Соцсети:

Максим Дахненко: «Бьюсь за положительных героев»

28 октября 2019 | Екатерина Семенова
Максим Дахненко
Максим Дахненко. Фото Федора Баранова.

Фамилия Дахненко хорошо знакома кузбасским ценителям театрального искусства: с 1977 года почти два десятка лет яркий актер Аркадий Дахненко служил в кемеровской драме. Видимо, верность одному театру передается по наследству, и сын Аркадия Евстафьевича – Максим – уже более 25 лет играет на сцене Московского художественного академического театра имени Горького. О превратностях профессии, о соперничестве с Сергеем Маковецким и Александром Ширвиндтом, а также о том, как он «сделал» Гамлета, Максим Дахненко рассказал на своей творческой встрече в Кемерове.

 Начало пути

В «Википедии» написано, что я родился в Кемерове, и я уже не противлюсь этому. Скажу больше: мне иногда самому кажется, что было именно так. Но справедливости ради отмечу, что на свет я все-таки появился в Омске. А потом моему папе – заслуженному артисту РСФСР Аркадию Евстафьевичу Дахненко – предложили роль Арбенина в «Маскараде» в кемеровской драме, и в 1977 году наша семья переехала в Кузбасс. Мне тогда было пять лет. «Маскарада» в итоге не случилось, но мы все равно остались здесь. В Кемерове я ходил в детский сад, потом в школу №84 и закончил ее в 89-м году.

Когда пришло время поступать учиться дальше, даже вопроса не стояло, куда я пойду: как-то сразу было определено, что стану актером. На семейном совете мы решили, что я должен попробовать свои силы в Москве: в школе-студии МХАТ, ГИТИС, театральном институте имени Щукина, высшем театральном училище имени Щепкина. В первых двух я пролетел сразу же. А что касается Щуки, то когда пришел на третий тур, так страшно волновался, что провалился по полной. Вышел с экзамена и сказал расстроенно маме, ждущей меня в коридоре: «Я – всё. Давай теперь в Щепку, а потом домой». Видно, меня отпустило, в Щепке я разошелся и поступил в это училище.

Студенчество было совершенно счастливым временем, которое закончилось, впрочем, трагично. В конце моего последнего курса умер папа. Хорошо, что я успел ему сказать, что меня берут в МХАТ имени Горького. Помню, что 1 апреля 93 года я побежал к телефону-автомату, бросил 15 копеек и позвонил домой рассказать новость, а 7 апреля папы не стало. Вечером того дня у меня был спектакль (пусть и эпизодическая роль), и мне пришлось выходить на сцену. С этого началась моя взрослая жизнь и взрослые поступки.

Судьбоносная «Белая гвардия»

Спектакль по роману Михаила Булгакова символичен для меня: именно «Белая гвардия» стала первой постановкой, в которой я был занят в МХАТе. Помню, как 4 сентября 93 года я стоял «мертвечиной» в массовке (мы играли солдат, попавших в рай). На мне были белые рубашечка, галифе, и меня трясло. Я молился, чтобы быстрее всё закончилось…

Кто знал, что через 26 лет я сыграю в этом спектакле Мышлаевского… За эту роль меня, кстати, в прошлом году выдвинули на премию «Звезда театрала». Мы с женой приехали на премию в красивых нарядах, нас окружают знаменитые люди… Я – в номинации с Александром Ширвиндтом и Сергеем Маковецким, надеюсь на чудо. Но оно не произошло: оба этих актера разделили первое место. Сначала вызвали на сцену Маковецкого, а потом объявили, что удивительным образом голоса разделились поровну, и поэтому были выбраны сразу два победители. Мы с супругой переглянулись: вдруг это все-таки я? Но тут на сцену выходит Александр Анатольевич… Но все равно эта номинация для меня важна: у нас очень закрытый театр, и мы, как правило, не участвуем в конкурсах.

Об актерской судьбе

Во МХАТе имени Горького я служу с 1993 года, никогда не уходил. Сейчас, правда, идет второй раздел театра (первый был в 1987 году, когда Татьяна Васильевна Доронина и Олег Николаевич Ефремов разъединили МХАТ СССР на два культурных учреждения). Если вкратце о том, что происходит, то Татьяна Васильевна ушла от управления театром, и на ее месте сейчас новые люди. Мы все сидим, словно на пороховой бочке, и я даже представить не могу, чем всё закончится, но это больная тема и я пока не готов ее обсуждать.

Так вот, когда ты приходишь в театр, тебе дают какую-нибудь несложную роль. Если вдруг ты не выучил слова или что-то случилось, то тебя отправляют играть гриб в шестом ряду в третьем составе. И пройдет еще несколько лет, пока ты не докажешь, что способен на большее. А я как раз перед вводом в новый спектакль попал в больницу с гайморитом, и всё у меня отменилось. Обо мне забыли, театр пошел дальше, а у меня начались эпизоды. Помню, как на очередном разборе Доронина говорит: «Эй, ты, ты неправильно держал букет». При этом ты в массовке с еще 15 людьми, но Татьяна Васильевна говорит это именно тебе. Ты тут же бежишь в отдел кадров, пишешь заявление на уход: «Я талант, я должен Гамлета играть, а мне не дают». Но по факту всё нормально, и все актеры через это проходят – так вырабатывается стержень. Но это сейчас я так легко об этом рассказываю, а вообще за свою работу в театре я семь раз бегал писать заявление, но на следующее утро остывал и забирал его обратно.

Также я давно заметил, что всегда выпадает шанс, и если ты правильно им воспользуешься, то идешь дальше. Если нет, то ждешь других дверей. Однажды с одним актером что-то случилось, и меня срочно вызвали на замену на роль Марка Волохова в спектакле «Обрыв», так как я жил в общежитии в 25 метрах от театра. Вводила в постановку меня Любовь Васильевна Пушкарева, народная актриса РСФСР… Вот сейчас я бы так сыграл эту роль! Внутри меня есть всё, что необходимо для этого! Но тогда неделю Любовь Васильевна со мной билась и делала из мальчика мужа. Мне только-только исполнилось 25-26 лет, и я не понимал многих вещей, необходимых для роли, но очень старался. Однако главное не это, а то, что в «Обрыве» меня заметил Валерий Романович Белякович, создатель «Театра на юго-западе». Позже он ставил у нас «На дне», и я не был в распределении. Но один актер не мог играть, и когда Белякович спросил, кто из труппы есть темпераментный, ему сказали про меня. Он меня вспомнил, и я сыграл в этом спектакле. Тогда уже Татьяна Васильевна меня заметила, и понемногу начались роли. Кстати, у Дорониной я прошел все стадии признания, которые можно отследить по тому, как она ко мне обращалась: от «Эй, ты», через Дахненко, потом Максима, а уже потом я стал Максиком.

О вечном «Гамлете»

Это, наверное, вечная история, что актеры хотят сыграть Гамлета. Так вот, у меня он был, правда, особый. Это случилось лет пять назад, когда Валерий Романович Белякович ставил у нас спектакль. Мне еще до официального распределения по секрету шепнули, что Гамлета сыграю я. Я был настолько психологически готов к этой роли, что мне казалось это абсолютной правдой!

Тем же вечером я достал Шекспира с полки и начал готовиться. Одновременно с этим мне предложили съемки в кино, и надо было выбирать. Я решил поговорить с Беляковичем, когда он в следующий раз придет в театр. Правда, он оказался не один, а с другим нашим актером. Так вот, Валерий Романович видит меня и говорит: «Макс, ты представляешь, я хотел, чтобы ты Гамлета сыграл, а не дали!». А второй актер комментирует со смехом: «Тогда я бы был Офелией!». Это была доля секунды, буквально миг! Я извинился и, не теряя лица, объяснил, что съемки начинаются, и мне надо знать, попадаю я в спектакль или нет. Он перебивает и говорит, что я буду Лаэртом, и от меня надо только выучить текст и за неделю до премьеры показаться. Но я его уже не очень слышал. Потом убежал в парк, где расплакался, – так больно мне было! Но потом я в очередной раз понял, что ничего не дается просто, так и эта история дала мне такую подпитку! Озеро внутри меня расширилось, и оно перелилось за края, и всё это я отдал в «Гамлете». Актеру, сыгравшему в итоге главную роль (мы, кстати, дружим), я сказал потом, что я его сделал.

О кино

Помимо театра, я еще играю в кино, и только там я узнал, что у меня, оказывается, отрицательная фактура лица. Поэтому, хотя я такой сам по себе добрый и всех люблю, мне предлагают роли негодяев, зачастую еще с какими-то отклонениями. Да, я люблю отрицательных героев: там есть что играть, но бьюсь за положительных. И они стали появляться в моей фильмографии, чему я несказанно рад!

Кроме того, я занимаюсь дубляжом и озвучкой. Мне очень везет на близких и хороших людей вокруг, и мой друг – гениальный актер в РАМТе Илья Исаев, чьим голосом говорит половина западных звезд, – как-то предложил мне тоже попробоваться. Так я озвучил ведущего в игре «Книга заклинаний» для приставки. Казалось бы, работа несложная, но пришлось провести месяц в студии, почти без выходных.

Также моим голосом говорит герой Киану Ривза во второй и третьей частях франшизы «Джон Уик». Потом мы вместе с супругой пошли в кинотеатр, чтобы посмотреть, как всё получилось: такая работа над собой и ошибками необходима для актера. После окончания сеанса выходим из зала, по экрану бегут титры, и говорят, что Джона Уика озвучил Максим Дахненко. Я сразу стал оглядываться: вдруг кто узнает, но нет, этого не произошло. Есть минусы нашей микрофонной профессии…

Личное дело

Максим Дахненко – Заслуженный артист Российской Федерации. В 1993 году окончил Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина и был принят в труппу Московского Художественного академического театра им. Максима Горького.

Снимается в кино и сериалах («Шеф-2», «Ленинград 46», «Высокие ставки», «Анна-детективъ», «Последний богатырь», «Купчино»), а также занимается дубляжом.

Другие статьи на эту тему

27 ноября

Прокопьевскому Дворцу культуры присвоено имя Иосифа Кобзона

Прокопьевскому Дворцу культуры «Зенковский» присвоили имя народного артиста СССР Иосифа Кобзона, сообщил глава города Андрей…

23 ноября

Про «Маленьких дикарей» и наших детей

В кемеровском театре для детей и молодежи – премьера спектакля для детей «Маленькие дикари» по произведению канадского писателя и художника Э. Сетон-Томпсона.

20 ноября

Спектакль кемеровского театра кукол получил первое место на всероссийском фестивале

Спектакль «Геройские анекдоты» режиссера кемеровского театра кукол Петра Зубарева был отмечен диплом Лауреата I степени…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети