«Греющие» стимулы для добровольцев-огнеборцев
20 октября 2010 | Оксана Сохарева
В Главном управлении МЧС по Кемеровской области ожидают вступления в силу нового федерального закона о добровольной пожарной охране. По словам первого заместителя начальника этой службы Александра Мамонтова, сейчас законопроект уже получил одобрение правительства и отправлен в Госдуму. Специалисты надеются, что с принятием этого закона можно будет более эффективно решать вопросы пожарной безопасности территорий. Проблема эта видится особенно злободневной в связи с недавними пожарами и в центральной части России, и у нас под боком, в соседнем Алтае. Ведь добровольные пожарные дружины и команды – это те подразделения, которые в силу своей территориальной дислокации призваны прибывать на место пожара первыми, до профессиональных огнеборцев.
На сегодняшний день ситуация в Кузбассе такова, что по нормативам считаются «не прикрытыми» противопожарной охраной 272 населенных пункта с населением 482 тысячи человек, это 16,7% всего населения области.
— Не то чтобы эти населенные пункты совсем «беззащитны», — уточняет Александр Мамонтов.– Просто по закону время прибытия пожарного расчета на место возгорания в сельской территории составляет 20 минут. И если пожарная машина прибыла туда даже через 25 минут – мы считаем такую территорию «неприкрытой».
А это значит, что в данное число попадают в основном удаленные поселки. В таких селениях одна надежда – на добровольцев. Именно на них делают ставку и в областном управлении МЧС. На сегодня таких добровольных пожарных команд в области 168.
Согласно «Концепции пожарной безопасности Кемеровской области», которая была принята на коллегии областной администрации еще в прошлом году, к 2012 году в регионе планируется создать еще 84 добровольных дружины — с тем, чтобы вся область оказалась в зоне оперативного реагирования.
— Вот за поселок Усть-Кабырза мы спокойны, хотя от Таштагола до них более 60 километров, — приводит в пример Александр Мамонтов одну из добровольных пожарных команд. – Там за дело взялись два брата, привлекли соседа. Мы им выделили две машины для тушения. Так они даже на сенокос идут, а одного оставляют дежурить. Чуть что – оставшийся на дежурстве сразу едет тушить, а в это время работающие в хозяйстве члены команды оповещаются и подключаются к ликвидации возгорания. Вот был недавно – смотрю, в одном доме крыша немного от пожара почернела. Так вот, оказалось, что они этот дом-то отстояли!
Причем это не единственное образцовое подразделение добровольцев, говорят в МЧС. Каждая добровольная пожарная команда состоит в среднем из четырех человек. Они организуются при помощи глав муниципалитетов либо на базе предприятий, расположенных в этих удаленных селениях. У кого-то есть пожарная техника современного образца, у кого-то – трактор с бочкой, у кого-то — поливочная машина или авторазливочная станция (АРС). К слову сказать, 9 авторазливочных станций уже поступило на вооружение ДПК.
В следующем году еще 25 единиц АРС будет передано в добровольные пожарные формирования. Все зависит от принципиальной позиции и практического участия в этом деле глав сельских поселений – затребуют ли они себе технику, обеспечивают ли ее постоянным местом дислокации и т.д.
— Как правило, за такое ответственное дело в деревнях и селах берутся очень ответственные и уважаемые люди, на которых можно положиться. Они у нас проходят первичное обучение, т.е. основы пожарного дела. Правда, они не имеют права входить в задымленное помещение, работать на высоте.
По сути, их главная задача — до прибытия подразделений федеральной пожарной охраны начинать тушить возгорания. Как это было буквально на днях в Промышленновском районе. В селе произошел пожар. Когда туда приехали «федералы», там уже на месте работали добровольцы. Сейчас с инициативой создать бригаду к МЧС вышла глава Щегловского сельского поселения Кемеровского района. Там ближайшая бригада добровольцев только в Колмогорове. А это около получаса езды…
Кстати, Кемеровский район, а также Прокопьевский – в числе самых проблемных территорий в области с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Здесь лишь около 50% населенных пунктов находится в зоне нормативного доступа пожарных бригад. В областном управлении МЧС объясняют это слишком большой территорией, а также большим количеством удаленных деревень. А вот безусловным лидером можно смело назвать Крапивинский район: здесь 100-процентное прикрытие удаленных сел. Больше 90% поселков под пожарной охраной в Топкинском, Яйском, Тяжинском и Ижморском районах. С учетом его необычной специфики достаточно благополучным можно считать и Таштагольский район, где деревни разбросаны по тайге. Там глава района снабдил эти поселения мотопомпами.
С принятием нового федерального закона связаны надежды на усовершенствование подразделений противопожарной охраны на местах. Специалисты говорят, что он должен будет регламентировать права и обязанности добровольцев, необходимость страхования, вопросы обеспечения обмундированием и т.д. По сути, будут решаться вопросы с дополнительными мерами стимулирования добровольцев. А это напрямую скажется на эффективности их работы.
Оксана ПАНАРИНА.