Политэкономика. Хозяйство не на подсобу
7 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
Этот понедельник жителям Кировского района областного центра подарил новое место для покупок – сельский рынок. На следующей неделе на такой же рынок смогут прийти прокопчане, живущие на Тыргане, самом большом районе города. Дальше очереди за киселевчанами и новокузнечанами. Так шагает по Кузбассу «рыночная» программа, называемая «губернской». Строит эти быстровозводимые конструкции холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС), для которого, по признанию его президента Михаила Федяева, этот проект – социальный. То есть не приносящий прибыль. Только ли ради удовольствия людей, а соответственно, и благодарности властей, бизнес потратил уже больше сотни миллионов рублей?
Приступы внезапной благотворительности, может быть, и случаются. Раз уж так проникся владелец некой крупной компании нехваткой торговых точек или свежих товаров в каком-нибудь районе, то пара сотен миллионов на ликвидацию своей душевной боли и радость людям для него проблемой не будет. Но встречать такого, честно, не приходилось. В последнее время все чаще попадается прямая выгода. Причем не та, о которой сейчас многие подумали. Те, кто тратит деньги на проекты, подобные сельским рынкам, не идут во власть – в новые мэры или депутаты. Им оно часто без надобности. Потому что и сейчас имеют то, что их неплохо кормит. Кормит в прямом смысле слова.
Вот тот же СДС. Этот большой холдинг не производит сегодня разве что самолеты, которые обслуживает его аэропортовое хозяйство, да горно-шахтные комплексы и технику, работающие на его шахтах и разрезах (ремонт и часть оборудования уже делают сами). Запись «СДС» в трудовой книжке человека – целая жизнь этого человека и даже полноценная. Судите сами. Идет шахтер в шахту, возвращается домой на машине (машина застрахована страховой компанией «СДС»), а дом – построен «СДС-Строем». По дороге забегает в магазин «СДС-Маркет», покупает хлеб, молоко, водку (все это делают предприятия «СДС»). Дома от «СДС» тоже не спрячешься. Тепло и свет кемеровчане, например, получают от этой компании. Включишь телевизор или радио – там целые каналы, принадлежащие «СДС». Те, кто убегает от этого в ночные клубы или бассейн в Кемерове, снова попадают в объятия «СДС».
На предприятиях холдинга сейчас работают 30 тысяч кузбассовцев. С семьями – это целый город не менее чем на 90 тысяч жителей. В принципе, посели их в одно место, смогут неплохо жить. Работа, жилье, развлечения, даже поликлиника будут в этом городе. Останется только детсад и школу построить. Губернские рынки, которые сейчас возводит компания, структура необязательная для этого самодостаточного города СДС. Тогда зачем они нужны?
Согласиться с тем, что сейчас есть места, где мало магазинов или обычных рынков, можно. Заполнить эти пустоты – уже бизнес. Построил себе рынок, запустил туда арендаторов-торговцев и зарабатывай. Но доходы будут ощутимые, если рынков не один-два, а целая сеть. Пока же она только создается. То есть возможных дивидендов СДС ждать несколько лет. Да и будут ли они удовлетворять компанию, большой вопрос. Замечено, к слову, что появление таких рынков со временем меняет ценовую политику торговых точек в округе – все начинают воевать за покупателя. А если так, то как владельцу рынка ускорить окупаемость своих вложений? Да продажей своих товаров. Что ни говори, а только торговля сегодня приносит быстрые деньги. На продажу у СДС, к слову, много чего есть – мясо, молоко, алкоголь. До конца года будет целая линейка молочной продукции: компания запускает собственный перерабатывающий завод. Кроме рынков, все это идет в упомянутые магазины «СДС-Маркет»… Вам это ничего не напоминает?
Еще лет 20 назад никто бы не удивился, увидев в списке продукции меткомбината или шахты овощи, мясо, молоко. Все это давали подсобные хозяйства, поставлявшие продукты в разные ОРСы и столовые крупных предприятий. Почти одномоментную гибель такой схемы объясняли тем, что свиньи или помидоры-огурцы (а кое-где и «излишества» в виде цветов) не должны висеть в затратах металлургов и шахтеров. Лучше уж потратить деньги непосредственно на производство. Еще лучше – на повышение зарплаты (так хотелось рабочим). Но так уж случилось, что далеко не все бывшие подсобные хозяйства, отпочковавшиеся от промпредприятий, выжили: не нашлось человека, который бы вовремя их «подобрал». Да что там… Лишь 5-7 лет назад в Кузбассе, в том числе в бывшие подсобные хозяйства, пришли те, кто помнит, «как это было». Те же угольщики. Недаром же первое, о чем говорят владельцы хозяйств, которым пришлось все поднимать от состояния «в коровнике мышь повесилась»: «Мы хотели накормить наших шахтеров. Будет хорошо питаться, будет хорошо работать». Объяснение вполне понятное, но неполное.
Нынешних сельхозмощностей СДС и его коллег по селу совладельца угольного холдинга «Сибуглемет» Александра Щукина, компании «Заречная», ФПС «Сибконкорд», бывших собственников «Южкузбассугля» и прочих «новых» селян с лихвой хватит на то, чтобы накормить «своих» людей. Причем речь даже не о поле или ферме. Компании обзавелись и перерабатывающими предприятиями. Но даже не из-за этого их хозяйства уже не назовешь подсобными. Хозяйства эти, продавая «излишки» (то, что не для работников) на свободном рынке, встраиваются в общую экономику региона. Производство, переработка, а у таких, как «СДС», еще и своя сеть для реализации, в одном флаконе – признаки самостоятельного бизнеса. Замечу, на сегодня прибыльного.
Конечно, в агропроме год на год не приходится. В 2009 цены на зерно, молоко, картошку никто не давал. О бурном развитии села, в том числе «не чистого», а под крылом промышленных холдингов, как это было в последние годы, пришлось забыть. Нынче все меняется, цены поднялись, никто не спорит, что поднимутся еще. Отсюда, видимо, последние заявления о строительстве новых животноводческих комплексов, увеличении поголовья скота, покупке новой техники. Но самое примечательное, что даже в прошлом году угольщики, имеющие свои хозяйства, говорили: вот за что голова меньше болит, так это за село. Там все точно лучше, чем на угольном рынке. Потому что вечный этот бизнес – кормить людей. Хоть своих, хоть всех остальных.
Татьяна ДУМЕНКО.