Будет ли разгадан феномен липового острова?
«Кузбасс» 114 (25076) от 29 июня 2010г.
Завершилась научная экспедиция на уникальный и загадочный Липовый остров (Новокузнецкий район).
Тропики среди Сибири
В Новокузнецком районе, в 15 км к востоку от села Кузедеево, в долине реки Малый Теш, находится единственный в мире участок (11 тысяч га) с сохранившимися насаждениями липы сибирской. Именно здесь по инициативе КРЭОО «Ирбис» в июне работали ученые Кузбасского ботанического сада ИЭЧ СО РАН совместно с коллегами Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН и сотрудниками Кузедеевского лесничества департамента лесного хозяйства АКО. Главной задачей ученых было заложить длительно существующие мониторинговые участки в липовых насаждениях для дальнейшего изучения особенностей экологии, возобновления, биологии этого редчайшего вида. А в будущем, благодаря этим наблюдениям, открыть многие тайны, которые скрывает (несмотря на более чем столетнюю историю исследований) Липовый остров.
Особенностью его является то, что этот вид липы является эндемом (растения, которые произрастают на очень узкой территории), вся область её распространения находится практически только на территории Кемеровской области и не встречается в других регионах Сибири. Липа – типичный представитель более южных широколиственных лесов, очень распространенных на территории Западной Сибири в третичный период, а более 14 тысяч лет назад полностью исчезнувших во время великого оледенения (такие растения, пережившие свою биологическую эпоху, называют реликтами). Непонятно, почему это дерево сохранилось в суровом климате Сибири? Другой вопрос, который постоянно обсуждается экологами: исчезает ли липа сибирская, или ей ничего не грозит в ближайшем будущем?
Почему речь идет о целом «острове»? Дело в том, что вместе с липой сохранились на этом «пятачке» и многие виды реликтовых травянистых растений, которые по всем условиям у нас расти не должны. В соответствии с исследованиями Эмили Крапивкиной, профессора кафедры ботаники Кузбасской педагогической академии, их насчитывается на «острове» 27 видов.
Ещё ученые говорят о своеобразных микроклиматических условиях, которые сложились на этом участке. Наметает много снега, и температура почвы не опускается ниже 0 градусов. Огромная масса травы осенью падает и за зиму перегнивает, чтобы весной опять возродиться. Получается круговорот веществ, как в тропиках.
Такой вот неопознанный аномальный «бермудский треугольник» (правда, пока без исчезновений) в Западной Сибири.
Немного истории
Про Липовый остров его официальный первооткрыватель, томский ученый Порфирий Никитич Крылов, узнал ещё в 1880 году. И в 1881-м он отправился туда, после чего издал брошюру, в которой восхищался тем, что растения, типичные для широколистных лесов европейской части, сохранились каким-то образом в Сибири. Уже тогда он назвал это место островом и обозначил главную тайну: по каким причинам этот остров сохранился?
— И с тех пор, — улыбается Андрей Куприянов, заведующий отделом «Кузбасский ботанический сад», доктор биологических наук, профессор и участник экспедиции, — каждый уважающий себя ботаник на протяжении уже 130 лет считает необходимым поехать на Липовый остров и высказать свое отношение к нему. Порфирий Никитич сказал, что липа находится в нормальном состоянии, она плодоносит, много молодой поросли и сеянцев. В 1923 году ботаник Любовь Покровская-Ревердатто посетила Липовый остров, и её мнение было абсолютно противоположным. Она посчитала, что остров исчезает. В 1931 году профессора Баранов и Смирнов, авторы проекта Алтайского заповедника, посетили это место и нашли липу в хорошем состоянии. Они констатировали, что, кроме вырубки населением, липе ничего не угрожает. В 1940 году профессор Грубов нашел остров в приличном состоянии. В 1953 году Александра Куминова, пожалуй, самый крупный геоботаник Сибири, посетила Липовый остров и сказала, что липа исчезает. Такой вот разбег мнений. И получилось, что 130 лет ботаники туда ездят, а никаких мониторинговых данных нет, кроме данных лесоустройства (оно там проводится с 1931 года). Там их было 5-6, и все эти лесоустройства показывают одну вещь: площадь липового острова не увеличивается и не уменьшается. Как была во времена Крылова, так и остается.
Правда, в 80-е годы было отмечено массовое усыхание липы в пределах Липового острова, занимающего площадь около 5 тысяч гектаров. Было мнение, что причиной деградации липы является вредное воздействие открытой угледобычи Осинниковского разреза, расположенного неподалеку. Однако проведенные детальные исследования в 1988-90 годах не подтвердили этой версии. И, по мнению Куприянова, пока нет мониторинговых научных данных, вопрос: «Исчезает липа или не исчезает?» – остается сродни вопросу: «Есть ли жизнь на Марсе?»
Наука и жизнь
— Это говорит о том, что мы ничего не знаем про Липовый остров, — подчеркивает Андрей Николаевич. — Мы не знаем, почему он там сохранился – именно в долинах рек Большой Теш, Малый Теш и Мигаш, а больше нигде в шорских нагорьях липы нет. Мы не знаем, какими условиями обусловлено, что она там живет. И мы никогда этого не узнаем, если не будет стационарных наблюдений. Мы не можем с точностью сказать, исчезает она или нет, если не заложим пробные площади, где будем вести пересчет деревьев и раз в 10 лет сравнивать, увеличилось их количество или уменьшилось. А закономерности там какие-то присутствуют. В этот раз мы заложили три пробных площадки. Антропогенного влияния там сейчас совершенно нет, люди там сегодня не бывают. Мы шли двумя «уазиками», за час проехали 5 км, и за это время три раза вытаскивали друг друга. Дорог там нет, лес уже не рубят лет 60. Там всего 11 тысяч гектаров, но пройти их насквозь будет очень непросто. Очень труднодоступный участок. С одной стороны, это спасет его первозданность, с другой – делает невозможным проведение научных исследований.
С 1934 года Липовый остров был федеральным памятником природы. Сейчас, согласно Лесному кодексу, он перешел в ведение региональной власти. Раньше там было отдельное Кузедеевское реликтовое лесничество, как федеральная структура, сейчас – областная.
Что она собой представляет сегодня? Человек 10-11, которые физически не могут проводить исследования. У них даже трактора нет, чтобы вытащить машину, если застрянешь в лесу. Я считаю, что в таких условиях мониторинговые исследования проводить очень сложно, а это на месте должна делать научная группа специалистов лесхоза. На эмоциях мы можем говорить, что угодно: сколько людей, столько будет и мнений. Мы пытаемся найти какой-то системный подход. А тайна там есть.
Кемерово.
PS. Следующее посещение Липового острова учеными намечено на август.
25.07.2010 в 18:30
на дальнем востоке лес вывозят в китай, теперь дошли до нас, лесхоз в Кузедеево сократили,лесничество закрыли,межлесхоз на ладан дышит и начальство далеко.Все условия для воровства леса.в селе стало 6 пилорам!При такой территории государство не охраняет а создает условия воровства леса в больших масштабах.
Ответить