Естественный отбор
2 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
На этой неделе в столицу Кузбасса приезжал Борис Хлебников, режиссер, чьи фильмы («Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь») кинокритики называют «самыми внятными, злободневными и оригинальными высказываниями за последнее время», способными определить облик российского арт-хауса в прокате и на международных кинофестивалях.
Поклонникам новизны в кинематографе Хлебников интересен еще и как недавно избранный председатель
«КиноСоюза», ставшего альтернативой Союзу кинематографистов РФ (за его кандидатуру проголосовали в том числе такие признанные мэтры, как Эльдар Рязанов, Алексей Герман-старший, Юрий Норштейн и Александр Сокуров).Причиной двухдневного визита «режиссера новой волны» в Кемерово стала любовь к нашему театру «Ложа», встреча с его актерами и посещение спектакля «Угольный бассейн», от которого, по признанию самого режиссера, он получил «глубокое эстетическое удовольствие» (честно говоря, хохотал он в «знаковых» сценах этой импровизации на тему шахтерской жизни громче всех остальных зрителей).После спектакля режиссер рассказал о том, почему он уже в трех своих фильмах снял (и будет снимать во всех последующих) актера «Ложи» Евгения Сытого, о том, почему он любит наш театр, а также о том, зачем он возглавил «КиноСоюз». В свою очередь, Сытый поведал свою версию знакомства с режиссером и назвал главную особенность его работы с актерами. Для полноты картины две эти версии сопоставлены.

О начале сотрудничества
— Так как же все-таки произошло ваше легендарное знакомство?
Б.Х.: — Заполучить Сытого в свои фильмы было, наверное, самым важным делом в моей жизни. В Москве я пришел на спектакль «Угольный бассейн» (к слову, сегодня я смотрел его уже в третий раз) и абсолютно влюбился в театр «Ложа». Ну, думаю, сейчас подойду к Сытому: «здравствуйте, я вот московский режиссер, хотел бы вам предложить…». Подошел, но предложить ничего не смог, наоборот, он сам мне предложил подождать, и еще долго собирал декорации. Наконец я все-таки отдал сценарий. Но он его потерял. Тогда я выслал копию, позвонил и услышал, что сценарий ему «как-то не очень»…
Е.С.: — В Москве, во МХАТе, мы показывали спектакль. После спектакля он подошел ко мне со своим коллегой Алексеем Попогребским, предложил сняться в кино, почитать сценарий и завтра дать ответ. На что я сказал: «Господа, вы поймите меня, я первый раз в жизни играл во МХАТе, и сегодня вечером я не смогу прочитать сценарий, я это событие буду отмечать. А завтра я улетаю в Кемерово». Договорились, что я возьму сценарий в Кемерово. Через месяц они звонят: «Ну, что, прочли сценарий?» Я говорю: «Нет, я забыл его в гостинице…» Они мне выслали новый. Снова звонят: «Сценарий понравился?» – «Нет» – «А в кино будете сниматься?» – «Буду».
Об экономии пленки
– А как дальше развивались отношения?
Б.Х.: — На съемочной площадке Евгений каждый дубль выдавал новый текст. И выбирать было трудно, потому что каждый раз выходило очень смешно. Я вам честно могу сказать, что «Сумасшедшую помощь» мы начали делать только из-за моего желания снять Евгения Сытого в главной роли. Мы стали придумывать, какая ему фактура подойдет. Подумали, что было бы смешно, если бы это был белорусский гастарбайтер, который просидел у себя в деревне большую часть жизни, а потом его послали в Москву, и он там сразу потерялся. И начались бы с ним какие-то нелепые истории. Говорун Сытый замечательный, но в последнем моем фильме он как-то больше молчит, и молчать у него выходит символичнее и точнее. Он и на последней нашей картине ни разу не сказал ничего по тексту, ни одного слова, даже дубля не повторил, но всегда «попадал в ситуацию». Дело в том, что он не актерствует, не занимается «перевоплощением». А естественность в кино бывает важнее актерской выучки.
Е.С.: — Я сначала вообще не понял, что такое кино. Просто Борис Хлебников — режиссер плана Гришковца, не настаивающий на тексте, написанном в сценарии. Я могу сыграть 15 дублей и не повториться ни разу. И Борис не жалеет на меня пленку.
О московских перспективах
– Расскажите о предстоящих совместных проектах.
Б.Х.: — Есть два проекта (я имею в виду съемки фильмов), в которых Евгений Сытый обязательно получит роли. Без подробностей – никогда не рассказываю ни о чем заранее. Однако совершенно определенно могу сказать, что приложу все усилия, чтобы гастроли театра «Ложа» состоялись в столице предстоящей весной. Я в Москве не видел такого «точного», «документального» и совершенно необычного театра. Все предыдущие спектакли «Ложи», показанные в столице в рамках различных фестивалей, проходили с аншлагами, и, поверьте, очень многие поклонники современного театра ждут этих гастролей. Мне кажется, на местном уровне это уникальное явление остается незаслуженно недооцененным.
Е.С.: — В следующем году 27 марта театр «Ложа» будет праздновать свой юбилей – 20 лет со дня образования. В настоящее время в репертуаре театра девять спектаклей. Мы подготовим еще две премьеры. Надеемся, что новые спектакли можно будет показать и в Москве.
О новой роли режиссера
– Борис, что побудило вас принять предложение возглавить «КиноСоюз» до первого съезда?
– Кто-то ведь должен был взять на себя координацию работы по подготовке съезда. Я подумал, что если уж начал заниматься делами нового союза, то негоже отказываться и от такой ответственности.
– А почему вы вообще решили заняться делами этой организации? Не секрет, что ряд кинематографистов примкнул к новому союзу в основном только потому, что их перестал устраивать старый под председательством Никиты Михалкова…
– Ко мне это не относится. Я никогда не состоял в старом Союзе кинематографистов и далек от того, что в нем происходит. Могу только сказать, что со стороны это очень напоминает фильм Рязанова «Гараж». Старый союз – это организация, оставшаяся от советских времен, инерционная машина, неспособная быстро реагировать на ситуацию в кинематографе и адекватно отвечать на вызовы времени. Поэтому целесообразнее создать новую структуру – действенную и мобильную.
– Каковы основные задачи «КиноСоюза»?
– Они очевидны. Кинематографистам разных профессий нужна координация и защита их профессиональных интересов. Необходимо не только выдвигать продуктивные для развития нашей кинематографии идеи и предложения, но и отстаивать их на государственном уровне. Это очень обширная и нелегкая область деятельности, но я очень надеюсь, что «КиноСоюзу» удастся доказать кинематографистам и обществу свою эффективность.
Наталья КОРОЛЁВА.