Соцсети:

Очень школьная история

7 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
В Кемеровском театре для детей и молодежи уже традицией стало давать премьеру сезона в первый день учебного года. И хотя театральный сезон здесь еще не открыт (официальное открытие состоится только 17 сентября), можно говорить о первом спектакле нового года.

Это – «Очень страшная история». Спектакль по повести Анатолия Алексина поставила главный режиссер театра Ирина Латынникова, художник – Светлана Нестерова, в ролях заняты студенты 4-го курса Кемеровского университета культуры и искусств. Последнее замечание – весьма существенно. Режиссер принципиально выводит на сцену в этом спектакле только молодые и ОЧЕНЬ молодые лица. Ведь зрительская аудитория, на которую рассчитана «Очень страшная история», — шестиклассники. Возраст 12-13 лет «не прощает» сцене театральной условности, не понимает, когда подростков играют взрослые дяди и тети.
На этом спектакле – и это, пожалуй, основное его достоинство – таких «разночтений» нет. Публика (а в зале, на спектакле, где я была, присутствовали целые классы самого неугомонного возраста) царила вполне заинтересованная атмосфера. Подогревалась она, понятно, и спецэффектами, которые удачно придумали постановщики. Все эти
«стр-р-рашные» гигантские плакаты с нарисованными скелетами и черепами, неожиданно обрушивающиеся на зрителя, игра с фонариками под огромной полиэтиленовой пленкой, старые, как мир, но от того не менее эффектные приемы «пугания» вроде ужастиков, рассказываемых таинственным шепотом… Эти «страшилки», столь любимые подростками, и обыгрывает Ирина Латынникова. Собственно, их обыгрывал и Анатолий Алексин, написавший свою повесть как пародию на «готический роман».
Главная трудность, которая подстерегала режиссера, – перевести прозаическое произведение в драматургию. Ведь в повести Алексина почти нет реплик, нет диалогов. Ее прелесть – в тонком юморе, в забавном смешении стилей речи – от книжных фраз начитанного подростка до молодежного сленга. А вот передать это режиссеру как раз и не удалось. Как не удалось актерам достичь естественного существования на сцене. Порой складывается впечатление, что им попросту нечего говорить. Отсюда – нервная, не всегда оправданная суета, какой-то захлеб, визг, повышенный градус движения. Второй существенный минус спектакля – отсутствие личностей. Молодые артисты не знают характеры своих персонажей. Отсюда – играют нечто усредненно-школьное или пародийно-эстрадное вроде педагогов, в которых по очереди переодевается главный рассказчик повести Алик Деткин (Александр Акимов). Впрочем, как это нередко случается в постановках Латынниковой, недостаток актерского мастерства она компенсирует хореографическими приемами. Когда персонажи молчаливо передвигаются вместе с партами, перестраиваясь по ходу дела то в паровозик, то в магический круг, – это выглядит и убедительно, и забавно и вполне адекватно воссоздает школьную атмосферу.
Конечно, держит внимание и детективная интрига (дети отправляются на заброшенную дачу, чтобы разведать «тайну исчезновения соседа», и оказываются «замурованными» в подвале). Кто и зачем сделал это – становится понятно только в конце спектакля и, как водится у Алексина, сопровождается неожиданной моралью. Для подростков такой кульбит – от занимательной страшилки к размышлениям на тему «что такое хорошо и что такое плохо» — наиболее подходящий жанр. Так что театр, несмотря на все несовершенства нового спектакля, можно тем не менее поздравить с еще одним важным репертуарным приобретением.
Вообще хочется отметить эту тенденцию: Кемеровский театр для детей и молодежи все увереннее работает со своей аудиторией. Он четко ориентирует спектакли на конкретного зрителя. Здесь ставят не вообще «для детей», а для детей вполне конкретного возрастного ценза, не вообще «для молодежи» — а для молодежи определенного социально-демографического состава. И эта политика приносит свои положительные результаты.
Не случайно практически все последние постановки ТДМ становятся основой для бурных дискуссий о смысле жизни, которые зрительская аудитория театра активно ведет в социальных сетях. «В контакте» даже образовался специальный «клуб друзей театра».

Другие статьи на эту тему

01 июля

Стена для рисования и изгородь из сирени: в Кемерове завершается ремонт сквера на ФПК

В Кемерове завершается ремонт сквера на ФПК. В пресс-службе городской администрации рассказали, что уже появилось,…

В тренде – габион

Мастер производственного обучения Кемеровского коммунально-строительного техникума Павел Дюгаев рассказал о модных тенденциях в ландшафтном дизайне.

30 июня

В Кемерове на квартиры для сирот выделено 23 миллиона

Кемеровское управление городского развития, потратит 23,6 миллиона рублей на квартиры для сирот. На портале Госзакупок…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс