Куда уведут «малышей» страховые взносы?
29 октября 2010 | Вера Карзова
Заменить ЕСН – единый социальный налог – страховыми взносами федеральная власть решила, убедившись, что эксперимент с ЕСН не удался. Он не привел к обещанному росту собираемости налогов с фонда оплаты труда, наоборот, пробил брешь в бюджете Пенсионного фонда величиной в 3,3 триллиона рублей, что в пересчете на одного пенсионера составляет 600 рублей в месяц. Задача страховых взносов, сбор которых начался в нынешнем году, – ликвидировать эту брешь.
В этом году переход с ЕСН на страховые взносы больших проблем российскому бизнесу не доставил, если не считать увеличившееся количество форм налоговой отчетности — нынче предприятиям и организациям приходится делать три социальные выплаты: в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС. Суммарная же ставка по ним осталась такой же, как и по ЕСН, – 26% от фонда оплаты труда. А вот начиная с 2011 года она увеличится до 34%.
Но больнее всех, по единодушному мнению экспертов, переход с ЕСН на страховые взносы ударит по малому и среднему бизнесу, который находится на специальном налоговом режиме (УСН и ЕНВД) и досих пор платил взносы только на пенсионное страхование, которые составляли 14% от фонда оплаты труда.
Как ни убеждали федеральную власть руководители крупнейших предпринимательских объединений страны (Российская торгово — промышленная палата, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»), что малые и средние предприятия, попавшие под такой налоговый пресс, неизбежно станут применять схемы «налоговой оптимизации», что приток инвестиций в них уменьшится, сократится количество рабочих мест, зарплата «уйдет в тень», истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка, и что, в конце концов, от этого сократится доходная часть бюджета, — все было тщетно. Но наверху бизнесу дали ясно понять, что социальную политику поддержки российских пенсионеров пересматривать никто не будет.
«Назад хода нет!» — с этой отправной точки начала встречу представителей власти и бизнеса и вице-президент Кузбасской торгово-промышленной палаты, депутат областного Совета Марина Шавгулидзе. И предложила не спорить, а поразмышлять, что можно сделать на региональном и муниципальном уровнях, чтобы в этой непростой налоговой ситуации облегчить участь малого и среднего бизнеса, не дать ему уйти с кузбасского рынка.
На это заседание – прямо с коллегии, где обсуждались бюджеты Кемеровской области и бюджет областного Фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год, – пришли сразу два заместителягубернатора – по поддержке и развитию предпринимательства (Сергей Кузнецов) и начальник Главного финансового управления (Сергей Ващенко) — сверить, насколько их ощущения и их оценки этой ситуации, количественные, прежде всего, верны.
— Нам бы хотелось понять, насколько эта проблема вас тревожит и насколько, самое главное, это достоверно. Кроме эмоциональных оценок, нужны, прежде всего, количественные оценки, которые мы, безусловно, должны будем учитывать, формируя бюджетную политику, — объяснил такое внимание областной администрации к предстоящему разговору Сергей Ващенко.
Предприниматели не заставили себя долго ждать.
Но когда Юрий Романенко, директор некоммерческого партнерства «Кузбасский мясо-молочный союз», заметил, что переход с ЕСН на страховые взносы «сильно усложнит» работу входящих в союз переработчиков сельхозпродукции, а это может вызвать повышение цен на продукты питания, замгубернатора-начальник главного финансового управления сразу остановил его:
— Я услышал: сильно усложнит. Насколько сильно? Возрастут только страховые взносы. Я уверен, что в стоимости вашей продукции не все составляет зарплата. Понятно: всегда хочется снизить издержки. Тем более, что платить налоги всегда менее приятно, чем их не платить. Нужны конкретные какие-то цифры!
И их представители власти услышали. В том числе, от Людмилы Лебедянцевой, заместителя председателя правления Кемеровского облпотребсоюза: «За первое полугодие выручка по системепотребительской кооперации составила 1 миллиард 338 миллионов 782 тысячи рублей. Страховых взносов мы заплатили 24 млн. 700 тысяч рублей. Прибыли чистой получили примерно около 30 миллионов рублей. Если всю эту картину переложить на 11-й год, то страховые взносы на наш фонд оплаты труда (если мы его не сможем скорректировать в сторону увеличения) составят 55 миллионов, а прибыль составит примерно около 8 миллионов рублей.
Сегодня в системе потребкооперации 60 юридически самостоятельных организаций, 13 из них, что составляет 22% к общему количеству, — убыточны. В 11-м году, по нашим расчетам, убыточными становятся уже более 50% организаций. Это те, кто просто не сможет своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и все другие налоги».
— Говорить только о фонде оплаты труда и об увеличении страховых взносов нельзя, — не согласилась с ней Татьяна Медведева, и.о. начальника отдела доходов главного финансового управления. — Надо обязательно упомянуть и о том, что снизятся налоги на основную деятельность. За счет того, что налоговая база уменьшится на величину расходов, связанных с дополнительными отчислениями в фонды. И очень существенно снизятся. По «упрощенке»: те, кто выбрал налогооблагаемой базой доходы, будут наверняка только половину, т.е. 3%, платить. Тот, кто выбрал доходы минус расходы, тем более выигрывает, – 1% заплатят. По ЕНВД точно так же произойдет. Патент в 11-м году будет действовать по той же схеме. Этим спецрежимом налогообложения почему-то никто не пользуется. А ведь это очень выгодно: один раз заплатите за патент — стоимость его, на мой взгляд, вообще мизерная, – и будете спокойно работать. Тем более, что сейчас его могут получить не только предприниматели-одиночки, но и те, у кого до 5 наемных работников. Обратите внимание: под патент подпадают около 70 видов предпринимательской деятельности. Может, и ваш малый бизнес…
Напомнила Медведева предпринимателям и о том, что у нас в области принято 8 законов по льготному налогообложению 25 видов предпринимательской деятельности: «Может быть, вам их поизучать более внимательно, может быть, не все с ними ознакомлены».
Региональные власти, по мнению Татьяны Петровны, «достаточно внимания сейчас уделяют поддержке именно малого бизнеса». Самое свежее тому подтверждение — создание зон экономического благоприятствования.
«Вы же понимаете, что мы не можем отменить это налогообложение или весь малый бизнес перевести на льготы, – обратилась она к предпринимателям. — Вы сами должны изыскивать у себя резервы, оптимизировать свои расходы».
Теперь уже с финансистом областной администрации не согласились предприниматели. Говорили, не представляясь, с мест:
— К увеличению тарифов на энергоносители можно готовиться – каждый собственник бизнеса может, чтобы лишнего не платить, продумать программу энергосбережения. А каким образом подготовиться к увеличению налогообложения? Оптимизировать трудозатраты? А как? Сокращать работников нельзя, зарплату уменьшить нельзя – это будет социальная безответственность…
— Мы проанализировали деятельность всех наших предприятий, которые являются плательщиками ЕНВД и УСН, – нет у них таких возможностей. Потому что в издержках обращения составляющая оплаты труда занимает от 50 процентов и выше.
— Страховые взносы для чего ввели? Для улучшения жизни наших граждан. А сейчас получается обратное: мы начинаем сокращать штат (давайте уже называть вещи своими именами) либо мы уходим в «тень», сокращая фонд оплаты труда… Пенсионерам сделаем лучше (хотя, я не думаю, что пенсия в масштабах всей России станет намного больше), а нашим работникам – хуже. Вот к чему приведет это повышение страховых взносов.
Свое решение вопроса «что делать?» предложил собравшимся исполнительный директор Кемеровского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Станислав Черданцев:
— Считаем, что очевидным в этой ситуации является субсидирование субъектов малого и среднего бизнеса. Обоснованно было бы установить следующие налоговые льготы: муниципалитетам снизить ставку земельного налога — пропорционально увеличению кадастровой стоимости земельных участков. Второе – уменьшение ставки налога на прибыль для действующих малых и средних предприятий и освобождение от него вновь созданных малых предприятий на срок до 3 лет. Третье: установление на региональном уровне льготной ставки по налогу на имущество организаций. Кроме этого, с реализацией выше упомянутых мер необходимо и целесообразно ввести изменения в 212-ФЗ – положение ст. 58 этого закона в части применения пониженных страховых тарифов на представителей МСБ в переходный период с 2011-го
по 2014 год. Ограничить периодичность и продолжительность проведения выездных проверок органами государственных внебюджетных фондов. Третье: конкретизировать положение ст. 31 в части ответственности должностных лиц органов государственных внебюджетных фондов за нарушение процедуры проведения проверки и порядка оформления ее результатов. И последнее: расширить положение относительно установления механизма по изменению сроков уплаты страховых взносов, а именно – предоставление отсрочек и рассрочек платежа в отношении текущих и будущих страховых взносов в связи с падением спроса на производимую продукцию или с другими уважительными причинами.
По мнению Кемеровского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», эти послабления помогут как действующим предпринимателям, так и новичкам возместить финансовые потери, которые возникнут в связи с заменой ЕСН уплатой страховых взносов, и выработать наиболее эффективную стратегию ведения бизнеса в новой экономической ситуации.
— Это предложения юристов, а не экономистов, — послышалось рядом. И некоторые компенсационные меры, разработанные в недрах местного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», подверглись критике тех, для кого были предназначены:
— Далеко не все предприниматели являются собственниками земельных участков. И это тоже наверняка не будет являться решением проблемы.
— Власть, может, и согласится снизить налог на прибыль, а потом будет упрекать нас: льготу бизнесу дали, а он ее не использует. Потому что не сможет – прибыли-то как таковой не будет.
— Снижение ставки на имущество организаций на руку тем, кто на общем режиме налогообложения, а пострадают от перехода на страховые взносы больше всех те, кто на «упрощенке»…
— Раз не можем на федеральном уровне проблему решить – давайте ее на региональном и местном уровнях решать? Да в муниципальных бюджетах и так ничего не остается – немного НДФЛ, ЕНВД и земельный налог. Давайте еще земельный налог снизим!..
— По другим налогам знаем: проще налог заплатить, чем добиться рассрочки-отсрочки. Это же надо представить пакет документов в налоговую, доказать, что ты очень хочешь заплатить, но никак не можешь…
В этом разговоре по приглашению Кузбасской ТПП приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, фондов социального и медицинского страхования, отраслевых объединений предпринимателей, Федерации профсоюзов Кузбасса. Помимо 30 представителей бизнеса.
Но очень не хватало одного человека – известного всему миру земляка наших предпринимателей Олега Тинькова, который изрек бы в конце этого разговора свое коронное: «Предприниматель – тот, кто надеется только на себя!».
Вера КАРЗОВА.
P.S. Сегодня созданная по решению участников этого заседания рабочая группа соберется в Кузбасской торгово-промышленной палате, чтобы обсудить конкретные меры компенсации потерь, которые возникнут у малого и среднего бизнеса в связи с заменой ЕСН уплатой страховых взносов.
ОПОРА будет держать своих читателей в курсе событий.