На дальней земле и в облаках
31 июля 2010 | Газета «Кузбасс»
На знаменитом «путешественническом» флаге кемеровских скаутов появились три новые печати: фрегата «Паллада», храма острова Ольхон и китайская звезда. Наша газета внимательно следила за краеведческой экспедицией «Идем на Восток!» православной дружины «Кемеровоград» на всем протяжении их маршрута: Кемерово-Иркутск-остров Ольхон-Владивосток-Китай. И вот недавно ребята вернулись из своего познавательного путешествия.
Уникальность. Традиции. Скорость
— Мое самое яркое впечатление, — говорит участница экспедиции Алина Сайбель, – это остров Ольхон. Сопки, на которых лежали облака. А потом, когда мы освящали православный крест на близлежащем небольшом островке Замогой, тоже поднимались очень высоко, и было ощущение, будто мы находились в облаках. Шли буквально в облаке. С этим «поднебесным» настроением мы и совершили потом божественную литургию в местной церкви Державной иконы Божией Матери.
Первой остановкой на пути кузбасских православных следопытов был Иркутск. Там, кроме знакомства со старинным городом, у ребят были интересные встречи с иконописцем, художниками и священнослужителями, главной из которых стала аудиенция с архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом.
И остров Ольхон на Байкале практически все участники экспедиции запомнили как что-то совершенно удивительное. Здесь они побывали на самых живописных природных памятниках: мысах Хобой и Бурхан, на озере Шара-Нур, увидели лежбище нерп.
— А мне сразу вспоминается, — говорит Люда Губинская, еще одна участница экспедиции, — как мы ходили в большой поход со скаутами Владивостока. И ребята запомнились, и сам поход. Хотя у нас есть различия в традициях (и это тоже интересно), в наших скаутских движениях много общего.
— Я для себя открыл «Палладу», — говорит протоиерей Евгений Сидорин, начальник дружины «Кемеровоград». — Во-первых, это судно занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстроходный парусник мира, во-вторых, мы его открыли в день 150-летия Владивостока. И совершенно неожиданно. Мы должны были посетить военный корабль, а организаторы сказали: «Ребята, в любой другой день – пожалуйста, только не сегодня», но у нас был плотный график, и мы не могли задержаться. Рядом с кораблем стоял парусник, мы спросили тогда: «Можно на нем побывать?» И нам разрешили!
Это современное учебное парусное судно названо в честь фрегата «Паллада» русского военного флота, который в 1852-1855 годах под командованием капитана Унковского совершил плавание с дипломатической миссией из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель И.А. Гончаров. Современный фрегат «Паллада» достоин своего «предка» — он установил официальный мировой рекорд скорости (18,7 узла) для парусных судов класса «А». Впрочем, позже, во время кругосветного плавания 2007-2008 годов, «Паллада» перебила свое же достижение, показав скорость 18,8 узла. Этот рекорд был зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен.
Так что побывать на настоящем знаменитом паруснике было очень здорово. Почувствовать морскую качку, потрогать его канаты и паруса… Каждому нашему скауту подарили на память по вымпелу из кусочков парусины. А на следующий день «Паллада» ушла в рейс в Японию на фестиваль парусников.
Помощь в Поднебесной
— Первое, что бросается в глаза при посещении Китая, — это максимальное использование пространства, — удивляется отец Евгений. — Каждый квадратный метр засеян: то рисом, то кукурузой или соей. Это такой менталитет китайский. Вот мы останавливались на заправке, там дорога идет, трасса по всей провинции. Между трассой и заправкой всего полтора метра полосочки земли, но вся она засеяна соей. Получается, что хозяин заправки рано утром приходит, рыхлит, окучивает, затем работает, а потом, в обед, поливает. То есть в Китае каждый метр должен приносить какую-то пользу.
Когда ребята поехали в заповедник Чанбайшань, выезжали ночью, был густой туман. Гид из местного населения по дороге сказал: «У нас люди по три раза приезжали, и многие ни разу озера не видели, всё время был туман. Нужно, чтобы русский Бог вам помог». Самая высокая точка в этом заповеднике — вулкан Тянь-Ши, что в переводе с китайского означает «поднебесье». Для наших путешественников планировалось восхождение на затухший вулкан, в кратере которого и находится самое глубокое озеро Китая. И как только скауты заехали на гору, туман рассеялся, и они увидели это «небесное» озеро.
Еще одна любопытная деталь. На высоту более 2800 метров они добрались за полчаса — сначала на автобусе, а затем на джипах по крутой серпантинной дороге. И потом многие участники экспедиции признались, что, несмотря на удобство и быстроту, такой подъем пришёлся им не по душе. Ведь, в отличие от других восхождений, в этот раз не пришлось испытывать себя на прочность, преодолевать трудности — всё сделали за них, так что осталось лишь просто любоваться прекрасным видом голубого озера, окруженного крепостью из стен кратера. Хотя, конечно, на память все равно остались впечатления, фотографии и кусочки пемзы — остывшей вулканической породы.
С десяти утра до четырех часов дня они любовались «поднебесными» видами и водопадами, а как только сели в автобус и отъехали — начался ливень. И всю обратную дорогу нависали свинцовые тучи.
Заимей 100 друзей!
В экспедиции скауты не просто наслаждались красивыми видами и развлекались. Они собирали материал для исследовательских работ — каждый по своей теме. Кто-то изучал Ольхон в целом, кто-то — отдельно ботанику этого острова, кто-то сравнивал храмы города Иркутска с кемеровским Знаменским собором, а кого-то интересовала история освоения города Владивостока. Особо увлеченные уже сразу после возвращения домой стали сдавать в дружину первые работы.
Но все-таки самое главное – это появление множества новых интересных знакомых, уверены ребята. Конечно, впечатления от природных и исторических красот останутся с ними на всю жизнь, но общение с людьми, новые встречи – лучшее, что случилось с ними в этой поездке.
Они даже пересчитали всех, и получился 101 человек – это те люди, с которыми они плотно пообщались. И все эти люди какие-то особые. О каждом можно сказать много хороших слов. Например, владыка Иркутский и Ангарский, который принял наших скаутов «вне графика», в программе поездки этого посещения не было. Или, скажем, на Ольхоне познакомились с Никитой Бочаровым, чемпионом СССР по настольному теннису, ныне бизнесменом. Турбаза «У Никиты Бочарова» известна уже всему миру.
— Это замечательный человек, — говорит отец Евгений, — который нам очень помог. И поселил, и кормил, и организовал экскурсии. Может, у нас с ним даже получится совместный проект. Там проблема номер один – экология. Вот он и говорит: «Приезжаете к нам и кроме своей программы занимаетесь еще и экологией, то есть убираете мусор, я готов вас кормить». Я думаю, это здорово. И отдохнуть, и не просто купаться и загорать, не только узнавать историю Сибири, биологию (там растения очень интересные — мы даже эдельвейс видели); дети будут ещё открывать что-то в себе, а не только развлекаться. Такая перспектива регионального обмена у нас зародилась. И оздоровление, и экологическая тема, и молодежные направления. Кстати, мы уже пригласили скаутов из Владивостока и Иркутска к себе в гости.
Ребята говорят, что ещё не всё свершилось, что было ими задумано. Остались сожаления и о том… что нужно отдыхать, спать, что иногда мозг перегружается информацией.
Но, не успев толком отдохнуть, опять строят планы. Прежде всего – отправиться в традиционный поход на Кузнецкий Алатау. Он хоть и традиционный, но исторический для «Кемеровограда», так как скауты должны будут совершить восхождение на самую высокую точку Кузбасса и вообще самые высокие пики Кузнецкого Алатау. А если говорить про планы совсем уж на будущее…
— У нас осталась последняя точка, — говорит Евгений Сидорин. — Недавно прошла информация о том, что готовится экспедиция на Аляску. И я прямо так чувствую, что надо искать контакты. Нам, чтобы «крест» из наших путешествий по карте прочертить – Владивосток, Мурманск, Анапа у нас уже были, собственно и осталась Аляска.