Профсоюзы учат спорить
15 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
Есть мнение, что говорить вслух о своей зарплате, обсуждать ее с посторонними лицами и не дай Бог просить о прибавке начальника – по меньшей мере, неделикатно. У нас вообще выработалась такая «традиция», что работник никак не может повлиять на размер своей зарплаты. Но, учитывая нынешние времена, вряд ли стоит рассчитывать на то, что она вырастет сама собой (или хотя бы будет проиндексирована на уровне инфляции).
Тем не менее в Кузбассе появились примеры первого после кризиса повышения зарплаты с помощью профсоюзов. Этот год в Новокузнецке ознаменовался знаковыми событиями – конференциями, переговорами и трудовыми спорами между представителями коллективов и руководством крупных предприятий металлургии («Запсиб», ОАО «Евразруда», НКАЗ).
На днях закончился трудовой спор между первичной профсоюзной организацией «Евразруда» горно-металлургического профсоюза (председатель Светлана Боева) и ОАО «Евразруда», в результате которого работодатель подписал соглашение об увеличении заработной платы работникам. Но этому решению предшествовали долгие месяцы переговоров.
О том, что кризис прошел, предприятие вышло из минуса и пора повышать зарплату, профсоюзы напомнили еще в феврале этого года.
По этому пункту в коллективном договоре предприятия (на 2007-2010 годы), в частности, оговаривалась ежеквартальная индексация зарплаты на уровне инфляции. Еще до этого, в конце 2009 года, профсоюзы предложили подписать дополнительное соглашение о росте заработной платы (на 2010 год) на 15 процентов. Говорилось об увеличении тарифной ставки рабочего 1-го разряда до 4900 рублей.
В сентябре на конференции коллектива управляющий директор ОАО «Евразруда» А. Р. Сальков (он приступил к работе в этой должности со второго полугодия нынешнего года) сообщил, что средств на выполнение этих условий нет, потому что в прошлом году предприятие несло убытки. Кроме того, заявил он, колдоговор и дополнительные документы заключались не с ним, а с прежним руководителем, значит, ответственности за их выполнение в полном объеме он не несет.
«Пока не созданы необходимые финансово-экономические предпосылки для дальнейшего повышения уровня оплаты труда работников. Решение о возможном дальнейшем повышении будет зависеть от экономической ситуации в РФ (рост индекса потребительских цен) и реальных показателей по выполнению производственного плана» — сообщается в одном из ответов руководителя сырьевого дивизиона «Руда» на требования профсоюзных работников. По одному из вариантов работодателя «достижение месячной тарифной ставки первого разряда до уровня 4900 рублей» оказалось возможно только в апреле… 2017 года!
Членов переговорной комиссии со стороны трудового коллектива это, естественно, не устроило.
Впрочем, представители руководства предприятия все же предложили 2,5 процента прибавки к зарплате (профсоюзы просили 7,5 процента). Шли разговоры о том, что деньги на прибавку к зарплате придется брать из тех средств, которые должны пойти на развитие производства. Спорили и по срокам, когда именно ее повышать: с ноября, октября или декабря? Спор шел ожесточенный. Естественно, говорилось об ответственности профсоюзов, о том, что они рискуют куда-то не туда завести людей.
— Конечно, давление ощущалось, — говорит председатель горно-металлургического профсоюза Александр Дмитриевич Миронов, — но мы не первый раз в коллективном споре. У нас крепкая организация. На многих предприятиях других отраслей вообще нет никакого повышения заработной платы, потому что никто за это не борется. Помимо ежеквартальной индексации зарплаты в связи с инфляцией, мы, профсоюзы, добиваемся, чтобы ее рост превышал инфляцию. Тогда жизненный уровень работников будет расти.
…Договориться полюбовно не получилось. И тогда профсоюзы предупредили о том, что намерены выйти на улицы с пикетами. Это означало, что 30 сентября возле административных зданий филиалов «Евразруды» в девяти населенных пунктах (Шерегеш, Таштагол, Мундыбаш, Гурьевск, а также в Хакасии и Красноярском крае) встанут пикеты — по сто человек в каждом.
Вечером 29 сентября работодатель подписал соглашение, и профсоюзы решение о пикетах отменили.
В итоге с сентября средняя заработная плата по предприятию поднимется с 21 тысячи рублей до 23 тысяч к концу года.
— Трудовой спор – это попытка официально зафиксировать отказ работодателя выполнять требования коллектива или коллективного договора, — поясняет Юлия Борисова, представитель Федерации профсоюзов Кузбасса. – От этого страдает имидж предприятия, в коллективе создается социальное напряжение, которое не способствует качественному и производительному труду. Ну, и это может обернуться пикетами и забастовками.
— В этом году весной я присутствовал на конференции Запсиба, — говорит А.Д.Миронов. — Там представитель работодателя также отказался повысить зарплату. При этом не захотел даже аргументировать отказ. Денег нет, и точка. Мы поставили вопрос на голосование, конференция большинством голосов приняла решение выйти на трудовой спор…
К слову сказать, в России и в Кузбассе (только в горно-металлургическом профсоюзе) трудовые споры становятся нормой при защите интересов работников.
Между тем 10 октября этого года президент Д.А. Медведев подписал закон о медиации, то есть о грамотных спорах. Медиация — это решение гражданских, семейных и трудовых (за исключением коллективных) споров при помощи независимого посредника, без участия суда. Назначать посредника-медиатора работник и работодатель будут по взаимному соглашению, заключенному в письменной форме. Профессиональным медиатором может стать гражданин РФ старше 25 лет, имеющий оконченное высшее образование и прошедший специальный курс
обучения. Цель введения медиации — разгрузить суды и снизить государственные расходы на судебное производство. Но коллективные трудовые споры все же будут рассматриваться в суде.
Пока представители профсоюза относятся скептически к нововведению:
— Звучит хорошо, но можно ли вопросы такой важности переложить на человека, пусть и прошедшего спецкурс, но не имеющего опыта хозяйственной деятельности? Надо знать уровень экономического состояния предприятия, запросы работников и еще массу вопросов, касающихся социального партнерства. Кроме того, человек должен иметь авторитет в регионе. А если дадут 25-летнего мальчишку – что он там нарешает?..
Споры и конфликты были и будут всегда. Без них невозможно выстраивание нормальных человеческих отношений. Но, как показывает практика, выгодного решения полезней добиваться не экстремальными действиями, а переговорами.
Надежда ПАВЛОВА.