Открыли Пушкина, ждут Дядю Стёпу
2 ноября 2010 | Газета «Кузбасс»
В Прокопьевске состоялось открытие памятника А.С Пушкину. Скульптуру решили установить в старом
центре города – в районе драмтеатра. Неудивительно, что и торжественную церемонию украсило театрализованное действо.

Площадь перед управлением образования в преддверии открытия. Около скульптуры, скрытой белым покровом, приглашённые гости и заинтригованные прохожие.
Обращаюсь к собравшимся с вопросом:
— Почему в Прокопьевске решили увековечить именно Пушкина?
— А почему бы и нет?!
Действительно, с тем, что Александр Сергеевич достоин быть увековеченным, не поспоришь. А что в Западной Сибири автор «Евгения Онегина» никогда не был… Ну, никто же не виноват, что в своё время его ссылали в места более благодатные!
В день открытия стояла удивительно «пушкинская» погода – ясный осенний день. Действительно «очей очарованье»! И тут перед взорами собравшихся предстал живой Александр Сергеевич в окружении спутников.
— Господа, я прочту вам из последнего, – обращается Пушкин к своим приятелям.
«Из последнего» — это стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Актёр Прокопьевского драматического театра Вячеслав Гардер (именно он исполнил роль Александра Сергеевича) читает совсем не хрестоматийно. В знаменитых строках звучит не пафос, уже набивший оскомину, а скорее полемический задор. Его Пушкин – озорной, незабронзовевший. Спутники Александра Сергеевича, которых сыграли актёры Анатолий Иванов, Андрей Шрейтер и Андрей Щербаков, хотели было резюмировать «авторское чтение» знаменитой фразой: «Ай да Пушкин, ай да…», но Пушкин-Гардер их пристыдил:
— Господа, ну не тот случай!
У Гардера уже была возможность соприкоснуться с самыми высокими образцами отечественной классики. Он сыграл Чацкого в «Горе от ума» и Раскольникова в «Преступлении и наказании». После театрализованного вступления к открытию монумента Вячеслав признался, что этот пушкинский этюд пришёлся ему по душе и он с удовольствием сыграл бы роль Александра Сергеевича на сцене. Предварительно актёр изучил историю создания стихотворения, проанализировал более ранние редакции…
И вот белый покров снят. Образ Пушкина явлен народу: это одухотворённый Поэт в развевающемся плаще и с тростью в руке. Кажется, в этот момент он что-то сочиняет.
Стихи в честь Александра Пушкина читает его прокопьевский коллега Владимир Шишкин. Затем выступает и автор скульптуры Константин Зинич. Работы этого мастера украшают площади разных городов. Особенно много известно о фигуре командора Николая Резанова (прототипа главного героя нашумевшего спектакля «Юнона и Авось») в Красноярске. В Прокопьевске уже есть выполненная Зиничем парковая скульптура работника ЖКХ, за которой закрепилось неофициальное название «Саныч». К сожалению, почти сразу после открытия памятник осквернили вандалы. Но Константин Зинич твёрдо верит, что его скульптуры облагораживают людей. Увидит горожанин памятник Санычу – может быть, не станет бросать мусор мимо урны. А обратит свой взор на монумент Пушкину – и захочет открыть томик произведений выдающегося поэта…
По своей популярности у скульпторов Пушкин уступал, пожалуй, только Ленину. И для Константина Зинича это уже третий монумент Александру Сергеевичу (два предыдущих украшают Красноярск и Абакан). Однако художник подчёркивает, что эти скульптуры значительно отличаются. У каждого города свой Пушкин.
В последние годы установка монументов в Прокопьевске идёт рекордными темпами. Светомузыкальный фонтан, открывшийся относительно недавно, украшают нимфы. У КВЦ «Вернисаж» установлена Муза. В паре сотен метров от Пушкина возвышается один из прославленных им персонажей – Пётр Первый. В следующем году к юбилею Прокопьевска в городе обещают «обосноваться» Дворник, Дядя Стёпа-милиционер и, что вполне логично, Шахтёр.
Андрей НОВАШОВ.
Фото автора.
Если Константин Зинич «твёрдо верит, что его скульптуры облагораживают людей» — пусть делает памятник Шахтеру — но не дяде Степе. Любой не совсем безграмотный человек знает, что автор «Дяди Стёпы» Сергей Михалков в 1930-40-е годы доносил на людей, многие литераторы пошли в лагеря, а многие погибли по доносу этого гаденыша. Имена палачей и доносчиков нельзя забывать.