Актуальное

Прокопьевск и океаны

11 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
Завтра отмечает  80-летие прокопьевская «Шахтерская правда».  В качестве поздравления и подарка коллегам и читателям – яркие воспоминания мэтра кузбасской журналистики, в которых газетная работа предстает в необычном романтическом качестве.

«Шахтерская правда», в которой я служил 13 лет до возраста Христа (правда, моя первая заметка в этой газете была опубликована, когда я еще учился в пятом классе), подарила мне множество встреч с интереснейшими людьми и… кораблями. О них и хочется рассказать. Эти встречи происходили, как мне сейчас кажется, на грани мистики и счастливого стечения обстоятельств в очень ограниченное время. Корабли носили имя «Прокопьевск». Одно рандеву состоялось в Мурманске, а другое – во Владивостоке. Итак, все по порядку.
Солнечная мурманская ночь
Большой морозильный рефрижераторный траулер (БМРТ) «Прокопьевск» родился на верфи Копенгагена в 1966 году. Об этом я узнал из заметки в «Известиях». Как мне сказали на корабле, его крестила, то есть разбила о борт бутылку шампанского, жена великого физика Нильса Бора фру Маргарет. Я долго бегал в Москве по морским ведомствам,чтобы узнать, кто заказал это судно, пока не забрел в Министерство рыбного хозяйства, где и встретил главного инженера Мурманского тралового флота. Он живо интересовался тем, что это за город Прокопьевск, а я его спросил: «Почему «Прокопьевск»? Ларчик открывался просто: министерство заказало серию кораблей серии «П», в которую счастливо и вписался сибирский город. Мурманчанин активно приглашал в гости. И случай такой представился через несколько лет. В тех же «Известиях» как-то вечером, будучи в Москве, я прочел заметку о том, что «Прокопьевск» вернулся с полными трюмами рыбы, а это 16 тысяч тонн. На следующее утро я позвонил в Мурманск директору тралового флота. Он меня разочаровал, сказав, что «сегодня в 16 часов «Прокопьевск» уходит на промысел. Он уже стоит на рейде». Я бесшабашно заявил, что постараюсь в обед быть в Мурманске и, схватив фотоаппарат, рванул во Внуково. Билет на самолет мне достался последний, я благополучно долетел и в 15 часов подошел к проходной в порт. И тут с ужасом обнаружил, что редакционное удостоверение в спешке забыл в Москве. Обзвонил всех начальников порта, но телефоны молчали. А время идет! Набравшись смелости и нахальства, подошел к капитану на КПП и сказал, что я корреспондент из Прокопьевска, мне срочно надо попасть на БМРТ «Прокопьевск». Не попросив удостоверения, он сказал: «Ну, иди». Я пулей прибежал в диспетчерскую, изложил свою просьбу. Сидевший там мужчина флегматично изрек: «Да в 16 часов БМРТ не уйдет. Мы не можем собрать команду. Я врач с «Прокопьевска». Тем временем диспетчер вызвал катер, чтобы доставить меня на корабль. Портовые краны, корабли стали объектами для фотосъемки: сплошная экзотика для сухопутного человека. А вот и «Прокопьевск» – стометровый красавец. Вбегаю по трапу на палубу. Меня встречает третий помощник капитана, и мы идем к капитан-директору. Излагаю просьбу: мне нужен человек, который ходил в первый рейс и может интересно рассказать о корабле, команде.
– Лучше старшего механика мы никого не сыщем, – сказал он. – Вы идите к нему, я приду позже.
Пришли в каюту стармеха. Здесь десятки приборов, все системы корабля под контролем. Представляюсь:
– Я из Прокопьевска.
– А я тоже с «Прокопьевска», – сказал он.
– Я из города Прокопьевска, – пришлось уточнить.
– Слушай, какое это имеет значение!
Пришлось изложить цель своего визита. На что стармех ответил неожиданно: «Пока не выпьем бутылку коньяка, ни о чем рассказывать не буду». Из сейфа он достал баночку икры, и мы стали с удовольствием употреблять зло. Незакатное июньское солнце клонилось к горизонту, как уровень коньяка ко дну. Беседа постепенно затеплилась впечатлениями о бразильском карнавале с эмоциональными и пышногрудыми танцовщицами, о «Сахарной голове» – холме, обрывающемся к океану, о статуе Христа на холме Корковаду. В Рио-де-Жанейро «Прокопьевск» забрел случайно: у рыбака случился аппендицит, и нужна была срочная операция.
–А вообще-то в иностранные порты мы редко заходим. Наша рыбная нива – Атлантический океан и прилегающие моря, – продолжал стармех. – Например, Джорджес-банка.
С бутылкой коньяка вошел капитан. Я взмолился: «Вы показали бы мне своего красавца».
– Тогда идем на палубу.
А время, между прочим, уже двенадцать ночи. Корабли, стоящие на юге, словно нарисованные солнечной краской на темно-синем фоне. Фантастическая красота и обаяние северного цвета. Спустились в машинное отделение, посмотрели каюты – порядок и чистота. Подошли к слипу – отверстию в корме, по которому поднимают трал с уловом рыбы.
– Восьмисотметровый трал за один раз поднимает до сорока тонн рыбы, – рассказывает капитан. – Команда траулера, а у нас экипаж сто человек, тут же рыбу разделывает. Например, у хека отрезается голова, чистится тушка. Рыба укладывается в картонные ящики и замораживается. Из отходов получают рыбий жир и муку. Так что производство безотходное. Траулер автономно может плавать до четырех месяцев – пока не заполнит трюмы. Он выдерживает 9-балльные штормы.
Вернулись в каюту стармеха. Три часа солнечной ночи. Осторожно интересуюсь:
– Я с вами случайно не уплыву?
– Да нет.
И тут слышу крик-вопрос:
– Где здесь корреспондент?
Это меня ищут пограничники.
– Не беспокойся, – сказал стармех. – Выпьем по чашечке кофе и…
На катере меня доставили в торговый порт. Вокруг много военных. Охота поснимать, но боязно: здесь точно нельзя фотографировать.
Подошел к проходной. Стоит тетечка с ружьем. Объяснил, что сюда попал из рыбного порта и мне надо выйти.
– Ну, выходи, – сказала она, улыбнувшись.
От сердца отлегло.
А печаль потом состояла в том, что когда перед публикацией в газете я показал цензуре снимки, там долго удивлялись, кто мне разрешил все это снимать. Да никто! В итоге в газете было опубликовано два снимка – общий вид корабля и портрет капитана на фоне надписи «Прокопьевск». Ни одной государственной тайны «Шахтерка» не выдала.
Как мимолетное виденье
В 1973 году я собрался в круиз по странам Юго-Восточной Азии. Целый месяц на лайнере «Русь». СССР он достался от Германии по репарации и у них назывался «Кордильеры».
Прилетели во Владивосток. Слышал, что к порту приписан сухогруз «Прокопьевск». Первым делом позвонил в диспетчерскую порта, чтобы узнать, где находится судно. Обрадовался и огорчился: сухогруз только что прибыл из Канады с пшеницей, но на корабле никого из начальства нет, будут завтра. А завтра у нашей кузбасской группы и инструктаж, и обмен денег, да и много других неотложных дел. Как же попасть на корабль? Ночь прошла в сомнениях и ожидании.
Каково же было мое удивление, когда рано утром, выглянув в иллюминатор (мы ночевали на «Руси»), я увидел борт корабля с надписью «Прокопьевск»! Схватил фотоаппарат – и на пирс. Там объявляют: «Сухогруз «Прокопьевск» поставить на разгрузку». Через 15 минут «Прокопьевск» был пришвартован, а я поднялся в штурманскую рубку. Пришел капитан. Я представился. Встретили очень тепло и подарили альбом с объемной цветной обложкой. Рассказали, что судно построено в Выборге и работает в основном на Тихом океане, перевозя зерно из Канады в нашу страну. Рейсы не из легких, так как приходится пересекать буйные сороковые широты…
А тем временем в штурманскую рубку поступила команда: «Сухогруз «Прокопьевск» отшвартовать, разгрузку прекратить, так как нужно срочно разгрузить другое судно».
Моя встреча с «Прокопьевском» продолжалась ровно 30 минут. По возвращении из круиза подаренный альбом я заполнил фотографиями, которые сделал на этом корабле, и передал его в краеведческий музей.
Такими мимолетными, но запоминающимися стали для меня, тогда корреспондента «Шахтерской правды», встречи на кораблях, которые носили имя рабочего сибирского города Прокопьевска.
* * *
Годы, отданные «Шахтерской правде», были для меня, пожалуй, одними из лучших. Основное время моей работы там пришлось на редакторство очень мудрого, умеющего ценить инициативу Владимира Лаврентьевича Баринова. Я перед ним снимаю шляпу так же, как перед Екатериной Белокопытовой, Леонорой Бейлиной, Эвелиной Васильевой, Анатолием Цыряпкиным, Эдуардом Савицким, Валентиной Ерофеенко и многими другими, с которыми пришлось держать газету в тонусе жизни. Здравствуй, «Шахтерка», всегда и здравствуйте всегда журналисты, делающие «Шатерскую правду» Газетой! С днем рождения!

Юрий ДЬЯКОНОВ,
выпускник газеты «Шахтерская правда» 1974 года.

Другие статьи на эту тему

Готов к разным поворотам сюжета

Молодой художник из Прокопьевска Дамир Хуссамов снова у всех на устах. На этот раз он решил украсить остановки родного города своими работами. Теперь автобус ждать прокопчанам куда приятнее, тем более остановки стали прекрасными фотозонами. Правда, отнюдь не все горожане позитивно относятся к такому уличному искусству.

Мой монолог

Традиционно в марте проходит весенний конкурс женской красоты, обаяния, таланта и грации «Миссис Прокопьевск». Нынешний год не стал исключением и вновь подарил зрителям прекрасное шоу, пропитанное особенным ретроколоритом.

Юбилей народной премии

В Прокопьевске особенные горожане получили особенное звание

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс