Молоко от Офелии
12 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
В шахтерском Междуреченске муниципальные гранты помогают начинающим предпринимателям развивать не только сферу услуг, но и… фермерство.
В Междуреченске с разведением крупного рогатого скота всегда были проблемы. На зажатой горами и реками территории нет ни пастбищ, ни сенокосных угодий… Поэтому среди владельцев подсобных хозяйств людей, отважившихся
держать даже одну корову, по пальцам можно пересчитать. В этом ряду семья Москаленко – уникальное явление: в их хозяйстве 40 голов крупного рогатого скота. Попасть в фермерское хозяйство начинающего предпринимателя Рамзии Москаленко, спрятавшееся далеко в тайге, за разрезом «Красногорский», совсем непросто. Надо отметиться на КПП угольного предприятия и потом еще долго колесить по технологической дороге, углубляясь в лес.
За 11 лет, пока Москаленко ведут в этой таежной глубинке хозяйство, они сумели выстроить своими силами два хлева для коров,
телятники, сеновалы, баню, гараж и еще ряд необходимых хозпостроек. Ни один год у них не обходится без строительства. Сейчас, например, возводят жилье для нанятых помощников и склад для хранения сочных кормов. В перспективе – строительство нового гаража, телятника и более просторного дома для своей семьи.

Когда они успевают заниматься еще и строительством при таком ежедневном плотном графике ухода за скотиной, одному Богу известно. Кроме того, наше короткое лето — это еще и пора заготовки сена. А его для сорока животных требуется ох как много. Первые годы, когда только начинали развивать хозяйство и держали всего несколько коров, косили вручную. Сейчас выручают трактор и сенокосилки. Но на горах покос далеко не простой. В течение всего лета Иван Москаленко с сыном Алексеем и двумя помощниками не покладая рук заготавливали сено.
Есть в этих местах и небольшие поля. Раньше там красногорцы сажали картошку. Сейчас они служат для семьи Москаленко сенокосными угодьями. С помощью техники сена удается заготовить на всю зиму. Им забиты все сеновалы, и еще несколько стогов стоит прямо на улице. Нынче подстраховались, заготовили побольше, потому что прошлой холодной и очень уж длинной зимой кормов оказалось недостаточно, и пришлось еще закупить на 15 тысяч рублей алтайского сена. А это уже незапланированные расходы.
С кормами выручает пивзавод «Славянка», практически бесплатно дающий зерновые отходы, остающиеся после сбраживания. На Новокузнецком мелькомбинате фермеры приобретают отруби. Летом скот в основном на выпасах, а зимой в ход идут, помимо сена, овощи, другие корма. С завершением строительства склада в рационе коров добавится больше сочных кормов. В хозяйстве есть трактор «Беларусь», небольшой грузовичок «Мазда» и «легковушка». Без них было бы не обойтись.
Обо всем этом Рамзия Радиковна рассказывает, пока мы совершаем экскурсию по территории. За коровником и баней — ручей, где охлаждаются фляги с молоком. Проточная вода – хороший природный охладитель: при погружении фляг в холодную воду химические процессы и рост микроорганизмов замедляются.
С водой в хозяйстве проблем нет. От родника фермеры проложили трубы и провели себе водопровод. Воды животным требуется много, без водопровода никак нельзя. Сейчас в хозяйстве 15 дойных коров. Скоро их будет на треть больше.
…Дождь начал потихоньку затихать, пришла пора выпускать буренок на пастбище. Пастух Василий Храмов (он из нанятых работников) уводит всю рогатую и хвостатую рать со двора. Ферма пустеет, только трехмесячная телочка по кличке Дубрава так и вьется возле хозяйки.
— Смотрите, какая красавица! Бровки как нарисованные. Сколько мы хозяйство держим, у нас такой еще не было! – показывает хозяйка свою любимицу. И правда, хороша!
Мы заходим в опустевший просторный коровник со стойлами, где каждая корова знает свое место. Над стойлами — таблички с кличками. Кого здесь только нет: Кармелита, Джади, Рада, Андриетта, Мэри и даже Офелия. Каждому родившемуся животному кличка выбирается с любовью. Среди бычков, например, есть «мушкетеры» – Арамис и Портос.
Рабочий день в фермерском хозяйстве начинается «от печки». Пока в больших кастрюлях греется вода перед дойкой, хозяйка готовит завтрак. За общий стол садятся все вместе – хозяева и помощники. Потом начинается обычный день, в котором отдохнуть удается только во время обеда. Чтобы в коровниках было чисто, убирают каждый день, отходы вывозят на тележке. Доить пока приходится вручную. Доильный аппарат приобрели недавно, но он оказался бракованный. Поэтому, не надеясь на технику, доят коров вчетвером, включая мужчин, и длится этот процесс минут сорок.
Муж Рамзии Иван Алексеевич и сын Алексей постоянно чем-то заняты: пока мы общаемся с хозяйкой, они не присели ни на минуту. Признаются, что отдыхают, сменяя одну работу другой.
А Рамзия Радиковна после того, как молоко охладится и 13-литровые бидоны погружены в машину, отправляется в город. Она каждый день развозит по заявкам в общей сложности до ста литров, с доставкой до квартиры. Число желающих покупать вкусное, цельное, экологически чистое молоко постоянно растет. В некоторых домах по пять-шесть банок продает только среди соседей.
…Путь в предпринимательство у 52-летней Рамзии Москаленко выдался тернистым. Она и не предполагала, что ей придется стать фермером. Рано вышла замуж и рано овдовела, оставшись с тремя дочерьми. Судьба свела ее с Иваном Москаленко, у которого после гибели жены остались малолетние сын и дочь. Растили всех детей, как родных. Всем дали хорошее образование.
Рамзия теперь вспоминает: когда соединились в одну семью, не столько пугало, что у нее оказалось пятеро детей, сколько то, что в хозяйстве три дойные коровы. Муж не хотел жить в казенной квартире, по характеру добрый, работящий, непьющий, он привык вести подсобное хозяйство. Поначалу Рая, хоть и никогда не была белоручкой (11 лет отработала на стройке штукатуром-маляром, а потом 10 лет грузчиком в универсаме), так уставала, что еле добиралась до кровати. А еще страшно болели руки. Потом втянулась, привыкла.
А в 1999 году нашлось это место в тайге, здесь раньше была чья-то пасека, и они решили переехать туда, где коровам будет привольнее.
Приехали на пустое место. За лето муж вместе с помощником построили дом и сарай. С этого и начали свое хозяйство. О предпринимательстве она раньше не думала. Просто разводили скот, возили молоко в город, жили натуральным хозяйством, потихоньку строились.
— Я сперва сильно не вникала, а сейчас все в свои руки взяла, — признается Рамзия Радиковна. Поняв, что муж в хозяйстве не командир, решение всех организационных и юридических вопросов она взяла на себя. Дает ежедневный наряд помощникам, осуществляет «стратегию» и руководство фермой. Этой зимой узаконила существование фермерского хозяйства, оформив предпринимательскую деятельность.
Но пока у предприятия не оформлено право на землю. И это является главной проблемой. В городе нет земель, предназначенных под сельское хозяйство. А значит, нет и юридических оснований для оформления. Была еще проблема со светом, но благодаря поддержке городской власти она решилась.
По весне к фермерам заехал глава города Сергей Щербаков, решивший посмотреть, что за ферма выросла в лесу. Увидел, как старательно ведут свое дело Москаленко, какая это трудолюбивая семья, выяснил, какие у них трудности. Специалисты управления потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства помогли подготовить документы на участие в конкурсе грантов. Единодушным решением на развитие фермерского хозяйства семье Москаленко было выделено 300 тысяч рублей в качестве муниципального гранта на приобретение передвижной дизельной электростанции. Денег хватило не только на станцию 5,5 КВт. Купили еще сегментную сенокосилку и универсальные 8-колесные грабли-ворошилки, которые цепляются к трактору. Таким образом, муниципальный грант стал хорошим подспорьем в развитии фермерского хозяйства. Теперь хоть не приходится по вечерам пользоваться керосиновыми лампами. Решить вопрос с электричеством они пытались и своими силами, но китайская дизельная электростанция, которую приобрели задешево, быстро вышла из строя.
В свою городскую квартиру их теперь не манит. Уже привыкли жить и работать на свежем воздухе, да и хозяйство не оставишь без присмотра. Именно по этой причине не могут позволить себе куда-нибудь съездить отдохнуть.
— Коровы режим любят, надо все делать вовремя. Поэтому отдых у нас – только с вечера до утра. Так же и праздники. Мы из трудоголиков, — говорит Рамзия Москаленко.
Выгодно ли держать такое хозяйство? Вопрос проблематичный. Хлопотно, это точно, и не всем под силу. Фермерство требует больших вложений. Здесь, как нигде, точна русская мудрость: «Как потопаешь, так и полопаешь».
— Вроде бы за лето наберем денег, но надо закупить корма, строительные материалы, обеспечить содержание и зимовку скота, и к весне от накопленных средств уже мало что остается, — замечает предприниматель.
А еще она заботится о своих помощниках. В лесу с ней, Иваном и Алексеем живут еще две семейные пары. В городе бы они пропали, спились и оказались бы в поле зрения правоохранительных органов. А тут усердно работают и даже благодарны, что Рамзия Москаленко помогает им сохранить человеческое достоинство.
— Зарплату не плачу, потому что как только
деньги попадают им в руки, хорошего ничего не получается. Мы вместе питаемся, я их снабжаю всеми необходимыми вещами, одеждой, вместе строим им жилье. Сюда ведь не каждый пойдет работать. Поэтому приходится иметь дело с особым контингентом. Взяла одного 25-летнего парня, бывшего детдомовца, который бомжевал на городской свалке. Добрый, работящий парень, хорошо помогал на сенокосе. Но вырвался в город, выпил лишнего, избил женщину, теперь ему грозит срок. Приходила к нему в СИЗО, проведала, так он плачет: «Тетя Рая, я вас так подвел…» Упустила я его, — по-матерински сокрушается Рамзия.
Людмила ХУДИК.
Фото автора.