Жизнь и смерть на острие иглы
В России всерьез заговорили о принудительном лечении наркоманов.
Город без наркотиков
Судя по всему, поводом для «всплеска интереса» послужило нашумевшее уголовное дело главы реабилитационного центра «Город без наркотиков» Егора Бычкова (Нижний Тагил), приговоренного было к трем с половиной годам лишения свободы условно за насильственное лечение наркоманов. Этот судебный процесс вызвал большой общественный резонанс. Одни убеждены, что Бычков поступал правильно и иного способа избавить наркомана от его пагубной страсти и превратить в нормального человека нет. Другие, наоборот, обвиняют его в преднамеренном лишении людей свободы, нарушении их конституционных прав и сетуют, что ему мало дали…
Как бы то ни было, «дело Бычкова» еще раз обозначило острую проблему с наркоманией в России. Безусловно, усилия в борьбе с ней прилагаются немалые: перекрываются каналы поставок зелья, ликвидируются преступные наркогруппировки, ведется активная профилактическая работа. А вот единой, четко выстроенной системы реабилитационной помощи больным наркоманией на национальном уровне сегодня в России, увы, нет. Между тем, как считает директор Наркоконтроля РФ Виктор Иванов, этот вопрос назрел уже давно. На сегодняшний день в стране только официально зарегистрировано 550 тысяч больных наркоманией! Реальные же цифры, конечно, гораздо больше.
Недавно Виктор Иванов заявил: «Мы будем вырабатывать методы общественного принуждения к лечению, но не физического, не так, как это применялось в Нижнем Тагиле. Конечно, кандалы – не способ. Я хотел бы оттолкнуться от проблемы, связанной с госпитализацией (принудительная временная госпитализация наркоманов), которая обсуждается в последнее время. Здесь есть два аспекта. Один из них связан с повышением толерантности больных к процессу лечения. Сейчас есть испуг, страх, что люди попадут на учёт, что их ограничат в правах, что их будут преследовать. Я как руководитель полицейской организации говорю, что мы не будем никого преследовать».
В центре внимания
Решение проблемы реабилитации наркоманов предусматривается в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной недавно президентом страны. Согласно ей, целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией станет формирование многоуровневой системы, обеспечивающей доступность и эффективность лечения, с последующим восстановлением социального статуса больных наркоманией. В Московской области уже приступили к созданию экспериментальной площадки для наработки комплексных обобщающих методик социальной реабилитации наркозависимых. Эксперты комитета оценивают эффективность реабилитационных программ в девяти российских регионах. На основе результатов этой работы будет разрабатываться законодательство, регулирующее процесс реабилитации.
В то же время в России сейчас существует всего три самостоятельных государственных реабилитационных центра, где обеспечивается комплексный подход, порядка 50 государственных центров, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, плюс 600 негосударственных центров (коммерческих, некоммерческих, религиозных и т.д.), которые оставлены без материально-правовой и методической помощи государства. Причем такого их количества явно недостаточно.
– Для того чтобы система реабилитации наркозависимых лиц заработала полноценно на национальном уровне, необходимо решить многие организационные вопросы и изменить законодательство, убрав противоречащие друг другу положения и сведя все к общему знаменателю, – убежден начальник Управления наркоконтроля по Кемеровской области генерал-майор полиции Сергей Безрядин. – В частности, это касается урегулирования вопроса с деятельностью негосударственных центров. В настоящее время на заседании областной антинаркотической комиссии принято решение создать рабочую группу для подготовки проекта регионального закона, регламентирующего вопросы социальной реабилитации наркозависимых лиц негосударственными организациями. И, безусловно, особое внимание нужно уделить решению проблемы по принудительной госпитализации наркозависимых в специализированные лечебные учреждения. Но это уже в компетенции законодателей.
Принуждение к лечению
– В настоящее время в Кузбассе состоит на учете порядка 14 тысяч наркоманов, за последние годы эта цифра сохраняется примерно на одном уровне, – говорит главный нарколог Сибирского федерального округа и Кемеровской области доктор медицинских наук, профессор Андрей Лопатин. – Стационары для лечения наркоманов действуют в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске – всего порядка 600 койко-мест. В районах и небольших городах лечение амбулаторное. Конечно, такого числа мест для лечения наркоманов явно недостаточно.
Основной упор в избавлении от наркозависимости у нас делается как раз на реабилитационные методы и на более раннее выявление наркоманов, например, во время тех же медосмотров. Такой подход дает позитивный результат: если в 2000 году Кузбасс лидировал в России по числу несовершеннолетних наркоманов, то сейчас он занимает 4-е место. Во многом этому способствовала региональная антинаркотическая программа, которая позволяет, в частности, приобретать новое современное оборудование для лечения и реабилитации наркозависимых, проводить профилактические мероприятия. Только в нынешнем году на эти цели было затрачено порядка 7,5 миллиона рублей.
Благодаря методикам, наработанным нашими специалистами, положительный эффект при реабилитации наркоманов сейчас достигает примерно 40 процентов – это выше, чем в среднем по России. Для сравнения: если брать только лечебную составляющую, то положительный эффект достигает максимум процентов 10 (в среднем по России этот показатель порядка 5 процентов). Убежден, что все надо делать в комплексе. И мы готовы делиться своим опытом, оказывать методическую помощь, давать рекомендации.
Теперь о предложениях по принудительной госпитализации и лечению наркоманов, которые звучат в последнее время. Сейчас это запрещено, и лечить их можно, только если они сами этого захотят. На чаще всего это не происходит. Обычно наркоманы обращаются к нам сами под давлением каких-то внешних обстоятельств – кому-то надо снять ломку, кого-то уговаривают родственники, лишь иногда кто-то действительно решил порвать с наркотиками… Думаю, что принудительная госпитализация и лечение наркоманов должны осуществляться только по решению суда. Но для этого должен быть создан и законодательно прописан механизм, заложено соответствующее финансирование, увеличено число мест в специализированных лечебных и реабилитационных центрах. Но ничего этого пока нет. Стратегия государственной антинаркотической политики задает лишь вектор по борьбе с распространением наркотиков и наркоманией в нашей стране. А конкретные шаги в этом направлении должны определяться только нормативными документами.
Назад, в СССР?
Вообще говоря, идея принудительного лечения наркомании не нова. В советское время хронических алкоголиков и наркоманов по решению суда помещали в лечебно-трудовые профилактории, входившие в систему МВД. Побег из ЛТП был уголовно наказуем. После распада СССР эти учреждения были ликвидированы.
Правда, мнения специалистов на счет эффективности подобных учреждений разделились. Одни утверждают, что принудительное лечение в ЛТП большого эффекта не давало, и после него «завязывали» лишь процентов 15–20. Другие, наоборот, считали этот метод борьбы с пьянством довольно эффективным, говоря, что пить бросали порядка 50 процентов алкоголиков. Наверное, истина где-то посредине.
Появятся ли в современной России подобные учреждения по принудительному лечению наркоманов или это будет что-то другое, покажет только время.