Диплом для матери с ребенком
28 октября 2010 | Валентина Акимова
Почти за 6 лет работы благотворительный фонд «Будущее Кузбасса» сохранил жизни 207 детям, чьи мамы-студентки чуть было не прервали беременность из-за тяжелого материального положения.Вместе с тем ситуация с абортами в Кузбассе по-прежнему непростая: они так и остаются главным методом регулирования рождаемости в регионе. Если в Голландии сегодня выполняется 5 вмешательств подобного рода на каждую тысячу женщин детородного возраста, то в Кузбассе – 44. При том, что контрацептивы на прилавках голландских и наших аптек лежат практически одинаковые.
Цепи сиротства рвутся на счастье
…Марина училась на третьем курсе Кемеровского университета культуры, когда поняла, что беременна. С Димой, студентом-третьекурсником КузГТУ, они просто дружили. Сама Марина была сиротой, жила в общежитии, рассчитывать на помощь родственников не приходилось. В общем, она посчитала, что самое оптимальное в ее случае – сделать аборт.
– Я пришла за направлением в студенческую поликлинику, а врач стала меня отговаривать, объяснять, что после аборта навсегда можно остаться бесплодной. Потом со мной батюшка беседовал. О том, что дети – это дар божий, а аборт – грех. Я плакала. С моральной точки зрения все было правильно, но ведь материальные трудности никуда не ушли. Тогда мне предложили помощь от благотворительного фонда «Будущее Кузбасса». Пообещали при рождении малыша купить кроватку, коляску и другие необходимые вещи и потом до трех лет ежемесячно отоваривать нас на 3000 рублей: детским питанием, одеждой, игрушками… За все время фонд свои обязательства не нарушил ни разу. И не только ежемесячно деньги выделял, но и праздники с подарками устраивал для таких же мам-студенток с детьми. С Димой мы, кстати, поженились. Поселились у его мамы (она воспитывала Диму одна). Благодаря свекрови я доучилась в университете. Сейчас мы с мужем работаем, души не чаем в дочке и представить не можем, как бы жили без нее…
Роль отдельной шахты в демографии региона
Идея создания благотворительного фонда «Будущее Кузбасса» родилась в августе 2004 года.
– Во время празднования Дня шахтера, – уточняет его руководитель, заместитель генерального директора по общим вопросам шахты «Заречная» Дмитрий Фурман. – Топ-менеджеры сидели и обсуждали проблему демографии в России. Говорили о том, что ситуация с кадрами на шахте близка к критической. 80% работников могут хоть сегодня выйти со смены и сказать: «Все, вредный стаж мы уже выработали, пора на пенсию». И шахта встанет, потому что заменить этих профессионалов будет некем. Людей держит в шахте то, что если здесь они получают 30-40 тысяч рублей, то на пенсии станут получать 3-4, а у многих еще не то что внуки, дети не выросли, ипотека не выплачена и так далее. «Топы» решили, что надо поддержать рождаемость. Встал вопрос: как? Просто дать людям деньги, чтоб больше рожали? Но по какому принципу этих людей отбирать?..
По первому образованию Дмитрий Владимирович врач, какое-то время после мединститута работал по специальности, потом ушел в бизнес. Он попросил у нынешних коллег неделю, чтоб посоветоваться с прежними коллегами, и в первую очередь – с акушером-гинекологом студенческой поликлиники Кемерова Аллой Юрьевной Тусюк, с которой вместе учился. Так оформился конкретный проект поддержки учащейся молодежи.
– Почему мы решили сделать акцент на профилактику абортов, а не на помощь малообеспеченным студенческим семьям, в которых уже растут дети? Да потому, что проблема бесплодия в нашем обществе стоит очень остро, – поясняет Алла Юрьевна, врач высшей категории. – Если не убедить девушку сохранить первую беременность, в дальнейшем она может не родить вообще. Иногда девушки решаются на прерывание не потому, что не хотят ребенка, а потому, что им не на что его содержать. И у меня в кабинете они рыдают не из-за нежеланной беременности, а из-за того, что не хотят идти на аборт, но не видят другого выхода…
Первыми, кому помог фонд, стала студенческая пара, кстати, планировавшая рождение ребенка заранее. Но когда УЗИ показало, что будет двойня, супруги испугались, что двоих сразу им не поднять: ни стабильной работы, ни бабушек-дедушек, готовых подставить плечо и распахнуть кошелек, у них не было.
Учредителем благотворительного фонда «Будущее Кузбасса» выступила шахта «Заречная». Были объединены три составляющие: меценатство, медицина и духовная поддержка будущих мам. Сегодня фонд работает по той же схеме. Шахта выделяет средства. Поликлиника предоставляет девушкам консультативную и лечебно-диагностическую помощь по вопросам беременности. А православные священники (сегодня это отец Алексей и отец Константин) проводят занятия в школе будущей матери: беседуют о грехе аборта, о том, как правильно, с православной точки зрения, подготовиться к рождению ребенка и выбрать крестных родителей, о значении обряда венчания…
В лучшие времена под патронатом фонда одномоментно находились до 100 человек: кто-то из девушек только собирался рожать, кто-то уже родил, кто-то готовился к выходу из программы. Кризис, больно ударивший по угольщикам, внес свои коррективы. Если раньше в программу могли включать до 50-60 человек в год, то после
2008-го приняли всего 17. Однако никто из беременных и детей, уже взятых под опеку, без поддержки не остался. (Сейчас в проекте 53 малыша и четыре будущие мамы).
– Немного урезать финансирование все же пришлось, – признает Дмитрий Фурман. – Поговорили с девочками, предложили какое-то время получать поддержку пореже, скажем, раз в два месяца. Иногда девочки сами обращаются с подобными просьбами: «Можно, я этот месяц пропущу, а в следующем купим ребенку комбинезон за 6 тысяч». Мы идем навстречу. Вообще мы живем как большая семья: договариваемся, рассматриваем варианты, терпим, когда можем…
Акцент на материнство
Материальная помощь студенткам, решившим сохранить ребенка, – это лишь вершина айсберга. Главное в работе фонда «Будущее Кузбасса» – пропаганда материнства как такового. И не только потому, что одной даже очень щедрой организации меценатов не под силу справиться с демографической проблемой целого региона. По мнению учредителей, сегодняшние реалии в принципе заставляют молодежь расставлять приоритеты неверно. Считается, что в 20 лет рожать рано, потому что надо учиться. В 30 думают о карьере. А в 40 уже не получается…
Пропаганде материнства подчинены различные аспекты деятельности. Это и выпуск наглядной агитации о вреде абортов (специальные информационные щиты вывешены сегодня перед оперблоками студенческой больницы и ряда других медучреждений Кузбасса). И проведение городских студенческих форумов «Мы выбираем жизнь». И работа лектория в различных учебных заведениях областного центра (кроме Аллы Юрьевны, перед студентами выступают отец Алексей и Аэлита Владимировна Осинская, в прошлом – врач-педиатр).
– Во взрослую жизнь молодежь вступает абсолютно неподготовленной, – считает доктор Тусюк, профессионально наблюдающая за студентками Кемерова уже лет 10. – Сегодня 90% девушек, встающих на учет по беременности в нашей поликлинике, начинают вынашивать ее вне брака. Потом, уже в процессе, кто-то решает вопрос с замужеством. А кто-то становится одинокой мамой. Потому что юноши в этом возрасте далеко не всегда готовы стать отцами, нести ответственность за семью и за новую жизнь в материальном и эмоциональном плане. А родители зачастую их в этом поддерживают…
Жить в гражданском браке или в законном, с чужим мужем или со своим бойфрендом – в таком контексте моральные устои своих пациенток Алла Юрьевна не обсуждает. Хотя как сторонница православного акушерства считает, что семейные ценности очень важны.
– Как врач я ратую за то, чтобы девушка понимала: если она вступает в половые отношения с мужчиной, то должна быть готова к рождению ребенка. Либо должна принять меры, чтобы нежеланная беременность не наступила. И помнить, что беспорядочные связи чреваты различными инфекциями…
Кто будет рожать завтра?
Вопрос этот все больше тревожит акушеров-гинекологов. Исследования, выполненные Кемеровской медакадемией, показали: уже сегодня 21% браков в Кузбассе – бесплодные. Тогда как, по данным Всемирной организации здравоохранения, критическим считается уровень 15%.
При этом у нас еще сокращается число женщин детородного возраста. По городу Кемерово, например, за последние пять лет их стало меньше почти на 8 тысяч. И станет еще меньше завтра, потому что число детей и подростков, будущих потенциальных родителей, за этот период тоже сократилось на 7 тысяч. Тенденция снижения доли молодых в общей массе населения характерна для всей области.
На этом демографическом фоне статистика абортов выглядит особенно удручающей. Если на протяжении последних лет их показатель медленно, но верно снижался, то в кризис он застыл на месте. А в Кемерове вообще вырос на 7% (в Новокузнецке на 16% понизился).
При этом поколение next, воспитанное на «Доме-2» и прочей телевизионной непотребщине, как ни странно, демонстрирует большую ответственность, нежели те, кто постарше: в группе 14-19-летних прерванных беременностей становится меньше. То есть пропаганда и агитация здесь наконец-то начинают приносить плоды.
–… Конечно, три тысячи рублей поддержки в месяц для студента ощутимы, – делится мнением Дарья, еще одна подопечная фонда «Будущее Кузбасса». – Но гораздо важнее было понять, что мы не остались один на один с проблемой, что рядом есть люди, готовые помочь. Сегодня мы с мужем вполне самостоятельные, и наш сын – наше все. Страшно подумать, что если бы не фонд, его бы у нас не было. Отношение к беременности и к материнству должно быть ответственным, это я усвоила…
Валентина АКИМОВА.