Актуальное

Лучшие в Сибири

10 марта 2020 | Сергей Исмагамбетов

С 28 февраля по 1 марта в Томске прошёл полуфинал всероссийского профессионального конкурса «Учитель будущего» для участников из Сибирского федерального округа. Кузбасс представляла самая большая делегация – 20 команд (60 педагогов). И конкурсанты из нашей области показали отличный результат. Как это было – в материале корреспондента «Кузбасса».

 Педагоги проявляют себя

В актовом зале ТГПУ – старейшего педагогического вуза в Сибири – участники конкурса «Учитель будущего» знакомятся друг с другом. На полуфинал окружного этапа приехало более 170 педагогов из восьми регионов СФО. Иркутская и Новосибирская области делегировали по 33 человека, Алтайский и Красноярский края – по двенадцать, Омская и Томская области, а также Хакасия на троих прислали 15 учителей. Ещё шесть участников – студенты сибирских вузов. Но больше всего представителей Кузбасса, со всех сторон слышно: «Мы из Кемерова!», «А мы из Междуреченска!», «Итатский тоже здесь!». А ещё Новокузнецк, Белово, Калтан, Топки, Прокопьевск, Анжеро-Судженск – в общей сложности 60 наших земляков, как опытных преподавателей-предметников, так и имеющих небольшой стаж педагогов. Отсутствие ограничений – одна из отличительных черт первого общероссийского конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

«Ещё одна особенность нашего конкурса в том, что он командный, в каждой команде по три человека, – поясняет руководитель проекта «Учитель будущего» Андрей Богданцев. – Конкурсные задания составлены таким образом, что не предполагается подготовительной домашней работы. Учителя проявляют себя здесь и сейчас. Наша главная задача – чтобы педагоги, приехав на окружной полуфинал, а в перспективе и на финал, объединились над решением общих задач. Часть конкурсных испытаний предусмотрена таким образом, что разные команды будут работать вместе. Нам очень приятно, что конкурс «Учитель будущего» вызвал большой интерес. К нам из Кемеровской области поступило более 1,8 тысячи заявок на участие в предварительном этапе в виде онлайн-тестирования, больше только у Санкт-Петербурга».

Из Кузбасса на конкурс поступило более 1,8 тысячи заявок.

Предстартовая разминка

В ожидании первого испытания под названием «Дебаты 2.0» участники конкурса строят предположения, какие темы будут даны для дискуссии. Ведь сфера образования включает в себя множество вопросов, которые не имеют однозначного ответа. Разминаясь перед стартовым заданием, педагоги в коридоре обсуждают, какими в будущем должны стать учитель в частности и образование в целом.

«Мы видим будущее школы в метапредметном направлении, в интегрированных уроках. Нам очень импонирует финская школа образования, которая предполагает изучение не каждого предмета в отдельности, а когда знания в разных отраслях соединены в один пазл. То есть какой-то временной период или явление рассматриваются со всех сторон, – говорит Юлия Стрельникова, участница команды средней общеобразовательной школы №2 г. Топки. – Я думаю, это и самим учителям будет интересно, потому что они будут хорошо знать не только свой предмет, и детям, которые получат полную картину мира. Я хоть и преподаватель английского языка, однако дети часто задают вопросы, касающиеся истории или географии, и я должна дать им правильные ответы».

«Дебаты 2.0» проходили сразу в нескольких аудиториях. Дискуссионные вопросы были одинаковы для всех участников, эксперты, в первую очередь, оценивали умение учителей аргументировать свою позицию и вести конструктивный диалог. Правда, темы для обсуждений организаторы конкурса попросили сохранить втайне, ведь полуфиналы ещё не прошли в большинстве федеральных округов России.

Беловские учительницы, удостоившиеся главных лавров, с организаторами конкурса.

Двойная командная победа

Кейс-игра – это другой этап «педагогического триатлона», посвящённый решению затруднительных обстоятельств, с которыми учителя сталкиваются в повседневной практике. Ученик не согласен с поставленной ему оценкой, в классе во время урока очень быстро разгорается конфликт между группами школьников, попытки детей сорвать занятия – схожих ситуаций могут быть сотни. И учителя, которым во время кейс-игры описывают конкретный школьный конфликт, должны найти оптимальный способ его разрешения.

«Я работаю в начальной школе, и даже там без конфликтов не обходится, хотя дети ещё совсем маленькие. И если назревающие конфликты сразу не загасить, они могут перерасти в серьёзные проблемы. Главное, чтобы после разбора ситуации ты оставался в глазах ребёнка честным и справедливым, чтобы после конфликта ребёнок к тебе относился даже с большим уважением, чем после конфликта, – рассказывает, опираясь на собственный педагогический опыт, Людмила Толмачёва из средней школы калтанского посёлка Малиновка. – Вообще, формат конкурса очень необычный и интересный, я в таких ни разу не участвовала. Если честно, сначала, когда только приехали, было страшно и непонятно, а по ходу прохождения испытаний появляется такой азарт!».

Как говорят другие конкурсанты, работа в командах им знакома. Многие педагоги в своих школах, гимназиях и лицеях коллективно разрабатывают проекты и программы развития. В каждой команде собраны профессионалы, причём кто-то прекрасно себя чувствует в роли организатора, у кого-то чуть лучше развито креативное мышление, другие в совершенстве владеют научно-методическим аппаратом. Но если коллеги из одного учебного заведения хорошо знакомы друг с другом, то с учителями из других регионов необходимо сработаться в течение дня.

«Испытание «Методический конструктор», где надо было придумать что-то новенькое в образовательном процессе, мы проходили в паре с командой из Иркутска, – говорит учитель информатики и ИКТ из лицея №22 г. Белово Наталья Химченко. – У нас сплочённая команда, и когда мы взаимодействовали с другими участниками, было удивительно, насколько люди открытые, как они охотно шли на контакт. Чувствовалось, что все мы занимаемся одним большим делом. Вместе с иркутянами мы разработали интерактивный «лист», представляющий собой электронный образовательный тренажёр. Ученику даётся научно-популярный текст, он должен его осмыслить, значение непонятных терминов посмотреть в интернет-источниках. Далее, например, передать его смысл в картинках не умеющему читать дошкольнику или перевести главную мысль на английский язык. Мы придумали разные формы, чтобы при освоении материала были задействованы различные школьные предметы и способы интерпретации».

По словам конкурсантки из Белова, объединённая кузбасско-иркутская команда дорабатывала свой интерактивный «лист» даже ночью. Изначально хотели использовать в проекте как можно больше интернет-сервисов, но, по совету экспертов, выбрали вариант «лучше меньше, да лучше». Этот ход оказался выигрышным: команда беловского лицея №22 не просто прошла в финал, но и совместно с иркутскими товарищами получила специальный приз – мини-станции «Алиса» и сертификат на прохождение курсов по разработке электронных пособий. Кроме того, эксперты в дальнейшем помогут авторам довести проект до ума и посодействуют в его продвижении.

«Когда на подведении итогов объявили нашу команду – это был восторг! В этом конкурсе самое главное – конечно, команда, которая вместе с тобой участвует, единение, быстрота мыслей, креативность. Главное – идти вперед и не останавливаться, – делится впечатлениями лидер беловской команды, учитель английского языка Елена Глушкова. – Получается, что мы дважды победители, и наш труд, наш мозговой штурм – они прошли не зря. Вообще весь конкурс «Учитель будущего» – это мозговой штурм. Работы у нас много впереди, будем готовиться, впереди у нас Москва!».

Окружной полуфинал стал триумфальным для Кузбасса. Если от Новосибирской области в финал вышли три команды, от остальных регионов и того меньше, то Кемеровская область в столице будет представлена сразу пятью командами (из 13 финалистов от СФО). Решающий этап состоится в следующем месяце, кузбасские педагоги поборются за главный приз – заграничную стажировку.

Команда из Малиновки.

Итоги

Финалисты конкурса «Учитель будущего» от Кузбасса:

* Гимназия №21, г. Кемерово: Валерия Климкина, Елена Лысенко, Дарья Ма Динь.

* Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова, г. Калтан, поселок Малиновка: Людмила Толмачева, Елена Борик, Наталья Нестерова.

* Лицей №20, г. Междуреченск: Наталья Юрченкова, Лариса Пугачева, Анастасия Сидельникова.

* СОШ №90, г. Кемерово: Ольга Дектярева, Ирина Илюхина, Татьяна Филатова.

* Лицей № 22, г. Белово: Елена Глушкова, Елена Белова, Наталья Химченко.

Другие статьи на эту тему

15 октября

В Кузбассе открылась выставка картин учеников создательницы зыбкого мира фэнтези

Работы талантливой кемеровчанки известны ценителям живописи «под авторским соусом» уже далеко за пределами Кузбасса. Ирина…

15 октября

Студент из Новокузнецка оживил «цифру»

Новокузнечанин завоевал бронзу на IV Отраслевом чемпионате в сфере информационных технологий DigitalSkills 2022, который состоялся…

Инновационная сварка

Имя юргинского учёного будет занесено в национальную Книгу почёта

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс