Наука побеждать
2 июля 2010 | Газета «Кузбасс»
На днях в Москве завершился Всероссийский конкурс «Преподаватель года». Организовала его Ассоциация учебных заведений металлургического профиля. Честь Сибирского региона защищала единственная женщина – новокузнечанка Елена Прокудина, педагог-психолог Кузнецкого индустриального техникума. Елена Николаевна не только преподает цикл гуманитарных дисциплин, но и успешно руководит центром социально-психологического сопровождения и развития личности, открытымв техникуме. «Без осознания уверенности в успехе не было бы и победы», — говорит она сейчас. А вообще педагог-психолог учит своих студентов науке побеждать во всех жизненных обстоятельствах. «Научить успеху можно только на личном примере», — уверена Елена ПРОКУДИНА.
Жилую площадь – под живую идею
— Елена Николаевна, обойти опытных конкурентов-профессионалов было, конечно же, непросто…
— Но я это сделала! На конкурсе в Москве надо было представить педагогическое кредо, вернее, концепцию по поводу развития профессионально важных качеств и социальных компетенций. Представить «жизнь замечательных идей», то есть собственную авторскую разработку. Я сделала презентацию центра социально-психологического сопровождения развития личности, открытого в техникуме по моему проекту. Скажу без скромности: и жюри, и конкурсанты слушали о нём, открыв рот. Неподдельно заинтересовались центром, попросту говоря, комнатой релаксации, даже привычные ко всем новшествам москвичи. Рассказывала от момента рождения идеи и до её реализации. Центр по высшей балльной шкале отметили и жюри, и коллеги. Благодаря этой разработке я и победила.
— Ваш центр называют «комнатой психологической разгрузки». Не каждый руководитель учебного заведения пойдет на такой шаг – отдать жилую площадь, которой вечно не хватает, под «какую-то там релаксацию». Вам сказочно повезло…
— Я тоже так считаю. Немало времени ушло на поиски необходимого помещения для воплощения идеи. Раньше приходилось для занятий «разгружать пространство» — сдвигать парты, стулья в каком-нибудь кабинете. После занятий всё вновь расставлять по своим местам. Наконец определили нам помещение бывшего архива, которое как раз годилось под сенсорную комнату, поскольку в ней не должно быть окон. Полумрак, удобные кресла, медленная, успокаивающая музыка и изображение живописных видов на экране во всю стену… – всё это было потом. Спасибо директору техникума Виктору Михайловичу Тюленеву. Он понял и поддержал мою идею, предоставив нам необходимую площадь. Мы не приглашали ни архитекторов, ни дизайнеров – всё сделали собственными руками. Конечно же, не обошлось без технической помощи нашего инженера, Вадима Александровича Королёва – как на конкурсе, так и в реализации проектов. В том числе и благодаря ему центр работает уже четыре месяца.
Дом, где развиваются сердца
— Каким целям и задачам служит ваш центр?
— Психологическая разгрузка нашим детям не просто нужна, она необходима. Чтобы сберечь их здоровье, чтобы развить в них так называемые профессиональные компетенции, раскрыть творческий потенциал. Ведь до сих пор многие психологи диагностируют студентов «вручную». С помощью ручки, анкет и опросников. Бедолаги… Мы это делаем с помощью компьютерных (заметьте – лицензионных!) программ, которыми оснащены шесть компьютеров. Программы рекомендованы Министерством образования и содержат в себе сто различных диагностических методик, предназначенных для развития личностных качеств. Одну из последних программных разработок я искала очень долго. И нашла в Москве! В ней много упражнений, которые развивают профессионально важные качества. По каждой специальности созданы критерии оценки профессиональной деятельности выпускников, которых мы готовим по семи специальностям. И я как психолог в зависимости от специфики работы определяю важные профессиональные качества, которые должны быть присущи нашим выпускникам. Например, мелкую моторику пальцев, способность к анализу полученной информации, математические способности, координацию движений и так далее. От восьми до одиннадцати пунктов. Под каждый из них подбираются развивающие движения. Есть возможность определить динамику развития студента, начиная с первого и заканчивая выпускным курсом.
— Выходит, для каждого курса существует своя определенная психологическая программа и свой проект?
— Конечно! Первый курс проходит занятия по социальной адаптации: целый цикл социально-психологических тренингов, нацеленных на сплочение, на самопознание, умение заводить знакомства и общаться в новом учебном коллективе. Занятия по адаптации включены в дисциплины и факультативы, они стали неотъемлемой частью учебного процесса. Обязательно взаимодействие с кураторами и классными руководителями. Второй курс психологически «нацелен» на становление конкурентоспособности будущего специалиста. Акцент – на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальной и поведенческой гибкости. Занятия на третьем курсе направлены на здоровьесберегающие технологии. Иначе говоря, мы ввели в учебную программу ещё одну дисциплину — валеологию, направленную на профилактику социально обусловленных заболеваний: наркомании, алкоголизма, курения, различных невротических отклонений, эмоциональной нестабильности. Главное – научить студентов самим определять собственную судьбу.
Наиболее любимая тема у третьекурсников – «Психология любви», затрагивающая создание будущих семей, планирование ребенка… Есть даже тема по профилактике абортов. Четвертый курс посвящен эффективному поведению на рынке труда. Это – вопросы трудоустройства, стратегия поиска и приема на работу. Проходят практические занятия по самоменеджменту и самомаркетингу: как успешно подать себя на рынке труда, как пройти интервью с работодателем…
Эта «наука трудоустройства» необходима нашим студентам. К сожалению, с поиском работы у наших выпускников сегодня возникают проблемы. Ребята проходят три месяца стажировки на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, и – «до свидания». Хотелось, чтобы металлургические предприятия города больше бы принимали наших студентов на работу. Но — увы, гарантированное трудоустройство осталось в прошлом. И потому на свободном рынке труда выпускникам приходится очень сложно. Сегодня наши студенты учатся заполнять анкеты, проводить беседы с работодателем и телефонные переговоры, правильно составлять резюме. Это помогает обрести уверенность и реализовать себя в профессиональном плане.
— Всё, о чем вы сейчас говорите, в большей степени теория… А что ещё практикуется вашим центром?
— Оказываем помощь классным руководителям и преподавателям техникума в разрешении непростых педагогических ситуаций и конфликтов. Таких случаев много. Особенно на первом курсе. Подростковый мир достаточно жесток: идет борьба за лидерство, возникает множество стычек и конфликтов, кого-то записывают в изгои… Не все преподаватели, ведущие спецпредметы, имеют педагогическое образование, чтобы умело разрешить эти конфликты. Поэтому наша задача – повысить психолого-педагогическую компетентность преподавательского состава. Провести профилактику так называемого «эмоционального выгорания» педагога. Обучаем технике саморегуляции: медитации, включению ресурсного состояния, аутотренингу, дыхательным упражнениям.
К слову, были случаи, когда ребята приходили в наш центр с жалобами на суицидальные настроения. Причины самые разные – непонимание родителей, неразделенная любовь, потеря смысла жизни… Работа с психологом помогает обрести себя в этой непростой ситуации. Как гласит народная мудрость, если нет выхода, ищи вход. Своим студентам я всегда привожу слова Зигмунда Фрейда: «Человек одинаково должен уметь хорошо делать два главных дела своей жизни…» На этом я делаю паузу и спрашиваю ребят: «Какие?». Говорят, что кому в голову взбредёт. Ответ же по Фрейду таков: «…уметь любить и работать». Кстати, «любить работать» – тоже большое счастье. Вот и я учу ребят быть здоровыми и счастливыми людьми. В том числе, и на собственном примере. Не может несчастливый человек научить кого-то быть счастливым!
«У педагогов, любящих свою работу, счастливых учеников больше»
— Вот тут, Елена Николаевна, поподробнее… В чем заключается ваше личное счастье?
— Мое счастье – моя семья. У меня прекрасный, все понимающий муж, двое замечательных сыновей. Супруг, Евгений Александрович
Прокудин, врач мануальной терапии. Он лечит тело, я – душу. Есть идея когда-нибудь объединить наши усилия. Старший сын Олег, 24 лет, окончил Московскую современную гуманитарную академию. Младший, Егор, 12 лет, школьник. Мы с семьей много путешествуем. Нам всегда интересно быть вместе, мы никогда не устаем друг от друга. Кроме того, я – человек увлеченный. Интересуюсь модой, сама шью. Нашила два шифоньера платьев, которые постепенно раздариваю. Увлекаюсь флористикой, составлением цветочных композиций. К слову, в Москве демонстрировала свои способности по шитью и дизайну, женщины оценили. У меня любимая работа, необходимость которой ощущаю. Я часто говорю студентам: «Каторга не там, где машут кайлом. А там, где удары лишены смысла…» Когда выбираешь профессию по душе, которая тебе интересна, ты уже делаешь шаг к обретению счастья. Можно ли научить быть счастливым? Не могу точно ответить на этот вопрос. Но уверена: у педагогов, которые любят свою работу, счастливых учеников гораздо больше.
— Что «светит» в перспективе?
— В планах открытие психолого-валеологического центра в системе начального образования. Причем с привлечением специалистов медицинского профиля. Находиться он будет в другом корпусе. Здесь – социальная адаптация, там – здоровьесберегающие проекты. В зависимости от финансирования будем подбирать специалистов. Одна я уже не справлюсь. Работы столько, что от психологических перегрузок скоро самой психолог может понадобиться…
Фото Ярослава Беляева.
Новокузнецк.