Актуальное

Троица, пятидесятикратно умноженная

26 ноября 2010 | Газета «Кузбасс»

Фото Федора Баранова

В Кемеровском музее изобразительных искусств открылась выставка икон из собрания Ярославского художественного музея «Во славу пресвятой Троицы».

В XVII столетии Ярославль был вторым городом Московского государства по величине и богатству. В Смутное время он даже исполнял роль столицы: Москва была захвачена поляками, а в Ярославле стояло ополчение Минина и Пожарского и заседал Совет всея Земли – что-то вроде временного правительства. К тому же город находился на пересечении торговых путей, ведущих к Архангельску, главному тогда морскому порту, а также к Перми, Казани и Астрахани.

Потом появился Петербург, товарно-денежные потоки изменились, и Ярославль превратился в обычный губернский город. Но во время расцвета здесь бурно строились храмы и успела появиться оригинальная иконописная школа. Ее отличает, прежде всего, яркость красок в купеческом вкусе: медово-золотистый фон с броскими вкраплениями черного и красного.

Главными заказчиками ярославской школы были торговые люди, и здешние иконы отражают особенности их мира – пестрого, многолюдного, наполненного ежедневными событиями.
Ярославский художественный музей был основан в 1919 году. В новорожденную галерею тогда во множестве передавали иконы и утварь из храмов и монастырей, закрытых большевиками; так сложилась крупная иконописная коллекция.

Нынешняя выставка – не первый плод сотрудничества двух музеев: с ярославской иконописью кемеровчане уже имели возможность познакомиться прошлой осенью. Прошлогодняя экспозиция была более масштабной и разнообразной. Нынешняя зато проникнута единством замысла – почти все представленные здесь сюжеты так или иначе связаны с изображением Троицы. Единственное исключение представляет икона преподобного Сергия Радонежского: он попал сюда как основатель Троице-Сергиевой лавры. Отец Сергий проповедовал национальное единство, а Троица была главным символом единства духовного, почитанием ее должен был побеждаться «страх ненавистной розни мира сего».

Вообще говоря, триединство Бога в христианской доктрине – один из самых таинственных догматов. Многие выдающиеся светские умы признавались, что не в силах его постигнуть. Главный раскол в христианском мире, между православными и католиками, вырос из частного, казалось бы, богословского спора – исходит ли Святой Дух только от Бога Отца или от Сына тоже. Нынешние различия культурных традиций Западной и Восточной Европы – одно из дальних последствий этого спора.

На выставке представлено несколько канонических сюжетов, связанных с Троицей. «Гостеприимство Авраамово» — история о том, как дом библейского праотца посетили три путника-ангела, в которых он узнал Единосущного и Триипостасного Бога. «Святая Троица с событиями»: тот же сюжет, но дополненный изображениями других эпизодов жития Авраама. «Отечество»: Господь Саваоф держит на коленях Сына; тот, в свою очередь, держит изображение Святого Духа в виде голубя. Представлены здесь и другие иконописные каноны – например, Страшный суд, или Праздничный чин (изображения двенадцати главных церковных праздников); но и в них Святая Троица занимает самое видное место.

Даже по сравнительно небольшой экспозиции из 50 икон можно проследить, как менялась иконописная манера от столетия к столетию. XVII век – это еще каноническая древнерусская иконопись, с обратной перспективой, позволяющей вместить в одной иконе события разного времени. XVIII век – в иконопись проникают элементы западного барокко: пышные облака, клубящиеся одежды, затейливые виньетки. На Западе выработали этот экспрессивный стиль как ответ на вызов Реформации и мирского искусства Возрождения. У нас барокко тоже пришлось ко двору, но столетием позже, когда Петр занялся ускоренной модернизацией Российского государства на западный манер. Наконец, XIX век – это уже прямая перспектива и прочие приметы реализма. Искусствоведы не слишком ценят эту манеру, но современному человеку она доступней и понятней.

Но большую часть экспозиции составляют все-таки иконы XVIII-XIX столетий. Эта эпоха во многих отношениях переломная. Смутное время, Стрелецкий бунт, большие крестьянские восстания. Несколько внешних войн, неизменно победоносных, – с Турцией, Швецией, Пруссией, Австрией. Раскол Русской православной церкви на «никонианскую» и старообрядческую. Превращение России из слабого государства на окраине Европы в огромную евразийскую империю. Радикальное изменение российской культуры – из средневековой и насквозь религиозной при Борисе Годунове она превратилась во вполне светскую при Екатерине Великой. Обо всем этом прямо или косвенно свидетельствуют иконы из экспозиции. Другого – нерелигиозного – искусства у нас тогда почти не было.

И осенят все это символ Троицы – образ огромной мощности и емкости. Все-таки богословы недаром ели хлеб и не зря причащались Святых Даров. Выставка исподволь показывает, что прогресса в искусстве не существует и что наша современная культура – ни в коем случае не венец творения. Во многих отношениях она куда примитивней, чем высоковольтная духовность и сложная слаженность культуры былых времен.

Другие статьи на эту тему

17 марта

Коронавирус подтвердился ещё у 145 жителей Кузбасса

За прошедшие сутки коронавирус выявлен у 145 жителей Кузбасса, сообщает региональный центр ситуационного мониторинга по…

03 марта

Коронавирус подтвердился ещё у 190 жителей Кузбасса

За прошедшие сутки коронавирус был обнаружен ещё у 190 жителей Кузбасса, сообщает региональный центр ситуационного…

19 февраля

Коронавирус подтвердился ещё у 174 жителей Кузбасса

За прошедшие сутки коронавирус выявлен ещё у 174 жителей Кузбасса, сообщает региональный центр ситуационного мониторинга…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс