Соцсети:
Актуальное

Как яшкинцы говорят «Нет!» СПИДу

22 октября 2010 | Валентина Акимова
По распространению ВИЧ-инфекции Яшкинский район занимает второе место среди 34 территорий Кузбасса.
Чтобы остановить СПИД, не позволить ему войти в каждую семью, яшкинцы поднялись буквально всем миром. И это сработало. В целом по области число новых случаев ВИЧ, выявленных с января по сентябрь текущего года, превысило прошлогодние показатели. А здесь их статистика уменьшилась на 38%.

Наряду с Кемеровом, Новокузнецком и Беловом, Яшкинский район входит в число территорий, где вот уже несколько лет работает программа «Снижение вреда от немедицинского употребления наркотиков», финансируемая Фондом российского здравоохранения. Она основана на бесплатном обмене грязных игл и шприцев на чистые и ставит целью убедить наркоманов обследоваться на ВИЧ, начать лечение и сменить рискованное поведение на нерискованное. (По статистике, 61% всех новых случаев заражения ВИЧ происходит в Кузбассе при совместном употреблении наркотиков).
Несмотря на то, что впервые «Снижение вреда» стартовало в Кемерове еще в 2000 году, отношение к подобным начинаниям в обществе до сих пор неоднозначное. И прежде всего потому, что бесплатная раздача шприцев у многих ассоциируется с пропагандой наркомании.
Яшкинскому муниципалитету решение открыть в 2007 году обменные пункты одноразового медицинского инструментария тоже далось нелегко. Перед этим ситуация с положением дел в районе была рассмотрена на специальной коллегии администрации, и статистика новых заражений ВИЧ оказалась красноречивее эмоций. К тому же в поселениях стали регистрироваться первые случаи смертей от иммунодефицита… В итоге была принята программа профилактики правонарушений, один из разделов которой посвятили борьбе с наркоманией и ВИЧ/СПИДом.
* * *
Первый случай ВИЧ был зафиксирован в Яшкинском районе в 2002 году. При местной райбольнице срочно открыли консультативно-диагностический кабинет для профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, и врач-инфекционист Наталья Сальникова начала осваивать смежную специальность. В ее обязанности входило не только диспансерное наблюдение уже зарегистрированных пациентов с ВИЧ и назначение им поддерживающего лечения, но и работа в «очагах»: выявление лиц, вступавших в половые или наркотические контакты с инфицированными, разъяснение им медицинских и правовых последствий заражения. Со временем она поняла: чтобы противостоять эпидемии, добросовестного выполнения профессиональных обязанностей мало. И стала координатором проекта «Снижение вреда».
– Когда проект только начинал работать, неприятие было заметное, – вспоминает Сальникова. – Милиционеры нередко останавливали тех, кто шел с обменного пункта, хотя мы выдавали им удостоверения участников проекта. Отбирали у них шприцы, воду для инъекций, витамины – все, что они у нас получали, и растаптывали. А самих наркоманов везли на освидетельствование. Я ходила в райотдел, объясняла, что у нас тут не обмен ради обмена, что мы вовлекаем в диалог представителей очень закрытых групп. Предлагая им медико-социальную помощь, мы тем самым снижаем уровень их агрессивности, делаем их более безопасными для общества, стараемся ограничить темпы распространения ВИЧ…
* * *
Ни главный врач Яшкинской ЦРБ Эдгар Прошкович, прибывший в Кузбасс из Латвии по программе переселения соотечественников, ни замглавы района по социальным вопросам Евгений Лебедев таких нюансов не знают: на свои должности они заступили уже после того, как «Снижение вреда» стартовало. Зато сегодня они видят результат.
В рамках программы яшкинские наркозависимые могут без медицинского полиса и паспорта получить помощь специалистов Кемеровского областного центра антиСПИД, которые приезжают сюда каждый месяц: нарколога, фтизиатра, акушера-гинеколога, психолога, социального работника… Консультации, лечение, реабилитация, оформление инвалидности – все это предоставляется им рядом с домом. Чувствуя доброжелательное отношение, закрытое сообщество наркоманов стало охотнее выходить на контакт, и новые случаи ВИЧ-инфекции попадают теперь в поле зрения медиков быстрее, чем раньше.
С другой стороны, даже при столь активном выявлении в 2008-09 гг. в районе наметилась стабилизация темпов эпидемии ВИЧ/СПИДа (тогда как по Кузбассу в целом шел рост). А за 9 месяцев этого года вообще зарегистрировано снижение: 35 новых случаев против 56 за такой же период прошлого года.
* * *
– Помимо обмена шприцев и консультирования всех обратившихся на стационарный пункт, мы сами «выходим в народ», – поясняет Сальникова. – Я, например, раз в неделю сажусь на больничный «уазик» и еду в села. Провожу диспансерные осмотры пациентов, а параллельно раздаю им чистые шприцы, презервативы, литературу. Чтоб они почитали, как не заразиться гепатитом В и С, если выявлен только ВИЧ, или вообще ничем не заразиться, если речь идет только о наркомании. И как правильно ухаживать за венами, как не допустить передозировки… Прошу хозяев: «Раздайте знакомым, с которыми общаетесь». Этим же занимаются участвующие в проекте уличные социальные работники и волонтеры: им известны места, где собираются наркоманы…
(В скобках заметим, что такие меры в известной степени позволяют разгрузить Яшкинскую ЦРБ. Не занесет наркоман грязь во время инъекции – не придется работать хирургу. Не случится передозировки – кто-то из «сердечников» быстрее дождется «скорой»… Это тем более актуально, что дефицит врачей в районе составляет более 50%, а половина работающих медиков старше 60 лет).
Иллюзий относительно своих подопечных Сальникова не питает:
– Те, у кого стаж употребления наркотиков небольшой и нет выраженных нарушений со стороны психики, на сообщение, что у них был контакт с ВИЧ-инфицированным, реагируют болезненно. Не говоря уже о постановке диагноза ВИЧ. Один молодой человек недавно так плакал, что мы успокаивали его целый час. А другой заявил: «Ну и что? Я уже 10 лет колюсь, до СПИДа не доживу, умру от передозировки».
Ежемесячно в программу «Снижение вреда» обращаются от 45 до 115 человек, в том числе от 8 до 34 – впервые. Кто-то из новеньких ограничивается одним визитом. Другие переходят в категорию постоянных клиентов. Об эффективности проекта мы уже говорили: число вновь выявленных случаев ВИЧ за 9 месяцев текущего года по сравнению с 2009-м уменьшилось на 38%. Причем из 35 поставленных на учет инфицированных только половина заразились через наркотики, остальные – через половые контакты.
Впрочем, вопрос не в том, какой путь передачи вируса «лучше» или «хуже». А в том, что чем больше наркоманов будет вовлечено в эпидемию ВИЧ/СПИДа, тем больше половых партнеров они за собой потянут: в конце концов, таким способом люди размножаются.
Привело ли «Снижение вреда» к росту наркомании в районе? (А таких последствий чаще всего опасаются противники программы). Достоверно выяснить это не удалось. Истинная заболеваемость известна там, где больных активно выявляют. В Яшкине взрослыми наркоманами занимается совместитель, врач-психиатр. А детского специалиста нет вообще.
* * *
Отдавая должное заслугам инфекциониста Натальи Сальниковой, в администрация района, тем не менее, признают, что одними «обменниками» с ВИЧ/СПИДом не справиться.
– Мы решаем проблему в комплексе, – уточняет замглавы района по социальным вопросам Евгений Лебедев. И поясняет, как именно.
В Яшкинском районе проживают 31,7 тыс. человек. Ни филиалов вузов, ни техникумов здесь нет, из образовательных учреждений – 17 школ и одно-единственное училище начального профобразования № 51, расположенное в райцентре. Чтобы занять свободное время молодежи, и прежде всего той, что уже закончила обучение, в 2008 году при районном управлении культуры был создан молодежный центр. В каждом из 11 сельских поселений района, где, по общему мнению, «молодым делать нечего», появились инструкторы-методисты. Их главной задачей стала организация досуга односельчан.
– Теперь летом по всему району действуют открытые спортивные площадки, которые очень помогают нам в профилактике детской безнадзорности, – поясняет руководитель Яшкинского молодежного центра Софья Симакова. – А в зимнее время мы заключаем договоры с директорами школ, чтобы у молодежи был доступ в школьные спортивные залы: в районе только два спортзала действуют при домах культуры. Не у всех методистов есть специальное образование, кое-кто учится сейчас – заочно. Но энтузиазм и стремление приносить пользу искупают недостаток знаний. А благодаря клубу немецкой культуры «Беркут», который действует в Яшкине, мы отправляем ребят на семинары. Нынче в июле в Кемерове работал лагерь-семинар по социальному проектированию, 6 наших делегатов защищали там молодежный проект клуба по месту жительства.
– В Яшкине, где проживает половина населения района, молодежный центр постоянно устраивает акции: слайд-презентации, круглые столы, уличные спектакли, – подтверждает замглавы района Лебедев. – В прошлом году они провели районный конкурс агитбригад на тему борьбы с наркотиками. Этой весной – молодежный турслет…
Евгений Владимирович уточняет, что в районе действуют 5 школ искусств и детско-юношеская спортивная школа, специалисты которой ведут кружковую спортивную работу во многих селах. И останавливается на ряде моментов, призванных снизить социальную напряженность среди взрослого населения. В их числе, например, деятельность наблюдательного совета, призванного оказывать помощь лицам, вернувшимся из мест заключения.
Предмет гордости районной администрации – снижение уровня безработицы. Если в начале года на учете в службе занятости состояло 5,6% трудоспособного населения, то по итогам 9 месяцев цифра уменьшилась до 4,4%. Не последнюю роль играет здесь яшкинское училище № 51. Сегодня здесь обучают желающих не только по стандартной программе, но и на краткосрочных курсах, готовят специалистов по 73 направлениям: швей, парикмахеров, цветоводов, пчеловодов… В итоге растет самозанятость.
Вот так, буквально всем миром, яшкинцы отстаивают право на достойную жизнь для себя и своих детей.
Валентина АКИМОВА.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс