплекса Наталья Лелькова. — Принципиально отличаемся от других тем, что продаем собственную молочную продукцию. А значит, отвечаем за её качество. У нас уже есть постоянные клиенты. К ним присоединяется ежемесячно по одному новому. Клиентская база пока небольшая, и нам выгоднее самим доставлять продукцию. Пусть медленно, но спрос растёт. К тому же нашу продукцию в магазинах купить невозможно: она не производится массово. Это позволяет нам рассчитывать на увеличение рынка.
С надеждой –в он-лайн
Удалась ли первая попытка сделать только доставку еды основным бизнесом? Нет — если потребовалось всё-таки создавать собственное производство. Да — если смотреть в будущее. По данным отчета РБК «Рынок доставки готовых блюд», около 65,5% москвичей хотя бы раз в год делают заказ готовой еды в службах доставки, Кемерову до такого объема заказов ещё далеко. А впрочем, у нас никто его и не измерял, и точная цифра никому не известна.
Но, как считают эксперты, бизнес по доставке обедов – дело перспективное. И в Кемерове только начинает развиваться. Люди всё больше работают, ценят время и берегут его для общения с семьей, друзьями. Далеко не всем нравится стоять у печки, а есть хочется всем и всегда. К тому же разнообразно питаться дома – дороже.
Наверняка скажет своё слово и увеличение пользователей Интернета. По мнению экспертов, это приведет к появлению компаний, которые всё-таки станут развивать сетевое торговое пространство. Заказать еду на дом через Интернет очень просто, к тому же видишь на картинке то, что заказываешь, значит, можешь сравнить с тем, что привезут.
Для становления бизнеса доставки готовой еды потребуются время, желание партнёров, играющих на этом поле, договориться, их умение работать в команде. А главное — предложение должно ориентироваться на спрос и удовлетворять его.
МЕЖДУ ТЕМ
На помощь тем, кто все-таки предпочитает готовить сам, приходит новая для Кемерова услуга – интернет-магазин «Продукты на дом». Заказы принимаются через Интернет и по телефону. Купить можно все то, что и в обычном магазине, но с гарантией качества.
— По каждому заказу мы работаем напрямую с поставщиками: крупными оптовыми компаниями и производителями. Так что все товары самой первой свежести, — говорит Александр Статков (директор интернет-магазина «Продукты на дом). — Заказали продукты утром, к концу рабочего дня они уже будут у вас в офисе или дома. И никакой беготни по магазинам после работы. Цены вас приятно удивят: они ниже, чем в обычных супермаркетах, ведь платить за аренду складских и торговых помещений нам не нужно.
Доставка продуктов на дом уже хорошо развита в европейской части России, будем надеяться, что и у нас она приживется.
Юлия МАТЮЩЕНКО, Наталья ЕВГРАФОВА.