Кемерово рубит окно в Европу
В Кемерове сегодня завершаются занятия четырехдневной «летней школы» архитекторов. Десятки кузбасских специалистов в области дизайна, представители властных структур, студенты, архитекторы собрались, чтобы обменяться опытом со своими голландскими коллегами. Известно, что 2013 год будет объявлен Годом России в Нидерландах и Нидерландов в России (соответствующее соглашение уже подписано главами обеих стран). Связи Кузбасса с Голландией имеют давние исторические корни. Но нас связывает не только общее прошлое. Пять ведущих архитекторов из Нидерландов во главе с Питером Ван дер Тоорном Врайтхоффом, главой голландского Фонда анализа зданий STAG, приехали в Кемерово, чтобы в рамках школы «Ландшафтная архитектура и дизайн городской среды-2010» прочесть лекции о современных европейских тенденциях в городской застройке, показать фильмы, эти тенденции иллюстрирующие, и провести практические занятия, направленные на преображение окружающего пространства кузбасской столицы.
Первый вопрос, который возникает у неспециалиста: а зачем нам это надо? Где Голландия – и где Кемерово? Разве зарубежные гости, проживающие в маленькой европейской стране, чьи земли наполовину находятся ниже уровня моря, могут нас чему-то научить? Нас, сугубо сухопутных, кичащихся своими сибирскими просторами, да к тому же еще и избалованных комфортностью уютного областного центра? Не зря ведь Кемерово по праву входит в число самых удобных для жизни российских городов.
Ответ – могут, да еще как! – стал очевиден уже к окончанию первого дня занятий. На самом деле, если посмотреть на наш город глазами «специалиста со стороны», становятся явственно видны… нет, не проблемы и упущения. А гигантский потенциал, который имеется в нашем городе, но используется далеко не всегда. Скажем, река Томь, чудесным образом вписанная в наш ландшафт, могла бы быть не только украшением центра. Но и – замечательным местом отдыха для жителей отдаленных районов, и даже – транспортной артерией, способной разгрузить кемеровские улицы.
Кстати, одно из практических занятий, на котором мне довелось присутствовать, как раз и было посвящено теме взаимоотношений «река-город». Выглядело оно так. Ведущий, архитектор Рогир Ван дер Берг, собрал свою группу вокруг большого стола и попросил каждого назвать наиболее значимые, на его взгляд, проблемы нашей городской среды. А также сформулировать, чего, на субъективный взгляд жителя, не хватает нашему областному центру? Посыпались реплики: «Пробок много, дороги узкие! Парковок, парковок не хватает», «Скучно у нас. Мало развлекательных, досуговых центров», «Да просто все в центре сконцентрировано – вот и тусуется народ на Весенней да на набережной», «Планировали аквапарк построить, но из-за кризиса заморозили это дело…» Между прочим, тема аквапарка как главной досуговой жемчужины Кемерова возникала на устах нередко. Берг дивился такому единодушию, пока ему наконец не объяснили: «Кемерово – город равноудаленный от всех морей и океанов. Кроме того, у нас зима девять месяцев в году. Акваразвлечения – это такой суррогат «отпуска на море», вечной мечты кемеровчан».
Потом все названные участниками проблемы он сгруппировал в три «проблемные темы»: а) сады и парки. Как сделать так, чтобы они были доступны каждому жителю города?
б) уличное движение. Как его разгрузить?
в) центр и окраины: выравнивание возможностей.
Каждой группе раздали по карте Кемерова, по куску полупрозрачной кальки, которую участники занятий тут же наложили поверх карт, разноцветные фломастеры – и работа закипела.
…Когда потом мы защищали свои проекты, представленные на всеобщее обозрение, выяснилось, что они прекрасно дополняют друг друга. Более того, наложенные один на другой, эти слои кальки и создают тот самый «удобный для жизни» город. Где сады и скверы объединены в одну «зеленую решетку», до которой каждому жителю – максимум пара кварталов. Где центр, снабженный велосипедными дорожками и пунктами проката этого самого экологичного транспорта, разгружен от техники. Да и сам центр, по остроумному решению одной из бригад, «размазан», «размыт» по территории города. И так же «размазаны», распределены его функции. Есть «молодежный центр», есть административный, есть «культурный»…
— А теперь, — ставит задачу Рогир ван дер Берг, — надо сформулировать единую концепцию, единую идею, ради чего стоит все это затевать. Но об этом – на следующих занятиях. Вечер и ночь – вам на раздумья.
Казалось бы, идея напрашивается сама собой. И не так давно она уже была сформулирована в виде удачного слогана: «Кемерово – город, удобный для жизни». Но, ловлю себя на мысли, «удобный для жизни», «комфортный» — формулировки скорее для пенсионеров. Если мы хотим, чтобы у Кемерова было блестящее будущее, чтобы молодежь не рвалась отсюда в столицы, концепция развития города должна формулироваться как-то иначе. Как? Кемерово – город больших возможностей? Город карьерного роста? Город успеха?
Делюсь своими сомнениями с известным нидерландским архитектором, профессором Максом Букхолтом. Он рад: «Правильно формулируете задачу! Любому городу для его оптимального функционирования нужно сочетание этих факторов: город реализации возможностей и город комфорта».
— Но разве самореализация молодых зависит от… архитектурного ландшафта города?
— Безусловно!
Профессор Букхолт начинает перечислять, и я невольно соглашаюсь с его логикой. Все правильно: городское пространство – это и гибкий малый бизнес (а значит, умение использовать каждый клочок земли с выгодой и разумной отдачей), и доступное для молодых жилье, и достопримечательности, которыми можно гордиться перед туристами, и разнообразный досуг, на любой вкус, кошелек и возраст…
Впрочем, это – тема уже для другой статьи.
А здесь остается добавить, что мастер-классы по преобразованию среды, которые прошли в «летней школе», были посвящены перспективам и возможностям парка имени Веры Волошиной, бульвара Строителей и историческому центру Кемерова. Анализ и рекомендации по их развитию будут представлены властям города.
Сергей ЗЫКОВ, председатель Кемеровской региональной организации Союза архитекторов России:
— Был приятно удивлен, что речь здесь шла не только (и не столько!) о ландшафтном дизайне, сколько о системном подходе к архитектурным решениям. Импонирует именно это: голландцы все свои проекты реализуют в строгой системе. Начиная от общего (скажем, конгломерат близко расположенных друг к другу городов) до мельчайшей частности (например, какое деревце должно быть высажено на таком-то газоне близ такого-то дома). И эта четкая система позволяет и сохранять архитектурный стиль страны, и находить решения, устраивающие всех. А главное – она помогает вырабатывать комплексное решение в сложном клубке городских проблем.
Рогир Ван дер БЕРГ, профессор факультета градостроительства Академии архитектуры Амстердама:
— Для успешной работы архитектора необходимы два условия: терпение и устойчивая перспектива хотя бы на 20-30 лет вперед. А возможность устойчивого развития города зависит от возможности изменить, переделать уже существующие здания, приспособить их для новых целей. Именно в этом – возможности трансформировать здание в нечто новое – заключается гарантия устойчивого развития города.