Бесценный опыт Клима Тарасенко
Выпускник шведской бенди-гимназии четыре сезона играл за кемеровской клуб.
Как уже сообщала наша газета, полузащитник Климентий Тарасенко, выступавший за кемеровский «Кузбасс» в 2016-2020 годах, подписал контракт со шведским клубом «Хаммарбю» (Стокгольм).
В форме нашей команды мастеров уроженец Хабаровска провел 146 официальных матчей (чемпионат и Кубок России), заработал по системе «гол плюс пас» 42 (9+33) балла. Тарасенко – бронзовый призёр молодежного первенства страны-2017 в составе «Кузбасса-2».
Хоккейное образование Клим получил в Швеции – бенди-школе в Стокгольме и бенди-гимназии в Эдсбюне, где, кстати, «Кузбасс» играл в «Кубке чемпионов» (в 2013 и 2015 годах). «Хаммарбю-1995», за который он выступал, завоевал юношеский Кубок мира-2010.
У Тарасенко российское и шведское гражданство, в отечественной суперлиге он не считался легионером. Четыре года Клим защищал цвета юношеских и юниорской сборных России, а в 2014-м заработал в норвежском Осло золотую медаль первенства мира среди хоккеистов не старше 19 лет. Наставники чемпионов – Олег Григорьевич Свешников (отец многократного чемпиона мира и России Михаила Свешникова) и Александр Валентинович Тарасенко (отец Клима).
Тарасенко-старший без малого три сезона (2017-2020 г.) работал в «Кузбассе», будучи помощником главного тренера Алексея Владимировича Китькова. В 2018-м под руководством этого тандема наша команда вышла в полуфинал чемпионата страны, показав лучший результат с 2011 года.
Семья Тарасенко живёт в Бурленге – городе в центральной части Швеции с 50-тысячным населением. Александр Валентинович до перехода в «Кузбасс» тренировал местный бенди-клуб, выступающий в подэлитной лиге национального чемпионата; работал и со сборной Сомали, составленной из эмигрантов.
Отличный коллектив, доброжелательная атмосфера
– Конечно, благодарен «Кузбассу» за четыре полноценных сезона в команде, это время вызывает у меня только положительные эмоции, – сказал Клим Тарасенко в интервью нашей газете. – Приехал в Кемерово в 21 год, по сути, мальчишкой, а возвращаюсь в Швецию с большим опытом матчей в российской суперлиге. Без преувеличения, это бесценный опыт, который, надеюсь, поможет мне в дальнейшем. В «Кузбассе» – отличный коллектив, веселые, общительные ребята, в раздевалке самая доброжелательная атмосфера.
В бытовом плане не было проблем: жили с отцом рядом со стадионом «Химик», машина нам не требовалась, полностью концентрировались на хоккее.
– Как долго адаптировался в российской суперлиге?
– Один сезон. Потом привык к перелетам-переездам, второй и третий год в «Кузбассе» чувствовал себя вполне комфортно. А вот в этом сезоне накопилась усталость, прежде всего, психологическая. Всё-таки четыре года вдали от дома. Появилось желание вернуться в Швецию. Да и высшее образование надо получить, буду поступать в университет в Стокгольме или в другом городе на специальность «спортивный менеджмент». В 2016-м я поступил в университет в Фалуне, но потом взял паузу в учёбе. Теперь же пришло время продолжить образование.
В России я бы не смог учиться в вузе: есть языковой барьер, по-русски общаюсь свободно, а вот письменную речь уже вряд ли смогу освоить.
– Самый памятный для тебя матч за «Кузбасс»?
– Запомнились игры плей-офф в сезоне, когда вышли в полуфинал. В четвертьфинале в серии до двух побед переиграли ульяновскую «Волгу», а в полуфинале достойно соперничали с красноярским «Енисеем».
В двух последних сезонах уступали в четвертьфиналах хабаровскому «СКА-Нефтянику». Не хватало нам стабильности, чтобы подняться в таблице выше и избежать противостояния с лучшим клубом страны, который даже не в оптимальном состоянии побеждал, что называется, на классе. Скажу, что у «Кузбасса» большой потенциал, но не удалось его реализовать в полной мере. Поэтому в спортивном плане и для команды, и для меня осталась определённая недосказанность.
– Клим, доволен количеством игрового времени в «Кузбассе»?
– Сколько заслужил, столько и получил. Освоился на позиции опорного полузащитника. Оптимальная для меня позиция на поле, не считаю себя игроком для завершения атакующих действий команды. Надо выполнять и черновую работу, она не очень заметна, но очень важна в коллективной игре. Возможно, через пару лет меня потянет на передний край атаки. Не буду загадывать, жизнь покажет.
– От травм судьба миловала?
– За четыре сезона в «Кузбассе» пропустил всего два матча, но не из-за травм. Вообще планирую играть долго. Мне 25 лет – самый игровой возраст. Далеко не все «выстреливают» в юниорах, у всех разная пора хоккейной зрелости.
– Почему решил продолжить карьеру именно в «Хаммарбю»?
– В Стокгольме я начал заниматься хоккеем с мячом в семь лет. С командой «Хаммарбю-1995» выиграли почти все турниры в своей возрастной группе. Мечтал, что когда-нибудь вернусь на стадион, где учился играть, где восхищал болельщиков «звезда» шведского бенди, мой любимый хоккеист Йонас Клаессон.
…Что ж, мечты иногда сбываются. Мотивация зачастую выше таланта, о чём красноречиво свидетельствует история о двух теннисистах, которую Клим прочитал в интервью шведского психолога: «Один – суперталант, второй – средних способностей. Но чемпионом стал не первый, а второй. Почему? А все дело в мотивации и позитивном настрое. Суперталант успешно выполнял девять из десяти подач и очень огорчался, «запарывая» одну подачу. Не столь одаренный игрок, наоборот, радовался, когда у него получалось одна подача из десяти. В итоге один досрочно закончил карьеру, а второй выиграл турнир из серии «Большого шлема».
Плодотворный обмен с бенди-королевством
Цвета «Хаммарбю» защищает воспитанник кемеровской спортивной школы 33-летний Иван Лебедев, бронзовый призёр чемпионата России-2010 в составе «Кузбасса». А ранее в столице бенди-королевства выступал наш 40-летний земляк Павел Якушев, играющий тренер кемеровской «молодежки» в минувшем сезоне.
Автор этих строк встречался с Климом Тарасенко накануне его первого сезона в «Кузбассе». Тогда он говорил, что нацелен закрепиться в нашей команде, что в итоге ему и удалось. Наверное, благодаря и тому, что не зацикливается на неудачах, а старается акцентировать внимание на позитивных моментах.
Кстати, Тарасенко отлично справлялся с ролью переводчика, когда в Кемерово приезжали делегации шведских клубов. Год назад он помог нам с коллегой Русланом Кармановым взять интервью у шведского бомбардира Криса Эдлунда и известного тренера Тони Линдквиста, который в следующем сезоне будет работать в «СКА-Нефтянике» ассистентом Михаила Свешникова.
Алексей Китьков считает, что Клим со временем успешно адаптировался в российской суперлиге и добился игрового прогресса.
Примечательно, что Китьков, возглавивший «Кузбасс» в марте 2017-го, три сезона выступал в Швеции, и скандинавская командировка стала для него большой школой:
– В Швеции жизнь построена на позитиве. К примеру, тренировочный процесс. Сыграл хорошо в каком-то эпизоде, на этом заострили внимание. Если сыграл плохо, на этом не делают акцента, никто на тебя не кричит. Подходит тренер и объясняет, в чём ты ошибся, как правильно сделать. Когда видит, что у тебя получается, опять похвалит. Здесь очень важен психологический момент: в памяти остаётся только хорошее. И в команде стараются сосредоточиться на позитиве: если проиграли, можем извлечь какой-то опыт и в следующий раз победить. Матч закончился, и невозможно изменить его результат, но можно в дальнейшем исправить ошибки.
На командных собраниях никто не тушуется, каждый имеет право голоса и высказывает свою точку зрения, говорит о том, что наболело. Руководители принимают решения, берут на себя ответственность. И в помине нет закулисья. Конечно, из-за языкового барьера я не мог в полной мере участвовать в этих дискуссиях. Но почувствовал благоприятную атмосферу в коллективе: люди раскованны, уверены в себе, готовы вместе двигаться дальше. В технике, тактике, «физике» мы на равных или даже опережаем шведов, а в психологии отстаём. У скандинавов упор делается именно на психологическую подготовку.
В бенди-королевстве Алексей Китьков совмещал хоккей с работой курьера в клубном магазине. Предстоит совмещать хоккей с работой и Климу Тарасенко, подписавшему контракт с «Хаммарбю» по схеме «один плюс один», то есть через год он или останется в Стокгольме, или продолжит карьеру в другом клубе. Удачи, Клим!