Японское завтра кузбасского зерна?
21 октября 2010 | Игорь Алехин
Резкие колебания цены на зерно в последние годы стали притчей во языцех. Лекарством от этой беды
специалисты называют производство продукции по
долгосрочным договорам, которые позволяют снизить зависимость от сиюминутных изменений и планировать доходы и объемы производства.Наш собеседник – Разит Нурлыгаянов, доктор сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник Сибирского научно-исследовательского института кормов СО РАСХН. Он живет в Прокопьевске, неплохо знаком с сельским хозяйством Кузбасса и уверен, что экспорт – спасение для зернопроизводителя…

-Разит Баязитович, почему вы считаете, что вопрос экспорта зерна актуален для нашей области?
— В Сибирском федеральном округе производится 7-11,5 миллиона тонн зерна в год, а для внутреннего потребления требуется около 3,5 миллиона. В Кузбассе нормой стали урожаи в полтора миллиона тонн зерна и более, и проблема реализации излишков все более обостряется. Причем продолжается спад поголовья скота, за исключением свиней и овец, темпы роста производства зерна также опережают и потребности развивающегося птицеводства. А уровень производства, превышающий спрос, чреват спадом цен на зерно и, соответственно, снижением посевных площадей, ставит под сомнение необходимость наращивания объемов зерновых. Выход – с одной стороны, развитие животноводства, которое будет потреблять часть урожая, с другой – поиск новых рынков сбыта.
Реализация зерна в западной части страны для сибиряков, и Кузбасса в частности, всегда была проблематичной из-за насыщенности рынка собственным зерном (не будем ориентироваться на урожай 2010 года, этот год очень нетипичен, будем говорить о тенденциях). Экспорт через черноморские терминалы тоже невыгоден, потому что на конечную цену зерна накладывается стоимость перевозки через полстраны. Но восточное направление для Кузбасса перспективно.
— То есть вы имеете в виду страны Азиатско-Тихоокеанского региона?
— Да, страны АТР. К примеру, новосибирская компания «САХО» уже пять лет отгружает гречку в Японию, а пшеницу – странам АТР.
В этих странах за последние годы изменились традиционные формы питания населения, выросло потребление пшеницы и мяса, и для них очень важна стабильность в экспорте продовольственного и фуражного зерна. В странах АТР, за исключением Китая, идет сокращение сельхозугодий в связи с ростом городского населения и развитием промышленности. К 2020 году здесь будет проживать, опять же без учета населения Китая, 600 миллионов человек.
Специалисты делят страны АТР на три группы. Первая – Япония, Южная Корея и Тайвань – с высокими требованиями к качеству зерна; вторая группа – Китай, который находится на самообеспечении; третья — Таиланд, Индонезия, Филиппины и другие, которые в первую очередь ориентируются на цену.
Первая группа стран импортирует 45 миллионов тонн зерна – половину от потребляемого объема, 10 миллионов из них на продовольственные цели, предпочитая твердую пшеницу, которая идет на производство лапши быстрого приготовления. Импортные потребности третьей группы – 12 миллионов тонн, в основном это австралийская пшеница с влажностью не более 13 процентов, перевариваемым протеином 10 процентов для мягких сортов и 11,5 процента для твердых.
Япония закупает пшеницу с 1950 года, в основном из США, Канады и Австралии – около 4,96 миллиона тонн. Тайвань импортирует 1,1 миллиона тонн пшеницы, Таиланд – 1,2, Индонезия – 5,5, Вьетнам – 1,1, Малайзия – 1,0, Южная Корея – 3,6 миллиона тонн.
— То есть вы считаете, что Кузбасс уже сегодня может стать экспортером зерна?!
— Нет, не все так просто. Во-первых, качество наших зерновых и зернобобовых должно соответствовать американским, канадским и австралийским стандартам. Причем с 2007 года у них введен новый стандарт – по количеству содержания протеина. Страны АТР не хотят платить за сор в зерне, у них показатель засоренности не должен превышать 0,3 процента, в то время как российский стандарт – до 2 процентов.
Вообще-то зерно, отправляемое на экспорт, как минимум трижды проводят через сепарацию. Но в отечественных элеваторах, Кузбасс не исключение, нет сепараторов зерна, потому у нас велика засоренность, а также большое количество амбарных вредителей. Известен случай, когда в 100-тонной партии российского экспортного зерна было обнаружено 12 килограммов клопа-черепашки, правда, мертвого, и экспортеры чистили ее буквально вручную.
Не новость, что важнейшая проблема для сибирских зернопроизводителей – хранение выращенного урожая. Многие элеваторы устарели морально и физически, на строительство новых зерноскладов средств не хватает. За полгода хранения до 15 процентов зерна теряют свое качество, в том числе 5-6 процентов клейковины.
Один из существенных вопросов – высокие затраты на транспортировку. Но сегодня их снизить позволяет перевозка зерна в контейнерах от погрузки на территории производителя до непосредственного потребителя. В мире такой вид перевозок считается одним из наиболее перспективных и осуществляется с 1950 года, а около 15 процентов американского, австралийского и канадского зерна перемещается сегодня именно по схеме производитель-потребитель.
В России в этом году зерно на экспорт было впервые отгружено уже упомянутой новосибирской компанией «САХО» в объеме 1000 тонн в 46 контейнерах. В контейнер максимально входит 26 тонн, а рентабельность, по их подсчетам, начинается с 19 тонн. Длительность хранения – 5-6 месяцев, время, предостаточное для доставки до потребителя. Для контейнерных перевозок в Новосибирской области созданы условия на станциях Клещиха и Инская-Восточная Западно-Сибирской железной дороги, зерно в контейнер загружается за 20-40 минут.
В стране сейчас становится крайне актуальным создание дальневосточного зернового коридора. Не случайно Газпром начинает совместно с Японией строительство терминала «Сахалин-2», что увеличит возможности российских экспортных поставок. Конечно, потребуется реконструкция и модернизация сети элеваторов, оптимизация железнодорожных и автотранспортных тарифов, строительство глубоководных зерновых портов. Но, по прогнозам аналитиков, уже в 2020 году Сибирский федеральный округ может поставлять зерно в страны АТР в объеме 7,5 миллиона тонн, так что инвестиции окупятся.
Правда, есть еще один серьезный вопрос. В настоящее время тонна пшеницы третьего класса в Японии, в пересчете на рубли, стоит 4500. Значит, кузбассовцам необходимо всерьез задуматься над снижением себестоимости зерна за счет современных малозатратных технологий и высокой урожайности. Впрочем, сельхозпроизводители в нашей области сделали для этого уже немало…
Игорь АЛЕХИН