«Я живу полноценной жизнью»: как стать рекордсменом в спорте без ноги
С рекордсменом России по прыжкам в высоту Александром Ананьевым я впервые встретилась на чемпионате Кузбасса по боулингу для людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь нет ошибки. Отсутствие одной ноги не помешало легкоатлету добиться впечатляющих результатов, и сейчас вы узнаете, как.
Здоровым даст фору
Многократный чемпион России и мастер спорта по легкой атлетике, обладатель Кубка Президента по футболу. Прыгает в высоту, в длину, плавает, играет в футбол, боулинг. Александру положительно не до инертной праздности. Ведь жизнь так интересна в том, что она предлагает каждый день, и тратить свое время на просиживание дивана и возмущение несправедливостями мира просто глупо.
— Саша обыкновенный тренированный спортсмен, — так характеризует своего подопечного тренер футбольно-спортивного клуба инвалидного спорта «Сибиряк» Светлана Попова. — Для него запрыгнуть по лестнице на девятый этаж без остановки не составляет никакого труда.
Друзья, люди с полным набором конечностей, давно перестали замечать высокую, под самый таз, ампутацию ноги у Александра. Бывает, зовут на вечеринку и лишь потом спохватываются «Ах да, ты же вот это не сможешь сделать!». Никакого замалчивания темы инвалидности в их дружной компании. Никакого отведения взгляда. Вместо этого шутки, позитив, понимание.
— Хороший друг Миша как-то раз затащил меня на страйкбол, — с улыбкой вспоминает спортсмен. — Он был в команде игротехников, это судьи, которые сидят на настоящей военной технике и следят, чтобы она не нарушала правила. Многие на меня так отреагировали, мол, как он будет, как заберется наверх? А Миша сказал: «Залезет, не переживайте». В общем, я сидел и командовал танком. Было интересно.
Профессию Александр себе выбрал тоже из спортивной сферы. После окончания спортфака Кемеровского государственного университета по специальности «адаптивная физическая культура» он пошел педагогом в группу для детей с диагнозами ДЦП и аутизм в губернский центр спорта «Кузбасс». Наставничает, тренирует и параллельно заканчивает магистратуру того же факультета теперь уже по направлению «педагогика».
— На работе ко мне относятся так же, как ко всем, – никаких поблажек, — говорит Саша. — С детьми интересно работать. У взрослых вечно какие-то трудности, дети же веселые, позитивные, любопытные.
Шестилетний сын Александра Всеволод тоже веселый и непоседливый, а еще гордится папой перед друзьями по детсаду: «он рассказывает, почему папа ногу потерял и что так делать нельзя, говорит, что папа спортсмен и чемпион, хвалится медалями».
Александру Ананьеву 31 год, и сегодня ему не приходится извиняться за оплывшую фигуру, отсутствие заработка или пустую скучную жизнь, как это делают многие его «здоровые» сверстники. Не так могла сложиться жизнь блестящего легкоатлета, если бы 21 год назад не приключилась с ним трагичная история.
Вместо ноги крылья
Десятилетний худенький мальчишка с семьей жил тогда в частном доме за кемеровским железнодорожным вокзалом. Приходилось переходить через рельсы, и, как многие дети, Саша самоуверенно наделся проскочить под вагонами.
Но однажды ему не удалось.
— Стоял поезд, а я нет, чтобы подождать, пока он уедет, или обойти, решил под ним пролезть, — усмехается парень. — Полез, в этот момент он начал двигаться. Я не успел, мне придавило ногу – и все.
В себя маленький Саша пришел только на третий день в больнице. О том, что происходило в это время, ему рассказала мама:
— Когда меня принесли в машину скорой помощи, то сразу поставили наркоз. Врачи пытались спасти ногу, они ее пришили, но пошло заражение крови и некроз тканей в ноге. Из-за этого начали отказывать органы. Чтобы спасти организм, им пришлось отнять ногу еще выше.
К счастью, страшная травма сына не заставила руки матери опуститься. И потому, когда в больничную палату детской многопрофильной вошла высокая, стройная, броская женщина и предложила ничего не понимающему парнишке вступить в футбольную команду и начать всерьез тренироваться, первой за идею ухватилась мама Любовь Кондратова.
— Она во всем была мне помощница. Другая бы берегла, а она приходила с ним на тренировки, — рассказывает Светлана Попова. – Саша потерял ногу в мае, и уже в июне был в команде по футболу. Было очень сложно, ведь еще и на руке был открытый перелом. Попал во взрослую команду, и все его воспитывали, все требовали тут же результатов.
Светлана Моисеевна знает, что чем раньше привлечь ампутанта в спортивную команду, тем больше шансов на его нормальную адаптацию в социуме, который, увы, не торопится подстраиваться под нужды инвалидов:
— Это взрослый человек, получая травму, начинает думать о том, как он нужен семье, как построит взаимоотношения, как дальше будет работать, как обеспечивать, – много всего. А ребенок – это ребенок, тем более постоянно рядом мама.
Опытный тренер, человек, жизнь посвятивший спорту инвалидов, Заслуженный работник физической культуры РФ Светлана Моисеевна подсказала семье отдать ребенка в реабилитационный центр для детей и подростков «Фламинго». Александру проводили массажи, физиолечение, ЛФК, с ним работали хорошие психологи. Параллельно субтильный мальчик начал осваиваться на футбольном поле с помощью костылей.
— В первый месяц я просто пытался немного походить на костылях, смотрел, как парни играют, — рассказывает Александр. — Я был маленький, даже стоять толком не мог. Когда немного научился двигаться, сказали, давай вместе с нами играть. Кое-как ходил, пинал. Мало кто верил, что у меня что-то получится. На момент выписки из больницы я весил около 22 килограммов.
Светлана Попова добавляет:
— Дело в том, что Саша до момента травмы был освобожден от физкультуры по общему состоянию здоровья.
Потом он потерял ногу, повстречал волшебного тренера, начал заниматься, улучшил свои школьные отметки по всем предметам и стал рекордсменом страны.
А еще научился летать.
Так покоряют высоты
Чистый случай и умение тренера распознавать талант привело Александра Ананьева в легкую атлетику. Изначально он играл в футбол в составе команды «Сибиряк». Эту историю Саша со Светланой Моисеевной рассказывали мне наперебой.
— В 2007 году была «Сибириада» для людей с ограниченными возможностями здоровья, там и легкая атлетика была, и дартс, и плавание, — начал Александр. — Ребята прыгали в высоту. Я говорю Светлане Моисеевне: «А можно мне тоже попробовать?» – «Да, конечно, попробуй». Я пошел, пару раз прыгнул, и получилось так, что я занял первое место.
– Я остолбенела, — со значением проговорила тренер. — Никогда не прыгал – выходит и побеждает. Это прирожденный талант.
Без подготовки, без техники Александр прыгнул так, как требуется для первого места чемпионата России, и его наставница поняла: вот направление, в котором нужно двигаться дальше. В 2008 году Саша поехал на чемпионат страны, но там вдруг новые препоны.
— Нам говорят, этот класс не прыгает в высоту. Прыгали только спортсмены без руки и без голени, с протезом, — поясняет Александр. — И Светлана Моисеевна начала эту тему продвигать.
– Ему предложили поучаствовать среди детей, — подхватывает она. – А я говорю: «Нет, он будет сразу среди взрослых, все!».
Уже в следующем году класс спортсменов с высокой ампутацией ноги включили в программу прыжков в высоту на чемпионате России. Участвует в них не так много людей, потому что тренироваться с подобным поражением не так-то просто: единственную ногу приходится беречь, не перегружая колено.
— Я разбег выполняю на своей ноге, а сектор для прыжков обычный, — говорит кузбасский чемпион.
Вот он на старте, концентрируется, видит цель, строит весь ход движения у себя в голове, отбрасывает костыли и… летит! Буквально несется над площадкой. Усилие – и красивой дугой спортсмен бросает свое тело через планку. Аж мурашки по коже, до того впечатляет!
На последних февральских соревнованиях в Новочебоксарске – это был Кубок России по легкой атлетике среди лиц с ПОДА – кузбассовец взял бронзу по прыжкам в длину и серебро – по прыжкам в высоту, уступив первенство дагестанцу Абдулу Вагабову. Достойным соперникам наш чемпион и его тренер только рады.
— Абдул тоже начинал с футбола, потом заинтересовался прыжками, — делится Саша. — Парень молодец, не отлынивает, тренируется.
Надо сказать, что в Дагестане климат позволяет заниматься круглогодично, да и спортсооружений больше, чем в Кузбассе. Высокогорье, хорошее питание тоже добавляют шансов на победу. Светлане Моисеевне очень хотелось бы сделать тренировки для спортсменов-инвалидов еще доступнее:
— У нас один манеж на весь город, а в нем проходят городские, областные соревнования, сдается комплекс ГТО. Иногда мы приходим, а манеж занят.
Тем не менее, рекорд в России принадлежит по-прежнему нашему земляку — 157 сантиметров в закрытых помещениях (что, кстати, гораздо сложнее, чем на свежем воздухе).
Подтвердить свое звание рекордсмена, защитить честь региона Александру вновь предстоит нынешним летом на чемпионате России по легкой атлетике среди людей с особыми возможностями.
Жить на пенсию унизительно
Светлана Попова уверена, ее подопечные не занимали бы мест в спорте, если бы не были особенными. В каждом она находит искру таланта и помогает раздуть ее в пламя триумфа.
Александр Ананьев воспитывает сына, учит его соблюдать правила безопасности на дорогах, во дворе, на железнодорожных путях. Тренирует ребятишек в ГЦС «Кузбасс» и постоянно тренируется сам. Встречается с друзьями, смеется и шутит, в том числе и про свою ампутацию.
— Ну и что, раз инвалид? – пожимает он плечами, искренне удивляясь. — В интернете здоровые пишут: «Ой, что вы, он же инвалид». Это раздражает. Я живу полноценной жизнью. Многие здоровые люди себя ограничивают: я туда не могу, сюда не могу. Многие люди годами пытаются заставить себя сходить в тренажерный зал или заняться творческой деятельностью. Что тебе мешает? Пока ты будешь сидеть, жаловаться, ничего не произойдет. Просто встаешь и начинаешь делать.
У Александра, который когда-то поступил необдуманно и за детскую бесшабашность заплатил очень высокую цену, сегодня есть четкое понимание того, что делать человеку, получившему тяжелую травму.
— У нас в клубе много парней, которые в зрелом возрасте получили травмы, и их семьи не опустили руки, а начали их подбадривать, — подчеркивает спортсмен. — Они втянулись и ведут полноценную жизнь, никто не унывает. Многие из их работодателей даже не знают, что они инвалиды.
Говорит, бывает прямо противоположная ситуация. Вокруг инвалида появляются люди, иногда это близкие родственники, которые тянут его на социальное дно. Начинаются алкоголь, наркотики, депрессивные настроения. Чаще такое происходит, если семья изначально неблагополучная. В этом случае должно подключаться государство: льготы, квоты, всевозможные программы обучения и трудоустройства инвалидов.
Образование крайне важно! Об этом не устает говорить и Светлана Попова: человек, потерявший руку или ногу, должен учиться вдвойне усерднее здорового. Сидеть дома и жить на пенсию – унизительно. Так думает тренер, этому она учит мальчишек, которых забирает с больничных коек и из которых вырастают атлеты, чемпионы, рекордсмены.
Этому Александр намерен учить и своего сына.