Феномен Покемона

13 ноября 2010 | Газета «Кузбасс»

Аниме. В последнее время в России это направление японской массовой культуры (или искусства?) приобретает всё большую популярность. Ранее оно уже завоевало Америку и Европу. В чём же секрет феномена? Сегодня об этом расскажут молодые кемеровчане, которые увлекаются аниме уже несколько лет.

Манга как плод сибирской фантазии
В середине ноября Дениса Смердова забирают в армию. Служить он будет в ракетных войсках на Алтае. Однако и в казарме, надеется молодой историк из Кемерова, он сможет находить время для создания рисунков в стиле аниме. Да и дембельские альбомы пока еще никто не отменял…
Увлечение японской анимацией – не какая-то «детская болезнь». Большая часть рисованных фильмов рассчитана на взрослую аудиторию. И «расчет» действительно срабатывает!
Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются модные манга (иногда их называют комикку) — японские комиксы. В Японии манга продаются круглосуточно в книжных магазинах. Ежегодные тиражи зашкаливают за миллиард экземпляров.
Каждый сценарист видит современный мир по-разному, поэтому похожих аниме не найти. В одном встречаем простых школьников, живущих в Токио, в другом — обитателей бескрайних просторов вселенной…
Денис Смердов не только читает переведенные на русский язык манга и смотрит аниме-сериалы по DVD, но и создает свои коллекции художеств. Сначала пытался рисовать манга на свой лад, потом затею эту бросил. Однако с героями аниме расстаться так и не смог. «Аниме не замыкается на мультах типа «Сейлор Мун» или «Покемон», это гигантская культура, — рассказывает Денис. — Ведь в стиле рисования проявляется особенный взгляд на мир, философия не только отдельного человека, но и нашей эпохи. В аниме даже детали символичные».
Так, например, положительные герои изображаются с большими блестящими глазами, отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой – часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи. «Символы в аниме можно найти не только в персонажах, но и в аллегорической стороне бытия, которая заметна в пейзажах, — продолжает наш эксперт. — Например, лепестки падающей сакуры — не только красивый кадр, но и воплощение мимолетности и быстротечности времени. Также художники не могут просто нарисовать волка, у него человеческий взгляд – и эта деталь не случайна. Здесь тонкий намек на родство двух стихий: звериной и человеческой».
Проблемы, которые затрагивают сценаристы аниме, могут показаться примитивными, однако в них кроются извечные вопросыбытия, уверен Денис. Это нежелание сдаваться даже в самых сложных ситуациях, осуществление мечты, идея подвига ради блага любимого человека и т.д. Так что каждый созданный рисунок – воплощение целого мира. Но при этом и выплеск своих эмоций. Денис вообще считает себя человеком спокойным и свое свободное время предпочитает проводить не в каком-нибудь ночном клубе, а за занятием по душе. Вот поэтому на белом листке и появляются его «собственные» герои. Здесь и милые феи, и роковые обольстительницы. В этой вселенной живут и хищные персонажи, и борцы белой стороны…
«Конечно, есть и противники этого жанра мультипликации, — признаёт Денис. – Например, некоторые считают, что в аниме много насилия и эротики. Также ссылаются на неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме – отаку, которое выливается порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, зависимость, близкая к химической). Однако я считаю, что все зависит от человека. Для меня аниме – всего лишь увлечение, которое делает мою жизнь интереснее, наполняя ее нереальными, но осмысленными персонажами».
Сейчас этот молодой человек всерьез задумывается о создании парочки фанфиков – рассказов на основе аниме. Тем более что вариантов для полета фантазии великое множество. К примеру, взять героя любимого мультика и придумать продолжение: новые друзья, новые приключения… Кстати, сейчас проводятся даже специальные конкурсы на самые интересные фанфики. Поклонники аниме считают, что иногда фанфик превосходит по увлекательности оригинал.
Главное – чтобы костюмчик «играл»!
Поклонники аниме не могут остаться равнодушными и к косплею. Попросту говоря, косплей – это костюмированное шоу, и зародилось это поветрие, естественно, в Японии. Платья участников похожи на одеяния героев аниме. Участники (теперь уже в разных странах) разговаривают на лунной мове (свой сленг), повторяют характерные жесты выбранного ими персонажа. Костюмы обычно шьют самостоятельно, хотя, к примеру, в той же Стране восходящего солнца бизнес производства нарядов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко.
Евгений Коваженков, инженер из Кемерова, начал «косплеить» шесть лет назад.
— Школьные и студенческие годы – это время, когда молодых людей привлекает все новое, не вписывающееся в рамки шаблонных идей и развлечений, — считает Евгений. – Вот поэтому я и проявил к аниме самый живой интерес.
Японские косплееры в большинстве своем уделяют внимание качеству собственно костюма. В России же косплей с самого начала (с 1999 года) развивался в тесном контакте с ролевым сообществом, где основным требованием является «отыгрыш» персонажа. Поэтому на городских и областных фестивалях, которые проходят, как правило, во дворцах молодежи, клубах и студенческих советах, на сцене разворачиваются целые драматические действа. В Японии же подобного взаимопроникновения не существовало, поэтому косплей там так и остался в основном поводом похвастаться своим «прикидом». Ну и, конечно, потусоваться с друзьями.
Однако и для косплееров из Кузбасса костюм имеет важное значение – с точки зрения правдивости и создания образа, и отношения к своему увлечению. Так, например, Евгению всегда импонировали отрицательные герои. Может, потому, что злыдни порой кажутся более естественными в своих желаниях и идеях? На помощь ему обычно приходили подруги: кроили очередной шедевр и наносили характерный для героя макияж.
— Все субкультуры, кстати, помогают самовыражению, и комплексы, надо заметить, со временем исчезают, — продолжает кемеровчанин.- Что же касается косплеев, то эта вещь еще и очень познавательная. Тем более что японская культура – одна из самых интересных. А в эпоху так называемой глобализации изучать и, более того, понимать, чувствовать менталитет других народов — дело особенно важное.
Был период, когда Евгений вместе со своими друзьями выпускал сам­издат. Писали об аниме-новинках, музыке и многом другом. Несмотря на то, что тираж журнала, понятно, был небольшой, спросом он пользовался. Потому что, как оказалось, в Кузбассе фанов аниме-культуры множество!
— До сих пор смотрю анимешные мультики. Предпочитаю не дублированные – с субтитрами: так передается особый колорит. Однако в аниме, на мой взгляд, есть свой существенный недостаток, — делится мнением умудренный опытом Евгений. – Персонажей в аниме, конечно, много, но все же типы одни и те же: кочуют из одного мульта в другой. Тем не менее нельзя не признать, что аниме – это красивейшая субкультура, и примечательно, что интерес к ней не угасает, а, наоборот, с каждым годом она завоевывает все большую аудиторию.
АленаФЕДОТОВА.

на снимке : Евгений вошел в роль

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс