Гидропоника и другие «фишки» современной школы

30 октября 2019 | Алена Смирнова
Гидропоника – в действии!

Цифровизация сегодня – это глобальная тенденция. Всё переходит на «цифру», в том числе и образование. Президент страны Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию в феврале нынешнего года подчеркнул необходимость дальнейшего широкого внедрения в учебный процесс современных технологий и цифровых образовательных инструментов. По мнению главы государства, такие новшества сработают на качество получаемых детьми знаний. Механизм реализации данных вопросов обозначен в нацпроектах «Образование» и «Цифровая экономика Российской Федерации», инициированных президентом.

Так, постепенно на смену традиционным приходят цифровые в широком понимании этого слова школы. Тренд коснулся и общеобразовательных учреждений нашего региона. По данным департамента образования и науки Кемеровской области, на сегодняшний день таких школ в Кузбассе десять. Кроме того, как мы уже рассказывали, в территориях успешно реализуется проект «Моя новая школа», в рамках которого учебные заведения преображаются и оснащаются новейшим оборудованием.

А что собой представляет цифровая школа? Этому и посвящен наш сегодняшний разговор с Натальей Белоноговой, директором цифровой школы №2 посёлка Постоянный Калтанского городского округа.

Раскрыть таланты каждого

Школа №2 как самостоятельная общеобразовательная организация существует два года. Здесь в одну смену обучается 661 ребенок. На 26 классов – 32 учителя-предметника.

«Всякий ребенок по природе своей уникален, поэтому наша задача – раскрыть заложенные таланты и способности – в спорте, искусстве, науках, профессии, имея такие современные и неограниченные возможности школы, – рассказывает Наталья Белоногова. – Условия, созданные для работы, это условия современной цифровой школы. В первую очередь имею в виду оснащение актуальным оборудованием, скоростным интернетом, электронными образовательными программами».

Директор школы уточняет, что интернет применяется как обучающая площадка. Речь идет о виртуальном документообороте, ресурсном центре, созданном на базе школы, возможности дистанционного обучения и педагогов, и детей. «Осваивая пространство цифровой школы, учитель испытывает естественную потребность в повышении педагогического мастерства, – объясняет Наталья Александровна. – Ведь используется не только обширный спектр возможностей, одновременно требуется постоянное самосовершенствование в профессиональном плане».

Учиться стало модно

В цифровой школе приобрел особый статус информационно-библиотечный центр, запускается в работу собственное телевидение «School TV», вводится трансляция электронных учебников в единую образовательную среду… Есть здесь и бассейн, и стадион, и тренажерный зал с инвентарем для фитнеса как для учащихся школы, так и для жителей поселка.

На пришкольном участке оборудовано двенадцать площадок, в том числе автогородок, волейбольная и баскетбольная локации, теннисный корт, площадка начальной военной подготовки. Неудивительно, что школа становится учебным, социокультурным и спортивным центром развития всего Калтанского городского округа.

При этом ведущим в школе все-таки является естественнонаучный профиль. Так, в отдельной лаборатории здесь установлен цифровой микроскоп, аналогов которому в Кузбассе пока нет.

«С помощью такого микроскопа легко не только проводить наблюдения, но и получать фото- и видеоизображения результатов опытов, – гордится Наталья Александровна. – Для этого используется специальное программное обеспечение. Преимущества такого микроскопа – наглядность (опыты демонстрируются в режиме реального времени большой аудитории), а также возможность использовать компьютер для обработки данных».

Закономерным итогом таких прикладных экспериментов стала победа юных калтанцев в научно-практической конференции «Школьный университет-2018».

Понятно, что для использования в учебном процессе подобного оборудования нужны профессионалы особого уровня. Учителя химии и биологии школы №2 получили новые компетенции в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, переняли опыт у коллег из цифровых школ области и России, прошли дистанционное обучение. И полученными знаниями они теперь блещут не только на уроках. Так, например, учитель химии Лариса Мокрушина уже победила во Всероссийском конкурсе на денежное поощрение лучших учителей страны.

Плодоносная специфика

Отдельный кабинет в калтанской школе оборудован для проведения лабораторных работ по химии и биологии. А особо заметны здесь успехи в освоении гидропоники, которая вообще стала своеобразным «фирменным знаком» образовательного учреждения.

Гидропоника – это выращивание растений без использования земли, «работает» в данном случае вода, обогащенная минералами. Так вот, в школе №2 установлены специальные гроубоксы со смонтированной автоматизированной системой питания.

«Если посев в землю растет вниз, происходит увеличение корневой системы, то гидропоника позволяет увеличить рост растения вверх на два-три сантиметра, – уточняет директор. – Работа наших старшеклассников на XX юбилейной специализированной выставке-ярмарке в Новокузнецке «Образование. Карьера» в марте 2018 года получила высокую оценку жюри. Важно, что этот метод в дальнейшем позволит привить учащимся интерес к сельскому хозяйству».

Ребята профильного класса уже вырастили таким способом рассаду томатов, корнишонов, редиса, клубники, петунии, листья салата разных сортов.

С помощью гидропоники можно получать экологически чистый продукт круглый год.

«А новым проектом для реализации в школе по желанию учащихся станет проект «Альпинарий своими руками», – добавляет Наталья Белоногова. – Это композиции из камней и растений на школьном участке, где будет высажена часть растений, выращенных в недрах гидропоники».

Результаты своих опытов ученики цифровой школы фиксируют в специальном журнале исследований. Фото из архива школы №2 Калтанского городского округа.

Актуальные направления в образовании

А еще ребята в калтанской школе погружаются в направления современной медицины, пищевой промышленности, в сферу сельского хозяйства через лекции и практические занятия с ведущими специалистами города, педагогами из других школ округа, преподавателями вузов профильных дисциплин. Как уверена Наталья Белоногова, возможность сотрудничества с вузами позволяет учителям выстраивать модель преемственности в образовании: от школы к высшему учебному заведению.

В качестве других примечательных цифровых элементов школы №2 можно назвать рабочие места и педагога, и учащихся. Они автоматизированы. В каждом учебном кабинете установлен современный интерактивный комплекс: документ-камера, многофункциональное устройство, планшет учителя. В начальной школе работают мини-лаборатории для исследовательской деятельности. Наглядным результатом проделанной в этом направлении работы стала победа учителя начальных классов Яны Брагиной в областном конкурсе «Новая волна-2018».

Цифровизация образования помогает реализовать и художественно-эстетическое направление учебного процесса. Помимо большого актового зала в школе №2 есть литературная гостиная для внеклассных занятий, встреч с интересными людьми. А одна из рекреаций оборудована для изучения астрономии: установлен мини-планетарий, телескоп, модели глобусов, планет.

Обустроено в школе и пять локаций для отдыха учеников, а также зимний сад, сенсорная комната – всё это способствует здоровому психологическому развитию детей.

«Места для отдыха учащихся оснащены интерактивной панелью, жидкокристаллическими телевизорами, диванами», – перечисляет директор Наталья Белоногова.

Словом, достоинств у школы нового вида много. Однако и в этом вопросе не всё так радужно. Дискуссии по поводу цифровизации образования ведутся жаркие. Одни выступают «за», другие «против». Но совершенно очевидно, что мир меняется, он становится цифровым, и чтобы приспособиться к новым условиям, необходимо владеть соответствующим багажом знаний, который не получить, сидя с одним только учебником за партой.

Кстати

В школе №2 применена часофикация, то есть установлена система единого времени. Звонки в школе запрограммированы и подаются автоматически. Синхронизация времени на часах, установленных во всех кабинетах здания, контролируется через спутники GPS/ГЛОНАСС.

Для справки

Цифровые школы Кузбасса

В Кемерове – школы №14, 36, 42, 78, 85; в Новокузнецке – №112; в Калтанском городском округе – №2; в Гурьевске – №11; в Салаире – №25; в Промышленновском районе – Журавлевская основная общеобразовательная школа.

Другие статьи на эту тему

15 ноября

Команда из Кузбасса примет участие в финале национального чемпионата «Абилимпикс»

Отборочные соревнования и финал всероссийского чемпионата «Абилимпикс» состоятся уже скоро: с 18 по 22 ноября…

15 ноября

В Кузбассе появился первый класс Росгвардии

В кемеровском клубе воинской части 6607 состоялось торжественное открытие класса Росгвардии на базе городской школы…

11 ноября

К вершинам по ленте Мёбиуса

В Кемеровской области выбрали «Самого классного классного» 2019 года. Им стала Алена Сорокина, учитель английского языка школы №3 Анжеро-Судженска.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети