Соцсети:

Тупик на дальнем пограничье

15 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
В редакцию пришло письмо, переполненное горечью. Жители села Берёзово, что в Промышленновском районе, жаловались на свою оторванность от цивилизации из-за непроходимости местных дорог и аварийного состояния моста.

Крюк
Изучив с шофёром карту, мы сначала хотели ехать напрямую через Топки, но по телефону страдальцы-сельчане отсоветовали нам пускаться в такое путешествие. Дело в том, что едва заметный штришок на карте между Берёзовом и Катковом на поверку оказывается лишь призраком дороги, который неминуемо завёл бы нас в тупик. Пришлось сделать большой крюк, отправившись через Промышленную.
В деревне нас ждали в местном магазине на окраине — сиротливом здании без окон, дверей и вывески. Жителей в Березове осталось всего 65. В основном это те, кто по разным причинам не смог перебраться на «большую землю». Школы здесь нет уже давно: её ликвидировали, когда пропорция между количеством учеников и представителей персонала сместилась в сторону последних. Ребятишек стали возить в школу соседнего села. Медпункт в Березове тоже не работает: от здания остались только голые стены с пустыми «бойницами» и колышущейся сверху травой. Пропажу крыши местные жители объяснили бурной деятельностью бывшего председателя колхоза.
Переправа
Работающих в Березове – около полутора десятков. Остальные либо по возрасту уже не подходят для трудовой деятельности, либо живут на пособие по безработице. Дело в том, что для работы в райцентре у них нет физической возможности, ведь автобус туда ходит лишь два раза в неделю — в понедельник и пятницу. Некоторым посчастливилось найти работу в Топках, которые и расположены-то ближе, чем Промышленная. И автобус туда ходит три раза в день. Но из села Катково Топкинского района. Однако утром в это село и вечером из него до дома нужно ещё добраться. До него всего три с половиной километра. Но каких! Летом после дождя непроходимая грязь, а зимой, если не хочешь идти по пояс в снегу, катись на лыжах. А ведь есть ещё межсезонье! Когда разливается Иня, мост через неё оказывается полностью затоплен. Переправа осуществляется на вёсельной лодке. В этом году погода не задалась, и мост показался из воды только к концу лета. Когда в июне местную 85-летнюю пенсионерку Веру Петраченко укусил клещ, «скорая» не смогла перевезти на тот берег вакцину. Переправляться на лодке приехавшая фельдшер сначала отказалась наотрез, предложив соцработнику Вере Прохоровой самой прокатиться на ней и поставить бабушке прививку. Только после долгих уговоров женщина-медик всё же решилась на опасную переправу. Недавно же и это единственное плавсредство куда-то пропало, и теперь жители Березова не знают, как будут добираться до соседнего берега следующей весной.
К слову, сам мост здесь достаточно добротный (особенно по сравнению с тем, что был раньше; ещё не так давно дамбу насыпали из камней, и каждое половодье она разрушалась под воздействием мощного потока разлившейся реки). Пусть и не капитальная переправа (у администрации средств всё же не хватило), покрытие у моста деревянное, но машину он все-таки выдерживает. А чтобы эта машина ненароком не свалилась в воду, боковины моста «обозначают» стволы деревьев и лежачие бетонные сваи. Правда, во время паводка большая вода всё равно сдвигает их с места.
Ралли
Если вам всё же удалось по мосту перебраться на правый берег, ещё не факт, что вы спокойно попадёте в Катково. Ведущая туда тропинка вполне могла бы стать идеальной трассой для испытания проходимости автомобилей. Дачники, купившие дома у уехавших отсюда деревенских, каждый раз устраивают здесь своеобразные ралли.
Николай Кожевников, дачник, предварительно высадив из салона машины свою жену и собаку-алабая, любезно пригласил меня убедиться в экстремальности «трассы». Подпрыгивая на кочках и утюжа брюхом машины болотистую «магистраль», мы отправились в сторону Каткова. Я сразу понял, как прав был Николай Павлович, когда утверждал, что редакционная «Волга» здесь ни за что бы не прошла. «Мы-то сейчас обязательно пройдем, — успокаивал меня смелый ездок, — а вот если бы был дождь, тогда пришлось бы бежать за ближайшим трактором!» Благо, что в деревне их целых пять.
Полумеры
…До Каткова мы так и не добрались: я и так уже понял, что за дорога меня ожидает, а мой провожатый не стал настаивать. И уже на редакционной машине мы отправились в обратный путь, заехав в Промышленную. В администрации района встретились с заместителем главы Владимиром Смолиным. Он и прокомментировал ситуацию со здешними дорогами.
Оказалось, что Берёзово — не единственная головная боль местных властей: в районе есть ещё Брянск, где жителей всего 25, и им жить ещё хуже, чем берёзовчанам. Власти пытаются сделать жизнь сельчан сносной. К примеру, два года назад ремонтировали мост. А пять лет назад пытались разграничить территории Промышленновского и Топкинского районов с тем, чтобы включить в последний населённые пункты, которые ближе к Топкам. Если бы это произошло, то топкинским властям проще было бы на законном основании построить дорогу между Берёзовом и Катковом. А так есть проблема в финансировании такого строительства, ведь сразу за околицей Берёзова начинается соседний район, и Промышленная не может возводить дорогу топкинцам.
Пока же Владимир Николаевич советует берёзовчанам поднимать собственные подворья, становиться владельцами личных приусадебных хозяйств, которые бы приносили доход как самим крестьянам, так и экономике района. Вот только непонятно, как можно «поднять» эти хозяйства, если сейчас по всему селу насчитывается всего 12 коров, а скупщики, пользуясь «отрезанностью» деревни от цивилизованного мира, берут здесь мясо за бесценок?!
— Мало живности держать, конечно, не выгодно, — сказал Владимир Смолин, — вот если бы им увеличить поголовье скота, тогда дело бы пошло. А что касается дороги до Каткова, то мы постараемся зимой эту дорогу регулярно чистить. И с лодкой для переправы в половодье решим, что делать.
Вот такие не слишком радужные перспективы. На какие средства людям увеличивать поголовье скота, если у них нет работы? И она вряд ли появится, пока до рабочего места можно будет добираться только «по счастливой случайности». А нормальную дорогу до этого населенного пункта вряд ли станут прокладывать без решения вопроса по районной принадлежности. В общем, над заброшенным «пограничным» селом тучи ходят особенно хмуро…
Сергей БРЫЗГАЛОВ.
Фото автора.
Промышленновский
район.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс