Соцсети:

Халда с помойки – наше всё?

9 ноября 2010 | Ольга Штраус
В Кемеровском областном театре драмы состоялась первая премьера нового сезона – спектакль «Клинч» (пьесу Алексея Слаповского на сцене «Звездного зала» поставил режиссер Сергей Анульев).
«Звездному залу»  — не так давно открытой новой сценической площадке – катастрофически не везет. Что ни эксперимент – то неудача. Так было с «Дорогими моими бандитками», с «Калигулой»…
Еще хуже, пожалуй, обстоят дела с «Клинчем».
Этот спектакль, насколько мне известно, Сергей Анульев, преподаватель Кемеровского университета культуры и искусств, ставил со своими студентами. Не видела. Возможно, тогда получилась вполне добротная работа. Но на сцене Кемеровской драмы спектакль произвел удручающее впечатление.
При этом (вот что обидно!) отдельные актерские работы в нем весьма и весьма неплохи, а все вместе — увы…
Очень старается и достаточно убедительно ведет свою партию Олеся Солозобова. «Девушка с пустыря» в ее исполнении – это такая халда без руля и ветрил, современное юное безбашенное существо, напрочь лишенное моральных принципов. Точнее, нет, не так. Они у нее есть, но только – сугубо свои, выработанные собственным коротеньким умишком, коротеньким жизненным опытом и неблагополучной социальной средой, ее взрастившей. К принципам этим относятся: никогда не скучать, никому ничего не прощать, использовать людей лишь как материал для собственных развлечений.
И вот такая особа нападает на пустыре на учителя литературы (Александр Измайлов). Он – настоящий филолог, вдумчивый, тонкий, замученный хроническим безденежьем и существованием в «горних высях». Измайлов, кстати, с присущим ему мастерством очень тонко выстраивает образ «гуманитарного мужчины». В спектакле есть еще его Жена (Наталья Юдина), сын (Андрей Заподойников) и Некто в черном (Павел Макаров), превращающийся по ходу дела в главного бандита округи.
Нет здесь только идеи, главной мысли, ради которой мне, зрителю, следует смотреть эту историю непонятного жанра. И, думаю, невнятица эта происходит не столько из-за режиссерских недоработок, сколько из-за недостатков самой пьесы.
«Клинч» — абсолютно невразумительная история с притянутыми за уши, искусственно сконструированными моралью, фабулой и репликами. Сюжет: халда с помойки решает отомстить учителю, в которого, как выясняется в процессе диалога, была в свое время влюблена ее подруга, а учитель не ответил ей взаимностью. Подруга повесилась.
Не зная, как справиться с нападками и угрозами малолетней шпаны женского пола (не бить же ее, в самом деле!), учитель не находит ничего лучше, как связать ее и притащить в свой дом. Этот абсурд влечет за собой каскад последующих. В семье деваха устраивает настоящее представление, умело манипулируя поведением всех домочадцев учителя. В процессе ее выходок выясняется, что сын у учителя – подлец, жена – бессловесная жертва, которую тот едва терпит из чувства долга, а сам  он – давно уже не прочь поменять привычную, как тапочки, супругу на какое-нибудь молодое тело. Да хоть вот на  эту самую халду.
Кончается все трагически: настоящими выстрелами и смертями на фоне помойки.
Вывод: все счастливые семьи держатся только одним – вежливой «культурой отношений», за которой, как правило, нет ничего подлинного, искреннего, настоящего. А как только в интеллигентном дому появится вот такое «дитя природы» — все там полетит в тартарары.
Возможно, автор пьесы на самом деле когда-то наблюдал или переживал нечто подобное, но в спектакле многие повороты сюжета выглядят АБСОЛЮТНО противоестественно. (Естественной и органичной тут, пожалуй, является только Наталья Юдина, но и ее актерское мастерство не спасает положения). Реплики персонажей, натужно-длинные, с книжными оборотами, с нудными пояснениями своих мотивов, раздражают вопиющей ненатуральностью. Так люди не говорят! Даже образованные. А уж ПТУшные девицы – и подавно. Поступки их – психологически не обоснованы. Например, с чего это вдруг мудрый учитель, так долго державшийся своих правил поведения, пускается во все тяжкие?
Если пьеса Слаповского – своеобразный эксперимент над героями, то какой-то чересчур циничный. И не убедительный. Зрителю до конца не верится, что внезапно поменянные с плюса на минус поступки героев – искренние движения их душ, а не очередные манипулятивные обманки. Если же это – современная трагедия, то тогда почему в ней никого не жалко? Если фарс – то почему он до оскомины нудный? Если пьеса абсурда – то почему в обыденных бытовых ситуациях люди ведут себя как инопланетяне?
Похоже, на эти вопросы нет ответов и у режиссера. Во всяком случае, в анкете, распространенной среди зрителей, есть вопросы, недвусмысленно на это указывающие: «Что бы вы хотели изменить в данной постановке и почему?», «Какая часть спектакля показалась вам наиболее трудной для понимания?» и пр.
С одной стороны, такое стремление к получению обратной связи – понятно и похвально. А с другой —  если сам режиссер не видит ответов на эти вопросы, зачем он вообще взялся за эту постановку?
Ольга ШТРАУС.
Фото
Сергея Гавриленко.

Другие статьи на эту тему

18 мая

Режиссёр Малого театра открыл секреты постановки, которую увидит кемеровский зритель

17 и 18 мая на сцене Театра драмы им. А. Луначарского в Кемерове артисты Малого…

18 мая

«Как и на московской сцене»: Малый театр постарался никак не обделить кемеровских зрителей

Пресс-секретарь Государственного академического Малого театра Дарья Антонова, которая прибыла на гастроли в Кемерово вместе с…

18 мая

Малый театр приехал на гастроли в Кемерово впервые за 15 лет

С 17 по 20 мая на сцене Театра драмы Кузбасса им. Луначарского в Кемерове в…

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10505 (18) { ["comment_ID"]=> string(4) "1527" ["comment_post_ID"]=> string(4) "9548" ["comment_author"]=> string(10) "Мария" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "81.177.139.21" ["comment_date"]=> string(19) "2010-11-22 22:28:26" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2010-11-22 16:28:26" ["comment_content"]=> string(608) "Что-то странное все последние годы происходит с Кемеровским облдрамтеатром.Ведь когда-то был приличный творческий коллектив,ездил на гастроли в крупные города,был в Москве.Помню отличных артистов-Кузнецову, Кораблеву,Литвинову,Сурова и много молодых актеров. Куда все подевалось?Уровень сегодняшнего облдрамтетра- ниже некуда." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(113) "Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 8.0; Windows NT 5.1; Trident/4.0; MRSPUTNIK 2, 3, 0, 104; .NET CLR 1.1.4322; 0X29A)" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Мария
    22.11.2010 в 22:28

    Что-то странное все последние годы происходит с Кемеровским облдрамтеатром.Ведь когда-то был приличный
    творческий коллектив,ездил на гастроли в крупные города,был в Москве.Помню отличных артистов-Кузнецову,
    Кораблеву,Литвинову,Сурова и много молодых актеров.
    Куда все подевалось?Уровень сегодняшнего облдрамтетра-
    ниже некуда.

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс