Мнения. ЗАКОН БОЖИЙ или ОСНОВЫ СВЕТЛОЙ ЖИЗНИ?
24 июня 2010 | Газета «Кузбасс»
Сегодня в 19 регионах нашей страны, участвующих в эксперименте по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», подводятся первые итоги. Мало того, что введение курса как такового вызывает неоднозначную реакцию, как в ученых, так и в некоторых религиозных кругах нашего общества, само преподавание, как отмечают практически все участники, происходит не без проблем.
Наша область не участвует в данном эксперименте, но если опыт (с точки зрения Минобрнауки) удастся, то к 2012 году преподавать курс будут уже на постоянной основе, во всех субъектах РФ. Какие сложности нас ждут с обязательным введением курса в школьную программу? Не превратится ли он в «Закон Божий»? Готовы ли наши педагоги к преподаванию такого тонкого понятия, как «духовность»? Насколько светское общество толерантно к изучению культуры различных религий?
Об этом и не только говорили участники «круглого» стола, состоявшегося на днях в редакции нашей газеты.
Марина Гераськина, заведующая сектором управления качеством образования администрации Кемеровской области:
– Курс «Основы православной культуры» ведется в наших школах уже давно, либо в форме факультативного курса, либо как школьный компонент на добровольной основе с согласия родителей и по желанию самих учащихся. Как в прошлом, так и в этом году такие курсы ведутся в 75 учреждениях в 9 городах нашей области, охватывают около 5 тысяч детей. Но есть ещё и воскресные школы, которые организованы при православных храмах, и в них задействовано гораздо больше детей.
Если говорить о введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики» как обязательного, то на сегодняшний день мы ждем окончания эксперимента. От результатов будут зависеть нововведения, и в том числе в учебные планы. У нас уже принят федеральный образовательный стандарт для начальной школы (1-4-е классы), и в нем одним из направлений работы школы выделена программа духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся, как обязательное условие, при котором школа будет организовывать обучение детей. Эта программа в числе прочих компонентов должна учитывать мнение родителей и обучающихся и обязательно должна основываться на взаимодействии с различными организациями, в том числе и религиозными. Согласно новым стандартам, сегодня учебный план разрабатывает само образовательное учреждение. «Спустить сверху» курс мы уже не можем. Но в самом стандарте очень четко указано, что в учебном плане обязательно должна присутствовать такая предметная область, как культура народов России. Одна из её задач – формирование начальных знаний о светской этике и об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре и истории России. И школа с учетом мнения родителей, которые представлены в попечительском совете и родительском комитете, сама определяет, будет ли это отдельный курс либо внеурочная деятельность. Мы же, в свою очередь, после того как будут ясны результаты эксперимента, можем рекомендовать региональные особенности и учитывать их при составлении учебного плана. С первого сентября уже все первоклассники будут учиться по новому стандарту.
Людмила Оленич, доцент кафедры теории и истории искусств
КемГУКИ, кафедры гуманитарных дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО):
– Я уже больше 10 лет преподаю основы православной культуры и учителям, и школьникам. Конечно, нужно давать ребенку знания об основах духовно-нравственной культуры (хоть это понятие относительное). Но считаю, что только через личность учителя это понятие может открыться ребенку. Если у нас не будет учителя, несущего именно одухотворенность, то ничего не будет. Читая уставшим, изможденным в нынешней ситуации педагогам лекции, я выясняю, что 90 процентов из них никогда не брали в руки даже Евангелие, не говоря уже о менее популярных текстах. Они чрезвычайно далеки от всего этого и внутренне совершенно не готовы для восприятия. И тогда думаешь: в данной ситуации им это преподавание можно только навязать.
Может, это утопично, но я считаю, что нужно строить школы по национально-религиозному признаку: православные, мусульманские, пусть даже буддистские, если есть спрос на них. Есть опыт православных школ в нашем городе, но пока не совсем веселый. В 2003 году было утверждено 11 экспериментальных площадок по православному воспитанию, но им никто не оказал материальную поддержку — ни спонсоры, ни государство, ни епархия. Эксперимент был рассчитан на пять лет, они крутились, как могли, так и остались внутри самих себя. Я наблюдала в 79-й школе, как каждое первое сентября обязательно служится молебен, на который собираются все родители, но большинство их них не знают даже, как перекреститься. Так что отдать воспитание духовности на волю семьи – это самое худшее, что можно сделать в нашей ситуации.
Здесь есть ещё много глобальных и важных моментов. Вы обратите внимание, что все наши педагогические концепции и учебники педагогики сразу утверждают научную картину мира. То есть все учителя говорят, что жизнь развивается эволюционно, и никакого Бога нет, только один учитель начальных классов или на каком-то факультативе говорит: «Ну, почему же?» Это же в какое противоречие вступает со всей концепцией нашего образования?!
Радомир Ибрагимов, член Общественной палаты Кемеровской области, председатель областного национально-культурного центра «Дуслык»:
– Само духовно-нравственное состояние общества, религия, как таковая, интересны очень небольшому проценту людей. Восприятие повернуто в сторону материального мира, общества потребления, общества, где успех – это деньги. В данной ситуации я сторонник того, что хорошо любое воздействие на духовно-нравственное воспитание детей (религия, литература, искусство), все, что направлено на формирование правильного внутреннего стержня человека. Чтобы дети думали о душе и о нравственности, здесь хороши любые средства. То, что религии давно уже нет в школе, – это один из социальных минусов в принципе.
Должен, конечно, учитываться региональный подход: где проживает больше православного населения, где мусульман. Должен быть баланс. Понятно, что вопрос очень сложный, и как это сделать практически, я не представляю. У нас в Кемерове отстроена одна мечеть, и туда ходят 300-400 человек мусульман на службы. Из этого состава татар ходит 20-30 человек, остальные – представители Средней Азии. У нас процент людей, просто имеющих мусульманские корни, очень небольшой. А тех, кто из них религиозные обряды совершает, кто помнит традиции, – это ещё меньший процент. И это нехорошо. Ислам в своей основе так же, как и православная религия, иудаизм, буддизм, несет правильные моральные начала.
Андрей Мояренко, штатный священник храма св. муч. Татианы, руководитель отдела религиозного образования и катехизации РПЦ:
– Наша епархия в том, что мы не вошли в эксперимент, видит положительный момент. Вопрос очень сложный, а эксперимент вводился стихийно, не было людей, подготовленных к преподаванию. Но раз скорее всего к 2012 году этот курс будет введен в общеобразовательной школе, мы поставили перед собой задачу: начать подготовку преподавателей этого предмета. Нельзя, чтобы только академия повышения квалификации готовила «тьютеров». Прослушать несколько десятков часов, а потом приезжать в область и учить духовности, такая ситуация может привести к профанации предмета. Мы предлагаем помощь в подготовке учителей, но механизм подготовки еще не проработан наверху. У нас, в Кемерове, есть база КРИПКиПРО, специализация «Основы теологии» при КемГУ, специализация «Культурология» и «Социальная антропология» при КемГУКИ. Вот, по крайней мере, три площадки, с помощью которых мы могли бы готовить этих педагогов. Чтобы не получилось так же, как с законом Божим.
Людмила Ходанен, профессор кафедры русской литературы и фольклора КемГУ:
– В нашем университете я создала специализацию, которая называется «Основы теологии». Три года я создавала учебный план для студентов филологического факультета, преследуя две задачи. Первая: учитель русского языка и литературы, преподавая предмет в школе, должен хорошо понимать, кто нам подарил этот язык, каковы его корни. Русская литература, начиная с
11-го века, несет только те духовно-нравственные ценности, которые были заложены в неё с принятием христианства. Филолог, на мой взгляд, должен владеть представлением о том, что такое христианская культура, что такое православие.
И вторая задача: как учитель литературы может преподавать эти предметы? В процессе изучения литературы и русского языка? Или может стать преподавателем этого предмета в школе? Тогда ему нужно дать системные знания. Эту задачу можно решить, соединив светское гуманитарное и духовное образование, которые на протяжении наших 70 лет советской власти разделялись все больше и больше. Этот сложный вопрос решается сейчас, в процессе обсуждения программ.
Как реализовать это в учебном процессе? Когда в первом классе спрашивают: «Есть тут некрещеные дети?» – из 25 человек обычно таких находится один или два. Но на вопрос: «Что означает ваш крестик?» – чаще всего ребенок не может ответить. Что нужно дать ему? Просто знания о крестике, который у него на шее. А вместе с родителями они уже потом решат, останется ли ребенок на уровне культурологических знаний или станет верующим человеком. Так что учитель религиозных культур должен быть необычайно деликатным и тонким человеком, а вопрос о том, будет ли он верующим или просто преподавать дисциплину, каждый должен решить для себя. Но в любом случае он должен быть квалифицированным – это самое главное.
Мой блок филологических дисциплин завершается предметом, который называется «Сравнительное богословие». Как нужно преподавать основы всех религий, в том числе учения, связанные с разными сектами, — с точки зрения православия или как некий самостоятельный? Это очень сложный вопрос. Я его до сих пор для себя ещё не решила.
Хотя мой учебный план ориентирован на филологов, но я думаю, что он мог бы быть использован, например, для историков. Знания духовные должны быть соединены с историческими. Например, «Храмовое строительство в Кузбассе». Этот же план может быть достаточно легко соединен с теми же спецкурсами, которые отвечают специфике социально-психологического факультета.
Протоиерей Евгений Сидорин, начальник дружины «Кемеровоград»:
– Мы не ставим вопрос веры. Мы ставим вопрос знаний. В данном случае, верить или нет – это личный вопрос. И педагогам пытаемся объяснить, что это нельзя навязывать. Если мы хотим получить поколение воинствующих атеистов, нужно сделать одну простую вещь: ввести обязательный закон Божий во всех школах. А если мы говорим о культурологическом предмете, то, конечно, нужно его вводить. Но грамотно.
Евгения РАЙНЕШ
07.07.2010 в 14:58
Однажды Вовочка зашел в школу духовно-нравственного возрождения.
Внутри было чисто и красиво.
Посередине вестибюля стоял мраморный бюст Иисуса Христа…
Рядом со входом висел стенд с расписанием уроков. Вовочка с интересом стал читать названия незнакомых предметов из школьного курса: — Основы Православной Культуры, Богословие — для начальных классов, Закон Божий, Ветхий завет и История РПЦ — для средних, Теоретическое Основы Православия, Новый и Новейший Завет — для старших классов. Вообще у старших классов нагрузка, судя по всему, была немалая – еще плюс и Православная Биология и Православная Зоология, Библия (Основной закон), Устав караульной и церковной службы. На самом видном месте висели лозунги «Учение Христа всесильно, потому что оно верно!» и «Слава Богу!».
Рядом с расписанием висели объявления: «факультатив по химии перенесен на две недели», «факультатив по физике отменен», «кружок по математике состоится вовремя, как и месяц назад», «Для зачета по Истории РПЦ всем иметь с собой конспекты работ Андрея Кураева!», ‘Завтра, после вечерней молитвы прием кандидата в РПЦ в члены РПЦ». Отдельно висело красочное объявление «Сегодня в два часа пополудни в актовом зале состоится политинформация «Обострение межрелигиозной борьбы по мере продвижения в рай».
Слева от входа в гардероб висел стенд «Звериный оскал международного католицизма», справа — стенд с фотографиями «Члены ЦК РПЦ».
Раздался звонок, и началась перемена. Появились высоконравственные школьники. Все были в форме и в сапогах. У младших на груди были приколоты красные крестики с изображением юного Иисуса Христа; у старших — с изображением Иисуса постарше.
Перемену сменило построение православной линейки. После построения личного состава зам.протоирея по политической части начал речь.
Он сказал, что усилиями национального лидера отца Владимира наша страна добилась по отношению к себе уважения и ненависти во всем мире, однако международная обстановка для православия усложняется с каждым днем – мировое вражеское окружение включая Татарстан, Дагестан, Башкирию накапливают вокруг наших границ военную мощь. Президент Всея Руси и Верховный главнокомандующий Кирилл предпринимает неимоверные усилия для создания адекватного православного ответа. Освещаются не только ракеты ближнего и дальнего радиуса действия, но также запчасти к ним и инструкции по эксплуатации. По решению ЦК РПЦ за пультами управления должны находиться истинно православные в ранге не ниже кандидата РПЦ. Это уже дает неплохие результаты: во время последних пяти учебно-тренировочных пусков православных ракет «Сатана» из шахт смоги выйти уже две, то есть почти половина, а одна их них даже смогла куда-то полететь. «С божьей помощью мы обязательно добьемся безотказного действия Сатаны», — заявил в интервью Президент Всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев).
Внутренняя обстановка также усложняется с каждым днем, продолжал замполит. Непрекращающиеся марши несогласных атеистов, противоречащих Основному Закону (Библии) – это прямое следствие антиправославной деятельности западных, восточных, южных и японских спецслужб на территории России. Каленым железом и резиновыми дубинками выжечь атеизм как пережиток прошлого, который мешает нам попасть в рай – наша первостепенная задача. Враги православия ведут постоянную подрывную работу среди населения страны, но мы не должны испытывать ни капли жалости к ним, к этой фактически горстке жалких атеистических личностей, ведущих свою антиправославную деятельность на католические и протестантские гранты. По только что поступившей информации они отравили водопровод в трех домах, хотели прорыть подземный ход от Лондона до Бомбея и подсыпали битое стекло в сливочное масло православным гражданам…
Вовочке стало душно. Он открыл дверь и вышел на улицу. Там было пока еще посвежее, хотя тоже уже достаточно душновато. Где-то рядом играло радио; начался выпуск последних известий.
1 апреля 2010 года в школах введен обязательный предмет «Основы православия».
«Уже?», — удивился Вовочка, стараясь надышаться – “А почему в день дураков?”.
07.07.2010 в 14:58
Еще немного об ОПК в школе… 🙂
http://voiceoftheworld.livejournal.com/34485.html
Оттуда…
Невозможность добровольно слушать что-то о религии. Обязательно нужна внешняя сдерживающая сила…
Необходимость принуждения, внешней сдерживающей силы (например, административного ресурса) до появления интереса у слушателей
Школа или детский сад — сложный участок идеологической борьбы.
Не надо увлекаться культурологией – это лишь внешнее знание, ничего не дающее.