Соцсети:
Актуальное

Контрабанда ворованного угля

24 июня 2010 | Газета «Кузбасс»
В суд города Прокопьевска передано уголовное дело о контрабанде кузбасского угля, который через подставные фирмы отправлял в Словакию житель небольшого городка в Новосибирской области.
Чтобы разобраться, почему именно кузбасский уголь уходил контрабандными эшелонами в Словакию, на теплоэлектростанцию «Вояны», обратимся к истории. В 70–80 годах прошлого столетия СССР строил в странах социалистического лагеря, входящих в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), электростанции, которые работали только на угле марки Д. Таким образом, советское правительство могло не беспокоиться насчет сырьевой зависимости своих союзников по Варшавскому договору. Мощную теплоэлектростанцию построили и в городе Вояны, расположенном на востоке Чехословакии, неподалеку от границы с Украиной. Станция обеспечивала энергией и теплом большую территорию и «питалась» исключительно кузбасским углем. После распада СССР были налажены сотни нелегальных путей отправки угля за рубеж. Словацкий городок Вояны не стал исключением…
Два года назад к кузбасским транспортным милиционерам обратились оперативники Кемеровской таможни. Уже довольно давно у них «висело» уголовное дело о контрабанде угля: мол, не получается доказать вину подозреваемого…
Сотрудники оперативно-разыскной части Кузбасского УВД на транспорте пообщались с главным фигурантом этого уголовного дела – Максимом Верховым, предоставившим на таможню подложные документы. Ранее Верхов работал инженером на угольном разрезе и прекрасно разбирался в тонкостях угледобычи и различных марках угля.
Поначалу показания Верхова сводились к тому, что он якобы из-за страха перед расправой работал на неких Сидорова и Денисова. Максим уверял: один давал ему указания, а другой предоставлял средства на сделки с иностранным партнером, а потом забирал выручку.
Как выяснили сотрудники ОРЧ, к тому времени Сидорова и Денисова уже давно не было в живых. Получается, что спросить не с кого. Казалось, расследование зашло в тупик. Но транспортные милиционеры все-таки нашли зацепку. Небольшую, но вполне реальную. Дело в том, что документы фирм-однодневок, через которые в Словакию уходили контрабандные эшелоны угля, с российской стороны подписывались с легкой руки некоего Васильева. Тот оказался вовсе не бизнесменом, а обыкновенным новосибирским бомжем, на имя которого оформлялись бумаги. Эти договора отправлялись иностранному партнеру – фирме, зарегистрированной в одной из стран Средиземноморья. Спрашивается, так с кем же тогда работали иностранцы?
Милиционеры разыскали в Москве представителя заморской фирмы, покупавшей этот кузбасский уголь. Транспортным милиционерам он пояснил, что работал не с «мифическими» покойниками и бомжами, а непосредственно с Верховым. Под давлением вскрывшихся фактов Верхову пришлось поведать, каким образом происходила контрабанда «черного золота».
…Несколько лет назад он ушел с угольного предприятия, однако деловые контакты у него остались. Через них Верхову удалось заполучить документы и сертификаты для работы с таможней и проведения сделок с иностранным импортером. Чтобы переводить и получать деньги за уголь, Максим купил в Новосибирске несколько фирм-однодневок, зарегистрированных на бомжей. По оперативной информации, торговлей такими сомнительными конторами в Новосибирске занимается некая супружеская чета. Они искали по городу бездомных и любителей выпить, за символические 500 рублей договаривались с ними на несколько поездок к юристам. И к услугам «клиентов» одна за другой появлялись неприметные фирмочки, через которые между контрабандистами и импортерами заключались сделки.
Когда «фирма» была готова, оставалось найти требуемый для заграницы уголь марки Д. Его нетрудно было по дешевке купить у «черных копателей», работавших в окрестностях Прокопьевска, где есть немало заброшенных выработок старых угольных разрезов, а в некоторых местах угольные пласты выходят почти на поверхность. Поэтому для нелегальных угледобытчиков достаточно просто пригнать туда технику, снять верхний слой и начать копать.
После этого Верхову оставалось лишь оформить фиктивные документы о том, что этот уголь якобы добыт на одном из прокопьевских предприятий, предоставить их в таможню и отправить уголь в город Вояны. По оценкам специалистов, всего по подложным документам через подставные фирмы с 2006-го по 2007 год в Словакию ушло более 200 (!) контрабандных вагонов с кузбасским углем. Прибыль от такого «бизнеса» составила почти 24 миллиона рублей. По информации пресс-службы Кузбасского УВД на транспорте, на покупку угля у «черных копателей» было затрачено в пять раз меньше денег…
– В суд переданы уголовные дела по 6 эпизодам контрабанды и 17 фактам отмывания денег, – рассказывает заместитель начальника ОРЧ Кузбасского УВД на транспорте Михаил Барков. – Обвиняемому грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Тем временем оперативники Кузбасского УВД на транспорте продолжают работу по выявлению подобных криминальных схем и махинаций и устанавливают возможную причастность Верхова к другим аналогичным преступлениям.
P. S. Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс