Соцсети:

Два «Дугласа» — одна судьба…

30 сентября 2020 | Лариса Максименко
Тот самый транспортник "Дуглас" на Тыдыне! Его случайно нашли охотники... Фото из архива Владимира Григорьева.

Время, похоже, пришло: найдены второй советский американский самолет, разбившийся в Кузбассе 75 лет назад, и подробности его крушения…

… Мы продолжаем рассказ о двух авиакатастрофах, за годы секретности в архивах и труднодоступности в горах …ставших почти легендой. И о том, что поисковики установили даты крушения «Бостона» на севере Кузбасса (3 сентября 1946-го, на горе Зелёной) и «Дугласа» на юге региона (12 октября 1945-го, на Тыдыне) и фамилии всех, кто погиб… И о том, что обычные парни из Тисульского района, группа Михаила Жолобова, найдя самолет на горе Зеленой, летом 2019-го прикрепила к нему памятную табличку…

 

Часть 2. Пилот тов. СТАЛИНА

… И вот табличка – на борту.

— Паршутин, Иванов, Журавлев, Решетников, Головня… — прочитала вслух, прощаясь с экипажем «Бостона» и с горой Зеленой под Тисулем экспедиция Жолобова. И ушла (неся в рюкзаке вторую табличку с фамилиями второго экипажа, с планами установить ее, и потом позже, на местах двух крушений самолетов, установить  памятники), на 40 км на юг, на Тыдын – на горный хребет – искать тот самый второй самолет, С-47, «Дуглас»…

 

…И разведка к «Дугласу» сходу не привела.

Но экспедиция с самого начала знала – поиск на Тыдыне будет самым трудным.

Там бесконечные каменистые осыпи (и камни «по пояс») и много горных вершин, и есть где обломкам укрыться…

Там тучи часто садятся на горы так, что пальцев не видно…

Там народных координат по «Дугласу» не было никогда и нет…

И группа Жолобова, проверив в 2019-м часть Тыдына, ушла домой к себе на север, назначив время и район, когда и куда непременно вернется и затерянный «Дуглас»-таки найдет… И продолжила поиски по архивам Минобороны – по крушению на Тыдыне, в горах недалеко от Пезаса…

 

Выживший

… На въезде в Осиновое плёсо (в село, что в Новокузнецком районе) справа спят под листопадом кладбищенские памятники и кресты…

— Где-то там, далёко-высоко в горах, на Тыдыне, где лежит самолет, тоже ведь крест, … я слыхала, …крест стоял и надо бы его поправить, да и памятник, наконец, поставить… — встречает меня среди подмерзших двухметровых георгинов, опираясь на палку, бабушка Степанида Афанасьевна Сыромукова (земляки с исчезнувшего давно с карты Кузбасса, с закрытием золотого прииска поселка Пезас, могут вспомнить ее по фамилии Кошкарова)…

Осиновое плёсо — сейчас ближайшее (не считая недоступной, к ней только по рекам —  Ячменюхи) к месту крушения «Дугласа» село.  И бывшие пезасские в плёсе есть еще, но баба Стеша – старшая. Да и она, давно пережив мужа, сына, всех своих, живет больше шумным, дружным, молодым прошлым, чем тихим одинаковым пенсионным настоящим… И поселок Пезас в ее памяти жив.

— Поселок наш был небольшой, на два километра растаёжен, два магазина, клуб, школа, больница всегда с горой нарубленных санитарками пихтолапок, пихтовым маслом, пихтовыми ваннами тогда лечили тоже… А вот я – стою на крыше дома. А вот наш мост через речку. Вода такая хорошая, вкусная…  Я родилась в Пезасе и прожила …29 лет, — с любовью листает старый фотоальбом бабушка Стеша. – А вот – слева, видишь, вершина – начало Тыдына… Там люди, придя по чернику, а собирали мы ее и до, и после заморозков… А на Тыдыне черники – о-ей, полно, я ходила…

И вот там люди, придя по чернику, и увидали, что ползет человек… Его подобрали, принесли в поселок, в больницу, без сознания. Он был с самолета. Когда, где самолет упал, никто не знал, и то место от Пезаса далёко…

Выхаживал обожженного, с самолета, наш главврач Михаил Юрьевич Кушнирский.

Парню было лет 20, темноволосый… На нем был крестик… дамский. Потом говорили, мамин, что его мама ему крестик надела, и крестик, как время пришло, его от гибели спас…

… У бабушки Стеши, в ее стареньком домике, где она одна да заходит соцработница, где нет ни компьютера, ни интернета, ни доступа к ЦАМО, информация о крушении «Дугласа» — вся лишь из детства… И оттуда же знание, что самолет был наш, с нашим советским экипажем, но сделан в США. И что выживший парень с самолета говорил, «… 8 человек было», кроме него…

— А, может, то охотник был, а не человек с самолета?

— Нет-нет, не охотник. С самолета. Я не слухи пересказываю, — немного обижается баба Стеша, — моя мама – Варвара Ивановна Петухова – работала в больнице одной из санитарок, на ней было, на дежурных сутках, полы помыть, постель больным перестелить… А вот я сама парня не видала, но, любопытная Варвара, придя на работу к маме, заходила туда, куда его на одеяле с Тыдына занесли, хотела посмотреть, не разрешили… Он все за шторкой лежал. А потом… По авиакатастрофе работала милиция. Парня перевезли лечиться в город… А выросли мы, и тоже ходили на Тыдын не раз по ягоды, но самолета не видели. Но многие пезасские парни и мужики, где лежит самолет, знали.

Крылья вождя

… Михаил Жолобов (член Кемеровского отделения Русского Географического общества) уже лет семь как собирает по документам ЦАМО и от таежников, охотников информацию по этим двум самолетам. Так, за годы, и выяснил…

По документам:

— В авиакатастрофе у Пезаса погибли 9 человек: Дмитрий Шаталов, Александр Беспалов, Сергей Коростелев, Федор Мац, Борис Персианцев, Анатолий Рычков, Михаил Улыбин, Вячеслав Харченко, Василий Щекин…

И в соцсетях нашел, что в родном краю помнят Улыбина. А в ЦАМО, что он перегнал 91 самолет, покрыв расстояние  в 178375 км!

И нашел в ЦАМО, что в конце Второй Мировой пилот Дмитрий Шаталов тоже был летчиком-перегонщиком. А до того был в группе сопровождения Сталина! Он был в числе тех, кто вез Сталина на переговоры руководителей трех союзных держав! И вполне даже может быть, что именно  его бортом летел сам вождь!…

И, разыскав в соцсетях внучатую племянницу летчика Шаталова, сообщив ей, что ищут самолет (а родные много лет лишь знали, что летчик разбился в Сибири, позже с выкладкой документов ЦАМО, «в районе Пезаса»), услышал:

— Это потрясающе! Мы как дети капитана Гранта! Столько лет ничего и вдруг…

— …А вдруг… — думала я, шагая по Осиновому плёсу дальше с расспросами молодых и стариков, — вдруг Шаталов — тот самый уцелевший, про которого помнит баба Стеша, и, возможно, умерший от ожогов позже? Или, по еще слухам, на борту «Дугласа» был кто-то еще, «сын одного из летчиков», десятый?…

… Внучатая племянница Шаталова подтвердила группе Жолобова про летчика Шаталова и исторические встречи глав держав-союзников:  «…сопровождал Сталина в Ялту и Тегеран». И рассказала, что ее дед пограничник Михаил Шаталов и летчик Дмитрий Шаталов были братьями-двойняшками, они из семьи героя Первой Мировой, советского орденоносца… И оба брата погибли.

 … А что же здешние охотники, они не выходили ли случайно к «Дугласу»?

— Да, нашли, …недавно, — … ответил мне Владимир Григорьев, председатель Среднетерсинского общества охотников и рыболовов.

— Значит, время пришло! — вырвалось у меня.

— Охотник нашел, показал, — пояснил Владимир Григорьев, рассказав подробности про тяжесть пути, — и мы, по данным ЦАМО, уже тоже установили тех, кто разбился… Их было 8.

И в этом списке Шаталова нет.

Но погибших было, мы знаем пока что, 9…

…И так север с югом теперь (обменялись через меня  телефонами, созвонились) объединятся в поиске «Дугласа». И группы Михаила Жолобова и Владимира Григорьева отправятся на следующее лето к самолету. На Тыдыне же сейчас вот-вот ляжет снег.

Комментарий специалистов

О трассе и памяти…

Александр Матвеев из Красноярска, ученый, участник поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ, член Красноярского отделения РГО, ответил на главные вопросы о авиакатастрофе 12.10.1945 у Пезаса:

— Это был самолет, на котором возвращались летчики-перегонщики 12-й Особой Авиагруппы…  Всю войну существовало это подразделение, оно частично перегоняло АЛСИБ (прибывшие с Америки, с Аляски, американские самолеты по лендлизу, вообще по АЛСИБу в СССР поступило тогда  порядка 8100 самолетов)… Но основной задачей подразделения было перегонять наши самолеты с наших авиазаводов из Комсомольска-на-Амуре, с Иркутска, бомбардировщики дальние, «пешки» («Пе-2», «Пе-3»… — Авт.).

И в 1945-м, после Победы над Германией, армия все еще жила по военному времени, продукция поставлялась всё так же в соответствии с планами, перегоны продолжались… И тогда, в октябре 1945-го эти летчики отогнали самолеты из Иркутска (с авиазавода. – Авт.) в Москву и возвращались на одном самолете-«транспортнике». И «транспортник» разбился.

— Почему?  

— … это были опытнейшие люди. Но не всё решало качество пилотов, матчасть… На трассе были очень тяжелые погодные условия – летом сплошной дым от пожаров лесных, осенью, зимой, весной – туман. В таком тумане и у Пезаса они могли запросто въехать в вершину горы…

С 1941 по 1945-й только в Красноярском крае произошло порядка 67 авиакатастроф (на перегонах и не только…), погибло 125 человек летного состава. Нами уже поставлено 29 памятников на местах авиакатастроф, с захоронением экипажей. И у вас, в Кузбассе, тоже было не одно и не два крушения разных  самолетов в те годы…

— А разбившийся у Пезаса «Дуглас» мог быть какого качества?

— Очень высокого.

-А мог в катастрофе у Пезаса кто-то уцелеть?

— Думаю, нет… Катастрофа произошла уже сибирской зимой, в октябре в горах всегда большой снег.

— Там снег обычно с 10 сентября примерно, — пояснит так же кузбасский профессиональный охотник Геннадий Фадеенко, не раз бывавший на Тыдыне. – Я тоже, и давно, слышал: кто-то с этого самолета, разбившегося на Тыдыне, выжил… Маловероятно, но… Бывает изредка осень, когда снег смывается дождями, и в начале октября лежат лишь «заплатки»…

— И в ту осень большой снег выпал после того, как нашли парня с самолета, — добавит позже пезасская бабушка Сыромукова Степанида…

Другие статьи на эту тему

Царский подарок

В начале XX века известный российский художник Вучичевич-Сибирский получил в дар кузбасскую землю… аж от императорской семьи! Документ об этом найден недавно. Тайна, почему художник, приехав из Петербурга в Сибирь, поселился под конец в тайге, под Крапивино, на заимке, наконец, раскрыта!

Два «Дугласа» – одна судьба…

Правда – 75 лет спустя: учёные нашли акт о крушении советского американского самолёта на кузбасской горе Тыдын. Это было самое нашумевшее, несмотря на секретность, невероятное и, как выяснилось, массовое ЧП.

Последние тайны Металлического Быка

Кузбасскому самому древнему художественному изображению символа Нового 2021 года – примерно столько же лет! Кто его сделал, как носил, для чего, какая в нем была и даже до сих пор есть… магия, выяснил наш корреспондент…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети