Родословная – в тумане
12 ноября 2010 | Валентина Акимова
Тема «Узнайте свою родословную!» нещадно эксплуатируется СМИ. Недавно телевидение показало сюжет о том, как известный шоумен, в семье которого хранились старинные пуговицы от военного мундира, пытался выяснить, не было ли среди его предков солдата из армии Наполеона. И как генетики по анализу крови определили: набор его генов ближе полякам, нежели французам. Что, впрочем, тоже укладывалось в «наполеоновскую версию», ведь среди солдат великого полководца хватало легионеров из Восточной Европы.
Можно ли заказать подобный анализ кузбасским генетикам? И обращаются ли к ним жители области в надежде узнать, кто были их прапрабабушки и прапрадедушки?
– Определение линии родства предполагает выполнение анализов на молекулярном уровне. Для этого необходимы специальное оборудование и соответствующая лицензия, – пояснила заведующая медико-генетической консультацией Кемеровской областной клинической больницы Светлана НЕРСЕСЯН. – Наше учреждение такими возможностями не располагает, из ближайших соседей по региону это делают новосибирцы и томичи, в лаборатории молекулярной генетики Новосибирского диагностического центра и в НИИ медицинской генетики Томска. Впрочем, с вопросами о том, кто были их предки, жители Кузбасса к нам и не обращаются. Звонят лишь по поводу установления отцовства. Но эти звонки мы тоже переадресовываем за пределы области.
Наши посетители не интересуются даже своими ближайшими родственниками. Когда начинаешь спрашивать, в каком возрасте и от чего умерли их родные бабушки и дедушки, только пожимают плечами. Хотя это подчас важно для прогноза их собственного здоровья.
Что касается прогноза потомства, я как специалист не устаю поражаться безответственности людей. Показаний для медико-генетического консультирования много. «С улицы» к нам, как правило, не заходят, к нам направляют из других медучреждений. Часто обращаются беременные женщины, которым необходимо уточнить риск развития внутриутробной патологии плода. Например, если будущая мама имеет хроническое заболевание. Или переболела остро на ранних сроках беременности и принимала медикаменты. Или работала во вредных условиях… Определенный риск несет очень ранняя и очень поздняя беременность и так далее. Начинаешь беседовать с этими женщинами, и выясняется, что каждая четвертая-пятая курит. Предупреждаешь, что курение тоже относится к факторам высокого риска, что никотин формирует химическую зависимость у плода и после рождения у ребенка может начаться «ломка», как у наркомана, который отказался от наркотиков, что еще более усугубит и без того непростую ситуацию, а они заявляют: «Не ваше дело!»
К сожалению, оно становится нашим. Потом, когда к нам приходят мамы с часто болеющими детьми и с детьми, у которых отмечается задержка психического или моторного развития. И мы начинаем искать причины этих состояний…
Валентина АКИМОВА.