ЧУДЕСА КУЗБАССА.Чем весела столица села?
4 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
…А начнем-ка мы, пожалуй, с частушки.
Без тушенки и сгущенки
Не уверена в миленке.
Ну, какая Камасутра
Без харчей из «Главпродукта»?!
Автор частушки – Валентина Картавцева из села Усть-Серта. Именно отсюда на телевизионный конкурс «Аншлага» в Москву и летало это задорное четверостишие. И именно эта частушка
победила! Приз – автомобиль «Волга». Сама ведущая Регина Дубовицкая звонила Валентине Александровне и долго расспрашивала, где же находится Усть-Серта.– В Чебулинском районе. Самом красивом и самом родном, – ответила Валентина Александровна.На том конце провода с ней согласились. Действительно, уникальный район, если живут там такие люди.– Вот и приезжайте. Мы гостям рады! Не знаю, как столичные жители примут приглашение, а вот наши кузбассовцы из разных мест в октябре сюда непременно съедутся. Потому что Чебулинский район со своим центром Верх-Чебулой в этом году и сам объявлен столицей. То есть местом встречи областного праздника села. Как Юрга была столицей всекузбасских торжеств железнодорожников, а Краснобродский – шахтеров.Кстати, один большой праздник, с песнями, танцами, выставками, на улицах Чебулы недавно уже прошел. Район отметил 75-летие. Погода выдалась как по заказу. Яблочкам, которые здесь уже поспели, и впрямь было некуда упасть. Съехались со всей округи. И себя показать, и на земляков посмотреть. Здоровались, обнимались. Можно было подумать, что все районное население, а это 16 тысяч 622 человека, – родня.Радовали глаз и сердце молодые чебулинцы с детскими колясочками. За последний год более 200 новорожденных стали полноправными гражданами района.Вот и про главу района Петра Пасова говорят, что он – «свой», «от сохи». Родился в деревне, работал в колхозе, после службы на Тихоокеанском флоте вернулся в родные края. Неудивительно, что при таком хозяине район развивается и хорошеет. Только за последние годы построены мост через реку Кия, очистные сооружения, автостанция, трехэтажная поликлиника, храм и часовня, жилые дома.А к Дню села появится отличный (ничуть не хуже городского) спортивный комплекс, после реконструкции откроется хирургический комплекс. Обновится детский сад «Рябинка». Необычный памятник снопу установят на площади.Праздник села чублинцы ждут не сложа руки. И лето красное они не пропели, хотя и звучали, подбадривали местных жителей звонкие песни народного ансамбля «Сударушка». Этот коллектив приглашали даже в Сростки – на родину Василия Макаровича Шукшина, на престижный фестиваль. Нашел район деньги на поездку. И наша «Сударушка» удивила и покорила там всех.А вообще удивлять – это уже стало привычным в районе. Удивляют не только природными красотами и талантами, но и ударной работой, высокими урожаями.Скорее бы наступил этот праздничный день в столице Года села. Так хочется вновь встретиться с чебулинцами. Может, Валентина Картавцева новые частушки сочинит. Уже не про продуктовую фирму, а про своих земляков. Они того явно заслуживают.

Мама и дочки под папиными звездами
– Кто будет плохо учиться – того отправят в Чебулу!
Вот так «пугали» на кафедре студентов мединститута на последних курсах перед распределением.
Таисе «ссылка» из областного центра в «тьму-таракань» не грозила. Она была в числе лучших.
Направление получила в медсанчасть крупного кемеровского предприятия. Ей светило повышение, или, как сейчас говорят, карьерный рост. Но она… заскучала. И сама пошла к начальнику облздравотдела с просьбой направить ее в Верх-Чебулу. Прослышала, что там очень нужны врачи-акушеры.
Начальник даже вышел из-за своего стола, долго-долго жал ей руку и от всей души благодарил за поистине самоотверженный поступок. Ведь за районным родильным домом водилась нехорошая слава. За ЧП с печальными исходами врачи оказывались на скамье подсудимых… Однако об этом она узнает уже потом, когда со своей семьей получит чебулинскую прописку.
…Ночь-полночь Таису Степановну поднимают с постели, срочно вызывая в больницу.
– С какой же гордостью я туда бежала! Ощущение своей необходимости как рукой снимало и сон, и усталость. Но даже не это главное. Постепенно наше отделение перестало звучать на всех уровнях как, мягко говоря, нехорошее. И вот у нас уже почти 30 лет нет (стучит по столу. — Г. Б.) случаев материнской смертности. И криминальные аборты сошли на нет.
Таиса Степановна, заведующая родильным отделением, скромно умалчивает, что в буквальном смысле спасла не одну женскую жизнь, отдав для этого свою кровь. А всего в чужих жилах течет более сорока (!) литров ее крови. Она — Почетный донор еще со времен Советского Союза.
А если подсчитать, сколько детей приняла она в наш мир за эти годы, то наберется не менее десяти тысяч!
В этом же отделении родились у Таисы Степановны и две ее чудесные дочери – Анна и Алена.
Анна тоже живет в Чебуле и работает в районной больнице. Она офтальмолог. Говорят, что замечательный. И к ней, как и ее маме, приезжают на прием не только со своего района.
А вот младшая дочка – Алена – студентка третьего курса юридического факультета. Школу окончила с медалью, поступила на бюджетное отделение. Сейчас, разумеется, тоже среди лучших. Только что вернулась из Гагров, где проходила школа студенческого актива.
Но так же, как мама и старшая сестра – лучшие районные врачи, Алена не страдает «звездной» болезнью. А ведь еще в восемь она стала «Мини-мисс Кузбасса». Очаровала всех не только танцами и песнями, но и всем своим милым образом.
– А что вы посоветуете другим мамам, чтобы у них выросли такие же яркие цветочки жизни, как у вас с Николаем Павловичем? – спрашиваю Таису Степановну.
– Побольше времени проводить с детьми. И по возможности не надо рано отдавать их в детский сад. Не случайно ведь отпуск по уходу за ребенком продлен до трех лет. А уж если мама будет с ребенком до семи лет, то это вообще идеальный вариант.
Но сама-то Таиса Степановна каждый день (и в отпуск тоже) спешит через огород в больницу. Во всем помогает муж – Николай Павлович. Таиса Степановна подтверждает людскую молву, что муж у нее золотой. И сердце у него золотое, и руки. Всю мебель в доме сделал своими руками. И посудомоечную машину. И люстры. В дочкиной комнате в буквальном смысле зажигаются звезды, а в общей комнате по натяжным потолкам (тоже его работа) плывут облака, как настоящие. А еще в доме много зеркал. В какое ни посмотришь – сам себе нравишься. Такая здесь у Богдановых аура. И гостей всегда много. Кто-то, как в музей, приходит полюбоваться новым интерьером Николая Павловича, а кто-то — цветами Таисы Степановны.
Но вот какие произведения Николая Павловича пока скрыты от посторонних глаз так это его романы, стихи. К собственному творчеству он относится с пристрастием. Считает, что не пришла еще пора, чтобы романы и повести увидели свет.
Потому и горит свет ночами в доме Богдановых. Не уснет Николай Павлович, пока не встретит жену из больницы. Она по-прежнему всем нужна.
Если театр начинается с вешалки, то здешний детский центр творчества с… яблока. Аппетитно красное, оно улыбается, подмигивает, а еще и освежает в жаркий день.
Это яблоко-фонтан у входа кого хочешь настроит на доброе.
Но и внутри центра тоже все в яблоках. И почему здесь на каждом шагу, на каждой двери, на каждом этаже яблоки, яблоки, яблоки, а не персики, например? Или виноград?
– Яблоко – талисман центра, — подсказали мне.
А уже потом директор Ольга Нефедова рассказала про яблочный символ, что называется, от и до.
– Яблоко – плод жизнеутверждающий. В нем и мудрость, и радость, и творчество. То есть все, чем мы здесь занимаемся.
Кстати, на столе Ольги Алексеевны тоже лежит яблоко. Очень аппетитное: желто-зеленое. Только нельзя его скушать. Это яблоко из камня, спецподарок.
– А вы заметили, что все наши яблочки с прозеленью? – Вопрос уже адресован мне.
Конечно, заметила. Но это, наверное, для красоты, для колорита. Оказалось, что не только. И в этом заложена своя философия. Ведь когда ребята только-только начинают ходить сюда в творческие объединения (по-старому — кружки), то они совсем еще «зеленые». Но уже через год, два, три начинают созревать, созревать, созревать…
А приходят сюда начиная с трехлетнего, детсадовского, возраста. И до шестнадцати и старше. Сама Ольга Нефедова и ее заместитель Наталья Мацюк – тоже в свои детско-комсомольские годы ходили сюда в кружки по интересам. А потом ходили их дети. Выросли и последние. Но в «яблочный рай» все равно заглядывают. Яна Нефедова, студентка
КемГУ, нынче еще и работала в летнем палаточном лагере. Да и весь педотряд был из числа студентов, посещавших в свое недавнее детство центр творчества.
…Палатки поставили, конечно, не рядом с центром, на главной улице, а в сказочно-живописных окрестностях поселка. Но и там развесили на кустах яблоки – эмблемы. Были они на дереве желаний. Висели вместе с разноцветными ленточками.
А один парень помечтал вслух: чтобы состоялась еще одна лагерно-палаточная смена. И ведь сбылось это заветное желание. Местная администрация нашла деньги и на второй сезон. Полетели вверх яблоки вместе с криками «Ура!».
«Яблочным детям» вообще часто везет. Театр моды под руководством Оксаны Осиповой, Натальи Феокистовой и Ольги Басовой только что вернулся из Анапы. Коллекция «Русский шик», представленная юными модницами из Верх-Чебулы, покорила и жюри, и зрителей.
И на Всероссийском детском фестивале «Морская звезда» чебулинцы «под предводительством» Инны Трофимовой и Нины Знаменщиковой так «зажигали» в танцах и песнях, что вообще «обаяли» всех. Знайте наших!
А секрет успеха прост. Все лучшее в районе действительно стараются отдать детям. Вот и здание центра в поселке тоже самое красивое. Под его крышей 60 (!) творческих объединений. Так что на вкус и цвет сочного спелого яблока товарищи очень даже есть!
«Гвозде-полевой» роман
Когда новоселы переезжают в новую квартиру или дом, они собирают мебель. А Владимир Патока, выгрузив шкафы от «стенок» и гарнитуров, тут же принялся их разбирать по частям. Правда, потом Владимир Николаевич вновь все собрал, предварительно прибив. Единственное, что избежало гвоздей, так это телевизор и холодильник.
Свое «чудачество» главный агроном ООО «Чебулинское» Владимир Патока объясняет просто.
– Если я надумаю снова менять место жительства, то с собой могу взять только бытовую технику. А все остальное тоже ведь было нажито, бросать жалко. Так что охота к перемене мест проходит…
Страховка самого себя «гвоздями» – дело серьезное, принципиальное. Потому что Патока уже уезжал однажды из Чебулинского района — на свою малую родину, в Промышленновский район. Но потом вернулся.
Про Патоку молва ходит, что он – агроном от бога. К тому же преданный земле и полю. Так и его бывшие «однокашники» по сельхозинституту говорят. Однажды, через много лет после выпуска, собрались они на вечер встречи. Сделали перекличку всего выпуска того года. Так вот, из ста человек только он один (!) трудится по своей специальности.
Вот и сейчас для него началась очередная уборочная страда.
– Это действительно битва за урожай, как пишут мои коллеги? — спрашиваю.
– Раньше была битва: с ломающейся техникой, непогодой. Сейчас все по-другому. Вместо битвы – работа. Нередко, правда, на износ. И еще – перемирие с природой. Хотя, конечно, всякое случается. Вот в прошлом году так все хорошо вроде шло. По 30-35 центнеров урожая с каждого гектара снимали. И вдруг уже в самом конце уборки пошел снег. Если бы только на голову, а то ведь на поле. Вот тогда пришлось побиться. Но, конечно, мы были в победителях.
А еще про Патоку говорят, что он экспериментатор. И на это у него есть объяснение:
– Агроному нельзя останавливаться. Тормозить нельзя.
В «Чебулинском» более 13 тысяч гектаров пашни. Земля суглинистая. Требует особой обработки и технологии. Много полей. Но даже двух одинаковых нет. Одному требуется такое удобрение, другому совсем иное. Одно надо пахать, а по другому засевают без пахоты, прямо по стерне. Два года назад там, где без вспашки ячмень сеяли, по 41 центнеру собрали. Где пахали – по 25 центнеров. Вот вам и результат лишь одного эксперимента.
А сейчас уже, считай, собрали весь урожай озимой пшеницы. Сорта отменные – из самой столицы привезенные…
Как-то прочитал главный агроном Патока статью именитого ученого-селекционера Баграта Сандухадзе. Размечтался: «вот бы и нам такие зимостойкие, высокопродуктивные, с высоким качеством сорта». А потом дозвонился-таки до академика Баграта Исмановича. Напросился в гости уже от имени СДС (ООО «Чумайское» входит в этот холдинг). Принял ученый сибиряка. Часа четыре возил его по своим уникальным полям.
А сейчас нас возит уже по своим полям агроном Владимир Патока. Глядя на него – энергичного, остроумного, подтянутого — трудно поверить, что спит этот человек всего по три-пять часов в сутки. И что у него трое взрослых детей и пять внуков.
– Я силы черпаю в том, что не могу останавливаться! – признался он сам.
Потому он и мебель прибил в своем деревенском доме (живет Патока в нескольких километрах от Верх-Чебулы), чтобы не тратить времени ни на ее перестановку, ни на разборку. Тем более что лучшие механизаторы хозяйства уже не раз говорили:
– Уедешь ты – рассчитаемся и мы.
А вы же знаете, что один в поле не воин. Нельзя им друг без друга. А полю – без них.
Поближе к печке
Еду к человеку, который управляет погодой. Правда, не «уличной», а домашней. Но все же знают, что главней всего погода в доме. Алексей Алексеевич Алексеенко кладет печи. И камины. И
«жаровни» для барбекю. У него талант, дар, не нуждающийся ни в какой рекламе. Отремонтирует или сложит очаг кому-то одному, а уже вся округа передает друг другу:

– На совесть сработал мастер!
Алексею Алексеевичу все равно, кому выполнять заказ – профессору или доярке, бизнесмену или одинокой старушке, живущей от пенсии до пенсии.
Как-то поехал на заказ в деревню. Хозяйка и дома была закутана, как на морозной улице. Не грела ее печка. Хоть плачь.
– Не горюйте, утром будете пирожки стряпать.
Считай, всю ночь трудился Алексей Алексеевич. Потому что наутро у него был другой заказ – уже в Кемерове, за сотни километров.
Да что Кемерово. Алексея Алексеевича даже в Москву вызывали. Два года там очаги и камины возводил. Заказы были бесконечны. А один, мягко говоря, небедный человек заказал даже русскую печь. Всё у этого человека было, кроме настоящей печки. Теперь есть и она. И тело, и душу греет.
Уютно и в доме самого Алексеенко. В каждой комнате, в каждом уголочке чувствуются руки настоящего хозяина. А печь на его кухне – вообще произведение искусства. Да еще и облицована камнями.
Камин тоже был, но его разобрали. На его место поставили «стенку» с книгами и туесами Алексея Алексеевича. Изготовление туесов, как и кладка очагов, тоже его хобби. А еще он старую утварь собирает. Раздобыл где-то столетний самовар, приготовил к чистке. Чтобы потом как в зеркало можно было смотреться.
А однажды нашел на берегу реки камень, который напоминает сапог. Таким «сапогом», конечно, самовар не раздуешь, но для коллекции пусть останется в доме.
При себе же Алексей Алексеевич всегда держит монеты. И каждый раз, когда начинает новую кладку, прячет монету под первый кирпич. Хозяину на счастье. И еще он нашептывает специальную молитву печника. Досталась она ему по наследству, как и талант печника, от деда Акима. А дед обладал поистине божьим даром.
Отец, деды, прадеды, дяди – все в его родне были мастеровитые, трудолюбивые, сильные. На спор кидали всякие тяжести через баню и стайки. Кто дальше закинет. И не баловство это вовсе, а та же гимнастика. Фитнес-клубов и спортзалов тогда же не было.
Вот и он, потомок богатырского рода (дядя, например, имел рост 2 м 10 см), тоже ни на диване, ни около теплой печи не засиживается. Наклониться и поднять 1000 кирпичей для одной кладки ему не слабо (ударение на последнего слоге).
Фамильный талант (вместе с рецептом хорошей кладки) передал Алексей Алексеевич своему сыну Вадиму. И тот теперь мастерит удивительные камины и печи. Для хорошей погоды в доме, для светлого настроения.
Дошли с фронта до… новоселья!
Если не смотреть на календарь, то можно было подумать, что сегодня 9 Мая. Потому что фронтовые вновь надели свои ордена и медали.
Вновь их поздравляют. Правда, уже с новосельем. Сразу шесть уважаемых ветеранов получили ключи в новеньком 25-квартирном доме на улице Октябрьской.
Всё, очередь фронтовиков на получение улучшенного жилья в Чебулинском районе закрыта! Такая хорошая новость даже разогнала тучи. Солнце выглянуло. Пока до торжественных минут еще есть время, ветераны, окруженные родней и социальными работниками, присели на лавочки. А перед ними выступают местные артисты.
– Прямо как во сне. Даже не верится, – раздается то с одной лавочки, то с другой.
Вместе с ветеранами стали новоселами и те, кто жил до сих пор в ветхом жилье. Для них тоже современные симпатичные квартиры – настоящее чудо. И за водой с ведрами ходить не надо, и печь с утра до ночи топить. А вот ходить друг к другу в гости не противопоказано. Григорий Степанович Мартыщенко и Николай Васильевич Нефедов из одного села – из Чумая. Там, правда, жили на разных улицах, но все равно общались. А уж теперь-то дружить квартирами будут. А Михаил Степанович Степанов – из местных, из чебулинских. Вроде всегда таким сильным был. Ни врагу не сдавался, ни обстоятельствам. В снежные зимы с утра пораньше с сугробами «воевал». Другие-то хозяева еще дремлют, а у него к калитке уже дорожка прочищена.
– Выходит, что я и со снегом теперь отвоевался, – шутит Степанов.
Вся грудь у него в наградах. Столько он прошагал по путям-дорогам фронтовым, столько раз отличался! Вот, например, орден Славы – за подрыв вражеского бронепоезда!
Недавно Михаилу Степановичу исполнилось 86 лет.
– Живите еще долго-долго! – попросили его, поздравляя с новосельем.
Он обещал. Минимум до 100 лет.
Заглядываю в квартиру еще одного уважаемого ветерана – Ивана Павловича Хоросоженко. Рядом с ним жена Александра Андреевна и хоровод из близкой родни.
Приехали супруги из деревни Розовка. Сравнивать свой постаревший домик без всяких удобств с этим домом на улице Октябрьской даже и не собираются. Никакого сравнения.
Народ во дворе еще долго не расходился. Любовались домом, с почтением смотрели на новоселов. И радовались за них.
Фото Валентины Алексеенко.
С удовольствием прочитала о чебулинцах. Спасибо Галине Бабанаковой за встречи с интересными людьми, но почему не открывается фото мастера-печника?