Иван, да Марья, да Аннушка…
Скорее не удивительный, а долгожданный факт: в городе Полысаево рождаемость превысила смертность. А смертность с начала года по сравнению с тем же периодом 2009-го снизилась на 16,3%.
I. Жить полысаевцы стали дольше, жить стали… Нет, слово «веселее», пожалуй, здесь неуместно. А вот то, что не одним днем живут, а в будущее, в завтрашний день смотрят, точнее. Как ни банально прозвучит, но будущее – это, конечно, дети. Вот и отправимся туда, где начинается жизнь – в родильный дом.
Это двухэтажное здание на территории больничного комплекса не только внешне преобразилось, но и оборудовано по последнему слову медицинской техники. А потому и не уезжают рожать полысаевские женщины «за тридевять земель». Другое дело, что полысаевский роддом принимает рожениц даже иногородних. Добрые-то слухи распространяются быстро. Вот и в женских консультациях из уст в уста передается:
«В Полысаеве отличные врачи, отличные условия».
Сейчас в приемном отделении сидит молоденькая будущая мама из Ленинска-Кузнецкого. Беседует с ней заведующая родильным отделением Валентина Дмитриевна Филиппова. Прислушиваться не будем: говорят они о сугубо женском. А это тоже таинство. Как на исповеди. И уж поверьте: никакие секреты сквозь эти крепкие стены наружу не просочатся. А ведь это так важно, когда есть кому доверить самое сокровенное.
II. Уж сколько таких чисто женских историй выслушала зав. родильным отделением Валентина Дмитриевна – не сосчитать. На своем во всех отношениях ответственном посту она уже более тридцати лет. Смеется, что все «подсобки» прошла. Раньше-то родильный дом был совсем другим. Но врачи в Полысаеве всегда работали на совесть. Вот и дочь Валентины Дмитриевны Оксана мамочкой стать решила не где-нибудь, а здесь.
Валентина Дмитриевна — человек несуеверный. Но все равно планировала, что Оксана попадет к другому врачу. С такими мыслями и ушла она на свое очередное дежурство. И вдруг звонок от Оксаны:
– Мама, кажется, началось…
Так что теперь Валентина Дмитриевна для очаровательной Дашеньки не просто родная бабушка. Фотография внучки-малышки стоит в кабинете заведующей отделением. Смотрит на нее Валентина Дмитриевна, улыбается.
А вообще-то на бабушку она не похожа. Неутомимая, деловитая, подтянутая, собранная. В общем, образец для подражания среди коллег, да и мамочек тоже.
– Хотите с мамочками познакомиться? – спрашивает меня Валентина Дмитриевна.
Еще бы! Меня тут же «экипируют» в халат цвета морской волны, такую же шапочку, и мы отправляемся по палатам.
Признаюсь, завидую нынешним мамочкам. Малыши всегда при них. Рядом с маминой кроватью – детская. А в ней такое чудо по имени…
– Уже дали имя дочке? – вполголоса спрашиваю симпатичную Марию Файзуллину.
– Да, Анечка.
У крохи-Анечки есть братишка Ванечка. Ему полтора годика. Очень даже правильно сделали супруги Файзуллины – Мария и Александр, что решили «не затягивать» со вторым ребенком. И дело, конечно, не в материнском капитале (хотя и он тоже стимул), а в любви, в желании, чтобы детки росли вместе. Сами же знаете русскую поговорку: один ребенок – не ребенок… Кстати, в этом году в городе две мамочки родили по двойне. А всего с начала года здесь родилось уже более пятисот малышей. Но «чисто» полысаевцев – 362. Остальные, как я уже говорила, неместные.
III. Но в родильном доме нет деления на своих и чужих. Для всех хорошие условия. Палаты рассчитаны на двух роженец. В каждой палате душевая кабина и все удобства.
Мамочки говорили мне, что им и их малышам здесь нравится. Но разве крохи, которым от роду несколько дней, что-то понимают?
– Конечно. Нам спокойно — и они спокойны.
Верно. Носики-курносики мирно посапывали.
Еще один не столько удивительный, сколько характерный факт: в родильном доме Полысаева нет «кукушек». То есть женщин, написавших отказные на своих малюток. Хотя, конечно, не все мамы идеальные. Кто-то до сих пор не отказался от рюмочки, кто-то от сигарет. Но работают с такими «отчаянными» еще до родильного дома – в женской консультации.
А вместе взятая городская программа (и в консультации, и в роддоме) называется «Охрана материнства и детства». Благодаря ей и медикам в первую очередь в городе удалось снизить уровень осложнений при беременности у будущих мам.
Ранняя диагностика скрытых инфекций, медикаментозная защита плода, тест-системы, чудо-аппараты – все это лишь малая часть городской программы. Какие-то патологии у новорожденных выявляются и в роддоме. Да, новые аппараты, технологии недешевы, но здоровье и жизнь все равно дороже. А точнее – бесценны!
Спрашиваю Валентину Дмитриевну, рожают ли у них несовершеннолетние? У медиков даже термин такой есть – «дети-матери». Всего в мире «маленьких мам» (от 15 до 19 лет) 16 миллионов!
Есть статистика и по Полысаеву. Так вот, только одной мамочке здесь было 16 лет. Семерых младенцев родили 17-летние. У шести малышек мамы 18-летние. Но, к слову, 16-летняя мамочка была не из Полысаева, а из другой территории.
Валентина Дмитриевна Филиппова спокойно относится к юным мамам. Малыши быстро заставят повзрослеть. Главное, что всех детей взяли родные и теплые руки. Как и в славной семье Файзуллиных, состоящей из Александра, Марии, Иванушки и Аннушки.