Разговор на одном языке
Даже в известных сказках возможности чудотворцев, к которым обращаются попавшие в беду герои, ограничены. Не превратила же золотая рыбка злую старуху во владычицу морскую. То ли не захотела, то ли не смогла. В реальной жизни – то же самое.
I.
Увы, некоторые люди забыли ту мудрую сказочную мораль. И приходится каждый раз объяснять, что у газеты нет полномочий, скажем, пересматривать судебные решения, менять законы областные и тем более федеральные, устраивать разборки с вашими соседями только потому, что они вам чем-то не угодили. Этим занимаются другие ведомства – судьи, депутаты, милиционеры и т.д.
Точно так же при обращении в органы власти стоит учитывать, что любой работник администрации – это человек с определенными полномочиями и опытом конкретной работы. Логику его действий (или бездействия) некоторым гражданам понять порой сложно. И тогда начинаются споры и даже жалобы на это должностное лицо. Люди полагают, что заявленную ими проблему кто-то просто не хочет решать. Не понимая, что решать либо по каким-то причинам невозможно, либо надо САМИМ!
Прокопчанин П. живет в частном доме, у него нарушено водоснабжение. Пишет жалобу в обладминистрацию. Мол, обращался в местные организации ЖКХ, но там – ноль внимания. По его жалобе были разбирательства. Оказалось, что водовод проложен был самим хозяином, причем с нарушениями технологии. А раз трубы были брошены в землю с недостаточным заглублением, то и неудивительно, что нынешней зимой промерзли. Кто виноват? Ты – хозяин, сам копал траншею, не разобрался в причине аварии.
А вот случай более серьезный. Автор письма в обладминистрацию – одинокая молодая мама: «Работаю в магазине продавцом, живу с матерью и дочкой-школьницей. Доходов мало. Хочу отдать ребенка в танцевальный, но надо платить за это. Хотелось бы самой пойти учиться, но с моей зарплатой не хватает даже в кафе с ребенком сходить, не говоря о новой одежде. Мечтаю о втором ребенке. Три года назад взяла кредитную карточку от «Русского стандарта». Я плачу за кредит, но чтобы погасить проценты по кредиту, надо отдать всю взятую в долг сумму. Помогите взять беспроцентный кредит или дайте денег, т.к. у нас еще одна проблема. Живем в общежитии, хотели было поменять комнату на квартиру, уже отдали деньги, а хозяйку квартиры посадили».
Не правда ли, автор письма не соизмеряет свои потребности с возможностями? Сплошное «хочу!». И кто должен удовлетворять все ее желания? Набрала кредитов и захлебывается в долгах. И, сожалея, что в кафе пойти не может, просит денег на… очередное «хочу!».
Аналогичное письмо, напоминающее обращение к «золотой рыбке», пришло из Яйского района. Тоже молодая мама жалуется на жизнь. Не хватает денег на питание, у детей – ни куртки, ни обуви. Муж не работает, а в семье двое детей. Но просит женщина не помощи в трудоустройстве мужа или подготовке детей к школе. Ей нужен… компьютер. «Только на вас вся надежда!» – умоляет заявительница. Спросите, зачем компьютер, если в доме – шаром покати? Может, с его помощью взрослые смогут зарабатывать на хлеб? Отнюдь! Компьютер просит для детей, которым… 5 и 7 лет.
II.
Стоит ли удивляться тому, что подобные заявители получают в ответ только разъяснения? Тем не менее они реагируют на это с непониманием и даже агрессией. Как будто сам факт их обращения – это уже достаточный повод внять всем просьбам. Жительница Осинников К-ва, например, в своем обращении в обладминистрацию указывает, что присланный ей из мэрии ответ годится разве что в качестве… туалетной бумаги. Человек требует к себе внимания, а сам без элементарного уважения относится к тем, чьей помощи ждет. Но не в этом дело. Суть в том, что ЛЮБОЙ отказ ЛЮБОМУ заявителю всегда мотивированный. Когда стали разбираться по жалобе К-вой, выяснилось, что человек просит предоставить жилье… взамен своего проданного частному лицу дома. Но с какой стати?! Сама продала – сама и думай теперь, где жить. Но женщина и не собирается винить в своих бедах себя: «в ответе мэрии говорится, что я должна стоять в очереди или на учете на жилье. Я обивала пороги администрации, а что толку. Прописки-то у меня нет, на учет не ставят. А где я возьму прописку? Я не хочу жить как бомж в свои 48 лет». В конце письма звучит угроза. Если не помогут власти, она напишет на телевидение Малахову на передачу «Пусть говорят». То есть опять неверный ход, будто СМИ решат ее проблему. Потому что в мэрии опирались на букву закона – статью №53 ЖК РФ, согласно которой заявительница может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилье не ранее чем через пять лет, так как намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав дом.
III.
А бывает так, что обратившийся действительно нуждается в помощи и вполне может на нее рассчитывать. Но изначально неверно выбранный тон обращения, непонимание возможностей местных властей может осложнить дело. Не случайно ведь в новом федеральном законе, регулирующем работу с обращениями граждан, выделен такой момент: письма с нецензурными выражениями, с оскорблениями должностных лиц к рассмотрению не принимаются.
Заявительница М-ва никого не оскорбила. Но в устном диалоге с работником администрации выражала недоумение по каждому поводу. Все-то ее настораживало, все не нравилось. Она была в отпуске по уходу за ребенком, но малыш подрос, надо выходить на работу, а места в садике нет. И мужа нет. Женщина просит… сама не знает что. То ли совета, как жить дальше, то ли реальной помощи в виде денег или садика. Так бывает с одинокими людьми. С ней пытаются вести диалог:
– Объясните, какую помощь ждете? Если социальную, то подключим соцзащиту, к вам придут с проверкой социально-бытовых условий и решат, что именно вам необходимо.
– Ну вот еще, будут топтать полы! Зачем это мне? – собеседница кипит от негодования. Потом более спокойно продолжает: – А какая материальная помощь может быть оказана?
– Разная, в зависимости от ситуации.
– Наверное, в размере
1 тыс. рублей? Так мало! Я как буду ребенка содержать? Это только говорят, что власти помогают мамам-одиночкам, а на деле…
Пришлось долго успокаивать расстроенную женщину, убеждать в преждевременности ее выводов, ведь никаких решений еще нет.
Кстати, эта история закончилась благополучно. Работниц соцзащиты эта мама в свой дом все же пустила и в результате было принято решение, на которое заявительница даже не рассчитывала. Теперь у нее нет вопросов о содержании ребенка, т.к. ей помогли, о чем женщина поспешила сообщить в обладминистрацию. Интонации были другими и настроение заявительницы диаметрально противоположным. Мораль: обращаясь с вопросом к власти, не торопитесь с выводами, разберитесь в ситуации. Выслушайте другую точку зрения и взгляните на себя со стороны. Только тогда сможете разговаривать с властью на одном языке. И понять, как жить дальше. В чем опираться только на себя, а в чем надеяться на помощь.
Есть, правда, семьи, которые готовы просить помощи пожизненно. В Крапивинском районе молодая семья брала ссуду на покупку коровы. 20 тысяч руб. им дали, а семья выплатила 4 тыс. руб. Остальное эти люди выплатить теперь не могут, просят погасить долг за них.
А почему не могут сами? Выяснилось, оба не работают и в службе занятости на учете не состоят. В 2007 году местная администрация помогла им с получением ссуды на корову. Все 20 тыс. ушли на указанную цель, но через год корову сдали на мясо – из-за плохого ухода животное превратилось в ходячий скелет. Другие люди на коровьем молоке богатеют, а этим кормилица впрок не пошла. Подсобного хозяйства у них нет, земля стоит пустая. И это в сельской местности! Ребенок в семье один, и того прокормить проблема. А что удивляться, если семья на учете как неблагополучная? Как вы думаете, какое решение было принято властями? Нужно ли давать любителям «зеленого змия» деньги? Или им требуется иная помощь?
IV.
Конечно, подобных ситуаций, когда люди требуют то, что им не положено, либо сами не знают, что действительно нужно, не так уж много. Просто мы решили показать читателю, что и такое бывает.
В том числе и у нас в редакции. И как трудно в таких случаях дать понять, что человек не прав. Особенно если он никак не хочет это принимать. Впрочем, нам, газетчикам, проще, так как закон не обязывает нас давать авторам писем ответы. Другое дело – органы местного самоуправления, администрация области.
За шесть месяцев текущего года в обладминистрацию поступило около 30 тысяч предложений, заявлений, жалоб, их количество увеличилось более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И на все эти обращения обязаны отреагировать.
Просьбы граждан, которые действительно находились в сложной жизненной ситуации и нуждались в поддержке, были удовлетворены. Например, к губернатору области обратилась новокузнечанка, у которой трехлетний внук болен туберкулезным оститом бедренной кости, длительное время находился в медицинском учреждении г. Санкт-Петербурга, где ему была проведена операция, но требовалась еще одна операция, которую нужно было делать срочно. Необходимо было оплатить оперативное лечение. Эта проблема была решена своевременно.
Другие примеры. У студента-кемеровчанина на производстве погиб отец. Он просил содействия в переводе с коммерческой на бюджетную основу обучения в кемеровском вузе. В связи с этим в адрес ректора данного института было направлено ходатайство по поводу перевода.
Заявительница просила выделить 7-летнему сыну-инвалиду ноутбук. После рассмотрения этого обращения ей сообщили, что в г. Новокузнецке начнет работу дистанционный центр для обучения детей-инвалидов. Данное обучение предполагает общение с преподавателем посредством Интернета и установку учащимся специализированных компьютеров. Кандидатура сына заявительницы будет включена в списки учащихся указанного центра для обучения в 2010-2011 учебном году.
Нередко поступают коллективные письма. Например, жители г. Анжеро-Судженска обращались по поводу ремонта дороги до садового общества «Горняк». Дорога была отсыпана и грейдирована.
V.
Однако поступают и необоснованные просьбы. Например, житель Яшкинского района в своем письме просит о помощи в ремонте изгороди и стайки. Как выяснилось, изгородь завалилась уже много лет назад, и ее не ремонтировали, а подсобного хозяйства, для которого необходима стайка, заявитель не имеет. К тому же он характеризуется односельчанами как человек, злоупотребляющий спиртным.
Другая ситуация: о ремонте частного дома и привозке дров просили пенсионеры одного из районов, хотя они имеют 9 детей, 38 внуков и 20 правнуков, которыми гордятся. Им ли некому помочь!
Молодая женщина из г. Мыски интересовалась возможностью получения бабушкой благоустроенной квартиры. В ходе рассмотрения обращения выяснилось, что частный дом, в котором проживает бабушка, в хорошем состоянии, и старушка была крайне удивлена обращением внучки. Собственником этого дома является сама заявительница, он был приобретен после того, как бабушка продала квартиру.
О предоставлении благоустроенного жилья просила и жительница г. Белово, медсестра, у которой приемный ребенок. Она состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Ей неоднократно предлагали временное жилье по различным адресам, однако от всех вариантов отказалась, настаивая на предоставлении жилого помещения вне очереди. Заявительнице было разъяснено, что это нарушит права других очередников. К сожалению, подобных обращений, когда люди не учитывают ни законы, ни нужды других земляков, ни ситуацию в целом, пока хватает.
Но и жизнерадостных писем хватает, к счастью. Вот письмо Валентины Ивановны Вознюк из Топкинского района так и лучится добрым светом. Автор воспитала трех сирот, все получили образование, обзавелись семьями и помогают поднять на ноги внучку этой женщины, т.к. родители девочки погибли. Валентина Ивановна уверена, что мир полон добрых людей и ее внучка Настя не пропадет. «В регионе чувствуется забота о детях-сиротах (подарки, материальная помощь, новогодние елки, цирк). У нас создана целая сеть губернаторских учебных заведений, где дети находятся на бесплатном обучении и содержании. Лично я, простая русская женщина, мама и бабушка, ценю это…» Подобные письма есть и в нашей редакционной почте. Хорошо, что есть люди, которые умеют ценить даже малое, что им дарит жизнь, государство.