Гламурным языком плаката
28 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
В Кемерове завершился 6-й городской конкурс социальной рекламы. В нем приняли участие студенты Кемеровского университета культуры и искусств, Кемеровского художественного училища, профессиональные дизайнеры рекламных агентств. Накануне Дня рекламиста, который отмечается в нашей стране 23 октября, в здании администрации города состоялось торжественное награждение победителей. Одновременно в фойе была развернута выставка, на которой были представлены плакаты-лауреаты. Так что посмотреть, какие социальные проблемы волнуют молодые креативные умы, как, решая их, творческие силы пытаются «достучаться до сердец» и насколько это у них получается, смогли многие.
Привычные слова?
Скажите честно, на ваш взгляд, достаточно ли в нашем городе социальной рекламы? Если задашь этот вопрос рядовому кемеровчанину,
услышишь в ответ удручающее: «Да у нас вообще ее нет!» А между тем на рекламных конструкциях в городе размещено сегодня более 200 панно, посвященных социальным темам. Вспомните: «Год учителя», «Молодое лицо города», «Безопасность на дорогах», или вот про перепись населения – «России важен каждый»… Ирина Третьяк, начальник управления городского дизайна, признается: «По «Закону о рекламе» социальной рекламе должно быть отведено не менее 5 процентов от общей площади, у нас эта цифра заметно выше…»

Отсюда – грустный вывод: значит, не настолько она выразительна, наша наружная реклама, не настолько «цепляет», если остается где-то на окраине сознания. Лично я из всей социальной рекламы, которую довелось когда-либо видеть, навсегда запомнила только одну – «Позвоните родителям». Помнится, тот телевизионный ролик действительно буквально заставлял бежать к телефону и набирать знакомые цифры.
Возможен ли такой эффект в ситуации с «наружкой»? Вообще, насколько эффективны в смысле решения социальных проблем знакомые всем
щиты, баннеры и растяжки? Вопрос глобальный. Как заметила та же Ирина Третьяк, «если мы развесим повсюду десять заповедей, это не означает, что их тут же все станут соблюдать». Верно.

И все же, привлечь внимание общества к острым социальным проблемам, обозначить их именно как проблемы, требующие сегодняшнего решения, – безусловная задача социальной рекламы. Она же – и задача конкурса, который проводится в нашем городе уже шесть лет подряд.
Как изменился он за это время?
Что волнует молодых?
По мнению устроителей, конкурс стал более весомым, значимым. Участники относятся к нему не просто как к очередной конъюнктурной игре, но как к личностно-значимому делу. Достаточно посмотреть на работы, чтобы согласиться с таким мнением.
Вот, к примеру, плакат «Семья или карьера?» Елизаветы Найдиной. Лист, расчерченный на клеточки, заполнен экранами компьютеров.
Вместо одного – младенец. Чувствуется, что автору чрезвычайно важно решить эту проблему и для себя. Не случайно именно эта работа получила приз зрительских симпатий.

А вот этот плакат — «Анорексия – эталон красоты?» я бы вывешивала вблизи всех торгово — развлекательных комплексов. Просто для того, чтобы избавлять от комплексов молодых девиц, изнуряющих себя модельными диетами. На нем – Венера Милосская, истощенная до состояния «крепыша из Бухенвальда». К сожалению, плакат этот, по мнению жюри, недостаточно внятно передает мысль автора. Так что премий он не получил. Как не получила наград и другая работа, по-моему, не менее выразительная. Евгений Дмитриев нарисовал родительский ремень, выгнутый вроде шипящей кобры. Текст: «Наказанием вы отравляете жизнь своему ребенку».
Вместо этого первый приз и 15 тысяч рублей в номинации «Наружная реклама» получила серия работ «Иди на выборы!» Романа Шибанова. В номинации «Графика» второе место (10 тысяч рублей) досталось Екатерине Юхановой за серию плакатов «Пусть всегда будет солнце!». Очень оптимистично, конечно. Но и… не без конъюнктурного оттенка призы, согласитесь.
И вместе с тем не может не радовать тот факт, что первое место в номинации «Графика» взяли работы Артема Суменкова. Его серию плакатов можно обозначить лаконично: «читать – это круто!». Вот пример. На листе – три гламурные грации, будто только что сошедшие с обложки глянцевого журнала. И текст «Три сестры» — шикарнее, чем в кино». Девичья ножка над пропастью на фоне грозового неба. Текст «Гроза» — драматичнее, чем в кино». Красавица с косой: «Олеся» — печальнее, чем в кино».
— Для меня важно, что мои нечитающие приятели, когда увидели эти работы, говорили: «Че, правда интересно?» — признается Артем. – Кстати, сам я «Илиаду», которая тоже вынесена на плакат, прочитал четыре раза. От корки до корки. И для меня главным было – удивить людей, не приученных находить в книге радость удивления. Многим «гламурные» образы, вынесенные на «плакаты про чтение», кажутся кощунственными. А по мне – это принципиальный момент. Мы ведь должны зацепить внимание тех, кто привык именно к таким вот «глянцевым картинкам».
Выпускник кемеровского журфака, Артем сейчас работает дизайнером в одной из рекламных фирм. Замечает: «Сочинять социальную рекламу сложнее, чем торговую. Там ты можешь быть абсолютно равнодушен к товару – важно знать его потребительские свойства и выгодно их преподнести. Здесь – важнее твоя личная позиция. Если она есть – реклама получится, нет – все будет вхолостую. По заказу, не от души, такие вещи, мне кажется, сделать невозможно».
Честно говоря, я тоже так думаю. Но почему-то оценки жюри не всегда совпадают с восприятием «рядового потребителя рекламы»…
Вместо предложений
Пожалуй, главное впечатление от конкурса можно выразить одним вопросом: а когда мы увидим эти работы на улицах города? И тут же – разочарование: наверняка если что-то из этого и вынесут на улицы Кемерова, то не самое крутое, не самое «забористое», не самое неожиданное. Увы, тщательно «выверенное», оказывается, как правило, не самым интересным.
Выход? На мой взгляд, их два. Первый: чтобы социальная реклама действительно «била не в бровь, а в глаз», ее надо чаще менять. Чтобы глаз зрителя «не замыливался». Однако наружная реклама – недешевое удовольствие. Оформление одного щита, как говорится, от нуля под ключ, обходится примерно в 15-20 тысяч рублей.
И второе предложение: актуальные, острые идеи молодых надо шире использовать в малых формах. Заметьте: в нашем городе практически нет социальных листовок, социальных плакатов, расклеенных в транспорте и т.п. А почему?
Ольга ШТРАУС.
Объективка
В этом году соискателям были предложены такие конкурсные темы:
«Твой нравственный выбор!» — тема посвящена выборам в Кемеровский городской Совет народных депутатов.
«Культпоход!», «Кемерово. Избранное» — формирование патриотического отношения к родному городу, поддержка национальной культуры, популяризация чтения, развитие творческих инициатив.
«Наше время!» — пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды, вопросы экологической безопасности.
«Дети – без обид и унижений!» – о проблемах воспитания подрастающего поколения без жестокости, насилия и унижения.
Конкурсанты выполняли работы в двух номинациях: графика (плакат, листовка, наклейка) и наружная реклама.
Всего на конкурс было представлено 76 работ: в номинации «Наружная реклама» — 42 работы (12 авторов), в номинации «Графика» — 34 работы (13 авторов). Что касается тематики, то самой популярной стала тема «Дети – без обид и унижений!» (29 работ), 23 работы посвящены пропаганде здорового образа жизни и экологии, по теме «Культпоход», «Кемерово. Избранное» заявлено 15 работ, 7 своих творений авторы посвятили выборам. А двое дизайнеров пофантазировали на свободную тему.
Мнение
Константин Крекнин,
председатель Кемеровской гильдии рекламистов КТПП, член жюри городского конкурса социальной рекламы:
– Чтобы социальная реклама в городе развивалась, у нее должен быть внятный заказчик. Это – не проблема города, это – проблема государства. Вектор решения социальных проблем, вектор внимания к ним должно создавать государство. И оно же – оплачивать работу. Насколько четко и ясно проводится социальная политика государства в отношении социальных проблем — вот что определяет уровень социальной рекламы. Потому что качество ее, как ни крути, зависит от денег, в нее вложенных. Вопрос: кто заказчик? Кто за это будет платить? – встает в первую очередь.
Что касается города Кемерово, то на взгляд приезжих, знаю, он производит симпатичное впечатление. В том числе и по уровню социальной рекламы. Ее немало, она достаточно выразительна, интересна, мне не раз доводилось слышать такие мнения.
Думаю, конкурсы среди молодых дизайнеров и рекламистов, которые уже стали системой, способствуют этому. Цель их одна: внести свежую струю в облик города. Знаю, что результаты таких конкурсов не ограничиваются награждением победителей. Лучшие работы ВСЕГДА находят выход к зрителю.
Фото Федора Баранова.