Непростой разрез
3 августа 2010 | Газета «Кузбасс»
Новый угольный разрез «Караканский – Западный» в прошлую пятницу был запущен в эксплуатацию в Беловском районе. Еще одно предприятие на самом богатом в регионе Ерунаковском месторождении. Один миллион тонн угля уже до конца этого года, два – в 2011 году. Такими параметрами в Кузбассе вряд ли кого удивишь. Однако «Караканский – Западный» уже привлек внимание ведущих российских и иностранных разработчиков новых технологий добычи и переработки угля. Через пять лет с их помощью возле поселка Каракан должен появиться крупный комплекс по добыче и переработке угля, производству электроэнергии и ценных продуктов для металлургов.
Строительство разреза начала шахта… – ЗАО «Шахта «Беловская» весной 2008 года. Кузбасские предприниматели, затеявшие проект, сразу поясняли, что «Караканский – Западный» в перспективе станет комплексом по открытой и подземной добыче. С борта разреза планировалось строить шахту. Примеры такие в Кузбассе есть, однако «Беловская» обещала стать уникальным проектом. Изначально предполагалось, что еще до запуска шахты будет проведена дегазация угольных пластов. То есть шахтеры спускались бы в безопасные забои.
Понятно, что такая технология требовала гораздо больших затрат на строительство предприятия. И кризис 2009 года, затормозивший многие инвестпроекты в угольной отрасли, сказался и на «Караканском – Западном». Работы на участке в прошлом году были практически свернуты. Но, как говорится, нет худа без добра.
Идею создания Караканского комплекса подхватил новый инвестор – известный в угольной отрасли предприниматель Георгий Краснянский, президент некоммерческого партнерства содействия развитию горнодобывающих отраслей промышленности. Некогда один из руководителей компании «Росуголь», не один год отработавший на угольных предприятиях Донбасса и Красноярска, нынешней зимой стал собственником ЗАО «Шахта «Беловская». С этого момента не только возобновилось само строительство разреза, но и весь проект значительно «усложнился». Теперь у «Караканского – Западного» впереди не только шахта.
Караканский участок богат качественным и востребованным на рынке энергетическим углем марки Д. Но горный отвод нового разреза удален от железной дороги, станций погрузки. Транспортное плечо в среднем 30 км. Причем возить уголь придется автотранспортом. Все это, признают в руководстве разреза, не на пользу привлекательности угля – дешевый при добыче (себестоимость на 30% ниже, чем в среднем по Кузбассу), после транспортировки уголь значительно растет в цене. Потому и решил новый собственник не только строить железнодорожный путь до Белова, но и по максимуму перерабатывать уголь на месте.
Для переработки угля разреза и шахты (предприятия планируется вывести на добычу 3 млн. тонн угля в год) будет построена обогатительная фабрика мощностью до 6 млн. тонн. В комплекс войдет и завод по производству 160 тыс. тонн полукокса, ценного сырья для выпуска ферросплавов, стали. Полукокс используется и при производстве глинозема, металлургических брикетов. Его можно применять как бездымное топливо даже при отоплении коммунальных домов. Газ, выделяемый при производстве полукокса, пойдет на электростанцию для выработки тепла и электроэнергии на нужды самого разреза. Угольный метан, извлекаемый из пластов при строительстве шахты, тоже не будет выбрасываться в воздух, а станет топливом для электростанции мощностью до 40 МВт. В комплексе предусмотрено строительство и первой в России системы улавливания и захоронения углекислого газа.
Губернатор Аман Тулеев, приехавший на церемонию открытия разреза, назвал все эти планы «самым мощным и глубоко продуманным решением» по переработке угля в Кузбассе. По словам председателя совета директоров ЗАО «Шахта «Беловская» Георгия Краснянского, есть четкое понимание, как проект будет развиваться в ближайшие пять лет. Уже до конца этого года разрез выдаст 1 млн. тонн угля, на следующий год – 2 млн. тонн. Сегодня же закладывается строительство шахты, пуск которой намечен на конец 2013 года. Оборудование для завода полукоксования должно быть поставлено в 2011 году. Через пять лет должен быть запущен весь комплекс, безотходный и энергетически эффективный, считает Георгий Краснянский.
На «Караканском – Западном» будут применяться лучшие российские и иностранные технологии. Так, к проектированию завода полукоксования привлечены ученые-ядерщики из Российского федерального ядерного центра в Сарове. Вопросы дегазации и отработки угольных пластов компания будет решать совместно с австралийскими, китайскими, американскими компаниями. Как подчеркивает Георгий Краснянский, основная задача – максимально эффективно осваивать месторождение. Для этого предусмотрено не только строительство шахты, но и применение т.н. комплекса безлюдной технологии добычи на низких пластах разреза. Словом, «Караканский – Западный» в перспективе станет настоящим топливно-энергетическим кластером, где можно будет встретить самые передовые технологии в отрасли.
Потратить на создание такого кластера планируется 6 млрд. рублей. На строительство железнодорожного пути от разреза до Белова – еще почти 1,4 млрд. рублей. Сомнений в том, что такие инвестиции будут привлечены, у Георгия Краснянского нет. По его словам, во всем мире к углю в последнее время повышенное внимание, в частности, растет интерес к угольной энергетике. В том числе у структур, которые могут финансировать такие проекты. При этом в Кузбассе, отмечает Георгий Краснянский, власти создали благоприятные условия для вложения инвестиций.
Фото
Александра Жука.
18.05.2011 в 12:21
Действительно только сказки и пишут. В настоящее время идет сокращение ИТР, что дальше??? Люди работают на своем энтузиазме. Из разреза сделали неизвестно что!!!
Ответить
07.12.2010 в 15:15
«Старых» работников оставили без работы, уволили практически всех.Отношение к рабочим безобразное, зарплата- мизер! Вот вам и современное предприятие! Вот и зарплата-30 тыс.-СКАЗКИ!
Ответить
06.08.2010 в 09:48
Очень красиво написано, хотелось бы верить!
Ответить