С билета на карту
Что может быть хуже зимой, чем переминаться с ноги на ногу на морозе, ожидая автобуса или маршрутки? Да еще когда мимо проезжает битком набитый транспорт?
Чтобы такого было меньше, руководители автотранспортных предприятий обратились в обладминистрацию с просьбой поднять тарифы на проезд.
Передо мной анализ затрат крупной кемеровской автоколонны. В этом году тепло для предприятия по сравнению с 2009 годом подорожало на 56,5%, электроэнергия – на 20,2%, зимнее дизтопливо – на 22,3% (летнее – на 17%), автошины теперь стоят на 23,6% дороже,
запчасти – на 15,4%. Тарифы за проезд по городу менялись в августе 2008 года. «Приговор»: денег хватает лишь на зарплату, налоги и самый необходимый ремонт. О новых маршрутах или хотя бы об увеличении машин на действующих разговора нет вообще. Подобная ситуация сегодня практически у всех перевозчиков.
Губернатор Аман Тулеев уже дал поручение рассмотреть возможность повышения стоимости проезда.
Пока же перевозчики отстаивают свою планку для роста, «Кузбасс» выяснил, что пересмотр тарифов – это не единственное новшество, которое ожидает жителей региона. В 2011 году в обращение будет выпущена универсальная электронная карта жителя Кемеровской области. Она должна стать ключом любого человека к системе обязательного пенсионного и медицинского страхования. А каждый день ею можно будет пользоваться в транспорте. «Обкатать» проект решено в Кемерове и Юрге. Как показывает практика других регионов, с выпуском подобных карт удается избегать серьезных транспортных проблем и недовольства людей по поводу стоимости проезда. «Кузбасс» решил выяснить, чем может помочь переход с «билетной» системы на «карточную»?
Сергей Мурашкин, начальник департамента информационных технологий администрации Кемеровской области:
– Универсальная электронная карта появится согласно требованию Федерального закона №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предполагающего, что с помощью этой карты человек сможет иметь доступ к государственным и муниципальным услугам. На этой пластиковой карте будет фото владельца, минимальные данные – имя, фамилия, отчество, год рождения, номер счета обязательного пенсионного страхования. Также будет указан номер карточки и срок ее действия.
На все вопросы и опасения по поводу того, что карточка будет содержать конфиденциальную информацию, сразу скажу, что карта – это всего лишь электронный ключ к услугам. Информация как хранится в различных органах и ведомствах, так и будет храниться. Человек, который захочет воспользоваться той или иной услугой, сможет в перспективе сделать это прямо не сходя с дивана дома, используя картридер на своем компьютере. Немаловажно, что человек за это ничего не будет платить – карточка ему будет выдаваться бесплатно.
В Кузбассе же пока идет речь о выпуске 100 тыс. карт с минимальным набором. 210-й закон обязывает «прошить» карту приложениям, позволяющим иметь доступ к системе пенсионного страхования и ОМС, а также банковское приложение, что сделает карту и платежным средством. Перечень же муниципальных услуг, которые могут быть предоставлены в электронном виде, не ограничен.
Сейчас в России в четырех регионах запущены пилотные проекты по универсальной карте. К концу года будут подведены итоги эксперимента, которые будут учтены при внедрении системы по всей России. Мы в Кузбассе начнем с Кемерова и Юрги. Почему эти города? В Кемерове хорошо развита инфраструктура, которую смогут использовать владельцы карт. Речь идет, например, о банкоматах. Также в Кемерове запущен проект «электронный проездной», в общественном транспорте уже есть терминалы для «считывания» карт. Поэтому и решено в Кемерове сразу включить в карту транспортное приложение. Юрга выбрана потому, что здесь к концу года, опять же в рамках пилотного проекта, будет запущен многофункциональный центр по оказанию государственных услуг в электронном виде по программе «Электронное правительство».
Сейчас мы изучаем опыт разных регионов по реализации программ, связанных с электронной картой. И хотя еще нет примеров полного запуска таких программ, все равно можно делать первые выводы. Для администрации области проект интересен как социальный. Карты позволяют очень серьезно обеспечить адресность оказания помощи различным слоям населения. Возьмем тех же льготников. Карта – это серьезное решение проблемы учета. Кроме того, «карточная» система – это дополнительные возможности. Больше всего мне запомнилась информация о том, что в одном из регионов с такой системой хлеб владельцам карт в магазинах отпускается дешевле.
Владимир Вильчиков, заместитель главы Кемерова, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи:
– Мы предложили области сразу выдать карту льготникам для проезда в том числе в маршрутках. Красноярцы и новосибирцы идут таким путем. Что это дает? Учет всех пассажиров в каждой единице подвижного состава. Кроме того, это позволило провести оплату за перевезенных пассажиров по факту. В Новосибирске мы недавно были на предприятии: 80 коммерческих автобусов большой вместимости. У них 16 рублей проезд (хотя в Новосибирске цена проезда разная – в зависимости от протяженности маршрута). На предприятии решили за 8 рублей льготников возить. Бюджет платит. Да, бюджетные расходы выросли, но регион смог доказать необходимость выделения на это федеральных субсидий. В итоге же получилось, что у льготников стало больше возможностей по проезду. Им же теперь все равно, на чем ездить, за них бюджет платит.
Довольны и перевозчики. То предприятие, на котором мы были, даже смогло обновить парк, купить автобусы большой вместимости. А мы в Кемерове как раз планомерно пытаемся переходить на такой транспорт.
А в Липецке мы знакомились с опытом региона по применению универсальной карты. Как мы считаем пассажиров? Есть группы технологов. Они проводят обследования маршрутов. Кроме этого, мы три машины оборудовали рамками на входе. Это датчики, которые позволяют считать, сколько людей вошло, сколько вышло. И мы эти автобусы переставляем с маршрута на маршрут.
Мы до конца не можем узнать, на сколько нас обманывают. Не поймешь же, сколько льготников входит-выходит. Сами понимаете, «льготный» вопрос» очень давит на экономику автоперевозчиков. То есть и на величину тарифа за проезд. А в Липецке сразу в комплексе и подсчет пассажиров, и учет. Они 65 млн. рублей из бюджета потратили на оборудование. Там заходит человек в автобус, его посчитали. Компьютер сказал, вошли 10 человек, оплатили 5 – все, выходите.
В итоге такая система делает окупаемым транспорт. И вопрос о тарифах уже стоит не так остро.
Вячеслав Тихонов, руководитель некоммерческого партнерства «АРИАТ» (порядка 60 индивидуальных перевозчиков Кемерова):
– Мы не против участия в программе по электронной карте. Ведь мы и сейчас, несмотря на то, что частные маршрутки не учтены системой бюджетного финансирования перевозок льготных категорий граждан, бесплатно возим 6 категорий льготников. Возить готовы и других, но важно, сколько за это будут платить и в какие сроки.
Мы смотрели опыт Новосибирска. Там действительно «НефАЗы», а не «пазики», как у нас. Но там и маршруты предоставляются не на 3 года, как у нас, а на 7 лет. Перевозчик при таких условиях может планировать свои затраты, окупаемость вложений в новый подвижной состав. У них же и более широкие рамки по стоимости проезда – пассажир платит в зависимости от дальности своей поездки. У нас все иначе. Результат – предприятиям не хватает денег даже на ремонт, маршрутки не выходят на линию.
Конечно, если бы «карточная» система привела к тому, что частники получили дополнительные доходы, было бы хорошо. Но я уверен, что в принципе нужно разобраться со способами установления тарифов. Мы не такие кровожадные, не требуем повысить нам тариф сразу в два раза. Мы считаем, что есть даже маршруты, на которых было бы выгодней снизить тарифы, а на какие-то поднять, или лучше ввести на них разную цену в зависимости от дальности поездки человека.
Павел Мальцев, директор ООО «Прогресс Автолайн» (Кемерово,
45 автобусов):
– Я двумя руками за введение этой карты и включение туда транспортного приложения. Льготникам можно будет ездить на маршрутках, где будут установлены терминалы. А у маршруток увеличится загрузка. Особенно в межпиковое время, когда в основном и передвигаются льготники.
Мы посмотрели предложения. Около 30 тыс. рублей стоит самый простой мобильный терминал для считывания карты. Может быть, есть и дешевле, будем искать. Но в любом случае мы готовы идти на такие траты. Важно, получим ли мы ответный плюс в виде дополнительных стабильных доходов. А чтобы они были, необходимы равные условия расчета за перевозку льготников у всех перевозчиков. И желательно, чтобы в систему попали все горожане, а не так, как сейчас, с электронным проездным в Кемерове. Он сейчас – для платеже-способного населения.
ЧТО ДУМАЮТ ПАССАЖИРЫ?
Ольга Волкова, менеджер среднего звена:
– В прошлом году, когда у меня не было машины, предпочитала ездить на маршрутках. Да и все члены моей семьи – тоже. Сейчас для меня вопрос отпал сам собой. Дети, правда, ездят, но в основном на маршрутках. Электронного проездного у них нет – деньгами расплачиваются. Если бы ввели в Кемерове карты и для маршруток, купили бы обязательно. Хотя бы потому, что расчет удобней. Не надо ругаться с водителем по поводу мелочи или тысячной купюры.
Владимир Голубев, служащий:
– В последние три года практически не пользовался общественным транспортом. До работы, с работы ходил пешком. Да и все, что мне было нужно, – в пределах пешей доступности. Буквально неделю назад переехал в другой район города. Теперь испытываю на себе все прелести общественного транспорта – долго ждешь, толпа народа, нехватка мелочи и пр. Маршрутки, конечно, лучше. Если картой можно будет расплачиваться, будет хорошо, наверное.
Виктория Жданова, работающая пенсионерка:
– Я только год, как пенсионерка, и, честно говоря, мне еще стыдно показывать пенсионное удостоверение при входе в троллейбус. Поэтому плачу за проезд. Но чаще всего пользуюсь маршруткой. Карту введут – буду пользоваться, конечно. Хотя бы проще будет – деньги не нужно будет с собой в кармане носить.