Актуальное

Нам строить и жить Китай помогает

10 ноября 2010 | Газета «Кузбасс»

Знакомые заметили: первая для кузбасской столицы высотка в 25 этажей в микрорайоне «Кемерово-Сити» вдоль Притомского проспекта растет на глазах. Спрашивают меня: «С чего бы это? Неужто и правда строительный бум опять начинается?» Жилищный вопрос всегда интересен. Вот я и пошла на стройплощадку. Обнаружила там китайцев. Иностранной рабочей силой кемеровская фирма-генподрядчик и объясняет быстрые темпы строительства.

Высотка, по словам представителей генподрядчика, строится не ударными темпами, а «просто по графику». С августа у 25-этажки перед ноябрьскими праздниками было уже 8 этажей. Готова трехэтажка административного корпуса, строится 17-этажка. К концу ноября главный высотный объект может прибавить еще 2 этажа. Потом стройка затихнет на зиму. Так по технологии положено. Монолиту низкие температуры противопоказаны. Китайцы – их сейчас на площадке порядка 160 человек – уедут домой, чтобы весной вернуться.  К концу следующего года первые объекты высотного комплекса «Кемерово-Сити» должны быть сданы.

В том, что так оно и будет, ни заказчик строительства, ни генподрядчик не сомневаются. Не только из-за известного китайского трудолюбия. Почему, собственно, на объект привлекли компанию из Поднебесной? Сказать по правде, слухами земля полнится. Строительная компания из Харбина «Великая стена» (в Китае все под таким названием – знак качества) возводила недавно объекты в Новосибирске. Наши про работу прослышали… Ну, и решили попробовать. Нет, все было как нужно – тендер на выбор подрядчика, контракт и все такое. Но, как это обычно бывает, если уж хочешь заполучить кого-то в деловые партнеры, получишь непременно. По тому же тендеру, при конкуренции. Без демпинга по цене договора и пр.

Причин для выбора китайцев было как минимум две. Они при строительстве высоток используют съемную деревянную опалубку. Способ у нас известный и даже применяемый, но иностранцы используют иную технологию крепления. Кемеровские строители уже ездят на высотку учиться. Говорят, китайский способ работает на сроки строительство и качество. Второй резон – организация самих работ. Режим дня у людей с «Великой стены» довольно жесткий. Подъем в 6 утра. В 7.00 – начало работы, с 12.00 до 13.00 – обед, с 13.00 до 19.00 – работа. Без праздников и выходных. Живут китайцы рядом со стройкой в вагончиках. Готовят им их же повара из «своих» же продуктов. На стройке «сухой» закон. С августа лишь пару раз после работы строители выпили по бутылке пива – в честь китайских праздников. Плюс иностранной рабочей силы, живущей фактически изолированно, еще и в том, что семьи далеко, в городе «знакомых» тоже нет. А значит, нет и «человеческого фактора» – уйти пораньше, подмениться. Проблем со здоровьем тоже в «Кемерово-Сити» нет. Лишь один человек за все эти месяцы заболел. Его тут же отправили домой.
Так китайцы работали всегда, уверяют кемеровские строительные старожилы, которые еще в советское время имели с ними дело. Но кроме личной дисциплины, у них – жесткий контроль за всеми операциями на стройплощадке. 3-4 человека проверят, как «завязана» арматура, и только потом «добро» главного инженера. Действует и принцип: «один человек – одна функция». Если уж каменщик, то только каменщик. Четкая специализация, как заметили наши специалисты, – это тоже сроки и качество.
Не в оправдание компании, которая привлекла китайцев на кемеровскую стройплощадку (можно же рассуждать на тему, чье рабочее место занимает китаец). Просто как факт. Китайцы не дешевая рабочая сила (контракт с ними оценивается в адекватную срокам и объемам строительства сумму), не куча народа, которая одним количеством возводит этажи. Это специалисты на рынке.
Как наши же кузбасские строители, которые имеют (редкие, правда, но имеют) подряды на работу в других регионах.
Работает «Великая стена» в России уже не первый год. Буквально недели две назад сама видела их на стройках Владивостока. Там сразу несколько крупных объектов – новый жилой микрорайон тысяч на 40 жителей, три моста, комплекс Дальневосточного федерального университета на острове Русский строят китайцы. Но не только они. На корпусах из стекла и бетона на Русском можно встретить литовцев, мексиканцев, индусов. Всего там уже тысяч 10 строителей со всего мира. Представители компании-застройщика уверяли, что привозят на остров лучших. Потому что и объект особого федерального значения (здесь, как известно, пройдет президентский саммит АТЭС-2012), да и невиданные для России в последние годы масштабы стройки надо четко вписать в короткие сроки. Деньги (а каждый объект от 30 до 55 млрд. рублей) Москва выделяет исправно. При таких условиях сроки ввода даже не обсуждаются.
Во Владивостоке все – и мосты, и университет, и масса необходимых инфраструктурных объектов (от систем водоснабжения и очистных сооружений до детсадов и школ) – «идет» по графику. И по требуемому качеству. И там, как и в «Кемерово-Сити», не куча китайцев-муравьев на строительстве дома. А все та же квалифицированная рабочая сила и специалисты. Причем со своей техникой. В Кемерово от башенного крана до маленьких машин-погрузчиков – китайцы привезли с собой.
… Судя по увеличению количества заявок на привлечение иностранной рабочей силы в Кузбасс на следующий год, такую работу региональные компании ценят. Замечу, что для этого сегодня уже не нужно ездить перенимать опыт в тот же Китай. В тот же Харбин, где базируется «Великая стена». Там, кстати, за последний год построено четыре моста. Самый длинный – 6 км. Для сравнения: во Владивостоке мосты не более 2 км каждый. Ездить смотреть не нужно. Они уже сами у нас.
Фото
Федора Баранова.
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс