Заборораздел
7 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
В селе Боровково с недавних пор возник и продолжается по сию пору конфликт. На улице Школьной в одноэтажном здании бывшей школы-развалюхи поселился реабилитационный центр для наркоманов, перебравшийся на тихую деревенскую улочку из Новокузнецка. Не всем такое соседство пришлось по душе. И в новокузнецкое представительство нашей газеты обратился с жалобой один из жителей Боровкова – Раис Хакимович Габдулхаков. Сам он житель Новокузнецка, но свою ухоженную дачу, купленную несколько лет назад в селе на улице Школьной, холит и лелеет. Она превратилась для его семьи, по сути, во второй дом. А потому соседство реабилитационного центра «прямо под боком» его тревожит.
Без таблички, без охраны…
— Мне жители этого центра пока ничего не сделали. Нареканий на этот счет нет. Но неприятно, что эти люди неизвестно кто, и живут они рядом. И если, как говорят, наркоманы, то почему ходят по двору свободно сами по себе, без старшего над ними?.. Живут они не огороженные от внешнего мира. Хотя бы высокий забор поставили, что ли! Официально табличку на здание прибили, что это всё – реабилитационный центр. И вообще наркоманы есть наркоманы, и неизвестно, что у них на уме. Тут у нас женщины летом по огороду в купальниках ходили. А они встанут возле забора и глазеют на них. А то вывесят во дворе боксерскую «грушу» и колотят по ней. А может, они бандюганы какие… Хотя бы как-то обозначили себя. Случись что, с кого спрашивать? — высказывает свое беспокойство Раис Хакимович. Такие же опасения, по его словам, возникли и у соседей. Хотя свой протест, зная о приезде корреспондента, никто из них не пришел высказать. «Вот и в прошлый раз также, когда городское телевидение приезжало, многие попрятались. «Ой, — говорит одна соседка, — пойду в чистое платье переоденусь!» Ушла и пропала. Побаиваются, как бы чего не вышло», — объясняет нерешительность жителей села Раис Габдулхаков.
Посетовал и на то, что, прежде чем поселиться здесь реабилитационному центру, не собрали жителей села и не провели среди них опрос: «А нужно ли им такое соседство? И дают ли они свое разрешение на житьё-бытьё здесь «этих товарищей».
Опасения высказал и Владимир Одров, глава Безруковской сельской территории, к которой относится Боровково. Заселились прибывшие в село горожане в здание бывшей школы, приобретенное на аукционе, в мае этого года. Затем пришли на аудиенцию в кабинет к Владимиру Сергеевичу и показали свои уставные документы, что, дескать, приехали сюда на вполне законных основаниях.
— Как только заселились, сразу же стали безвозмездно помогать местным бабушкам. «У нас, говорят, благие побуждения. И всё основано на доверии, — рассказывает Владимир Сергеевич. – Вроде, правда, благое дело. Только меня, как главу территории, беспокоит такой факт. Если они наркоманы, люди повышенной опасности, то где на территории этого реабилитационного центра высокая ограда, где врачи, где табличка, что это всё-таки центр? И вообще: чем докажете, что это наркоманы… Мы как-то заглянули на их территорию, а к нам такие «качки» вышли! А вдруг они там подготовку каких-нибудь террористов ведут? Если помогают жителям – молодцы. Но если вдруг что-нибудь случится, с меня, как с главы территории, по полной спросят. Но, впрочем, я не против… Были бы все документы оформлены», — с благодушными нотками в голосе завершил комментарий глава территории.
«Трясут, как липку!»
— Да что мне моих ребят за колючей проволокой держать?! – едва лишь услышав о высоком «забороразделе», возмутился Денис Захаров, руководитель реабилитационного центра. Он же — пастор от церкви Воскресение Христа, действующей, кстати, тоже на законных основаниях. По словам Дениса, их попросту замучили проверками. Хотя все документы у них собраны: есть свидетельство о регистрации, свидетельство на частную собственность, на которой расположен центр; экспертное заключение, письмо прокуратуры, проектная документация. А также бумаги о переводе нежилого помещения в жилое, подписанные в районной администрации. «Мы даже противопожарные датчики в здании установили… И действуем согласно президентской программе «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации». В ней сказано, что «общественные и религиозные организации вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики» (показывает строки, жирно подчеркнутые желтым фломастером. – Т.В.) И всё равно трясут нас, как липку… Нет, чтобы блат-хаты, где колются наркоманы, в селе трясти», — сетует 31-летний пастор Денис, бывший наркоман со стажем. Он сам восемь лет «сидел на наркодури». Но излечился, благодаря такому же реабилитационному центру. Двенадцать лет состоял на учете, потом был снят, уже семь лет женат. И кому, говорит, как не бывшим наркоманам, помогать отчаявшимся парням обрести свободу от наркозелья? Люди, победившие тягу к наркотикам, — самый лучший пример для подражания…Кстати, без сопровождения так называемых «старших», прошедших специальную воспитательную подготовку, здесь не ходят. Не говоря уже о выходе за пределы территории, чтобы в чем-то помочь сельским жителям.
— Хорошие ребята, попавшие в беду… Из неплохих семей, которые уже потеряли надежду увидеть своих сыновей по-настоящему живыми и здоровыми. Где только они не лечились! Бесполезно… А мы здесь поддерживаем друг друга в своих общих намерениях душевно и физически. Трудом и молитвой, — говорит пастор Захаров. И проводит по реабилитационному центру, названному символически – «Дом свободы», экскурсию. Но прежде Денис показал кипу расписок от жителей близстоящих домов на улице Школьной и Дорожной в том, что «они никаких претензий к этим ребятам из города не имеют». Одним горожане, «прибывшие на излечение души», помогали садить картофель и собирать урожай. Другим – строить летнюю кухню и баньку. Третьим – полоть сорняки…Более того, обратились в администрацию Безруковской сельской территории с предложением безвозмездно приводить в порядок остановочные павильоны. В качестве социальной программы для находящейся в реабилитационном центре «братии».
Судьбы под кальку
Судьбы этих десяти городских парней, приехавших сюда из разных «точек» юга Кузбасса, действительно написаны, словно под кальку. «Попробовал наркотик из любопытства ещё подростком, по совету друзей с улицы, и подсел…» — эти строки звучат почти в каждой автобиографии. Кто-то «нюхнул зелье» в армии, да так и не смог остановиться. «Перепробованы были все лечебницы. В жизни, казалось, было всё потеряно. Возвращаться не к чему. А здесь хоть выход есть. Кто будет поддерживать наркомана, как не самолично прошедшие через этот ад?» — признаются. Все они сюда поступили, по выражению Дениса Захарова, буквально полумертвыми. Но после отказа от наркотиков, занятий спортом – недаром колотили во дворе боксерскую «грушу» – и трудов на свежем воздухе, подтянулись, окрепли и даже в некотором роде приобрели атлетическую форму. Кстати, за полтора года существования реабилитационного центра, созданного ещё в Новокузнецке, здесь уже сложились три семейные пары.
…В бывшем школьном здании с обвалившимися потолками и поведенным полом идет ремонт. Все ребята делают своими руками и на совесть. Установили пластиковые окна; новые батареи, от которых уже исходит тепло; покрыли крышу металлочерепицей… Одна особенность: в здании христианского центра нет икон. «Но Библию мы читаем ту же, что у всех христиан, — поясняет Денис. – Потому что реабилитация у нас здесь идет ещё и через духовно-нравственное воспитание». (Из Библии видны закладки со словами: «Всё будет хорошо!»). Курс реабилитации длится шестнадцать месяцев. Случается, попав в прежнюю среду, кое-кто срывается… И тогда возвращается обратно.
Стройка на территории реабилитационного центра тоже продвигается полным ходом. «Здесь будет баня… Здесь что-то вроде гостиницы для родителей», — показывают. Привезли топливо на зиму, загрузили уголь в углярку. Посадили и собрали картошку, морковку… Потихоньку начинают осваивать домашнее подворье, на котором намерены развести коров, овец, птицу, садить огород, чтобы кормиться собственными трудами праведными. Чтобы все было на столе, чтобы ни в чем молодые «братья» не нуждались (денежными средствами для становления центра пока помогают родители). Но главное — чтобы душа здесь, вдали от беспокойного и шумного города со многими соблазнами и пороками, постепенно обновлялась и возрождалась, признаются они. А если этого духовного перерождения в человеке не происходит, то ни один высокий забор, ограждающий их от внешнего мира, не поможет.
Татьяна ВИКТОРОВА.
Фото Ярослава Беляева.
Новокузнецкий район.